Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Отчётность подписана по доверенности

Людмила  bc37  
17.07.2017, 11:04
Коллеги, пожалуйста, помогите разобраться в ситуации!

После увольнения генерального директора участниками Общества не утверждены полномочия нового исполнительного органа. Управление в Обществе осуществляется управляющим персоналом на основании доверенностей генерального директора.
Можно ли считать действительной отчётность, подписанную одним из представителей управляющего персонала на основании такой доверенности?
zkaima  
17.07.2017, 11:41
 Думаю, что нельзя. Раз нет генерального директора, то нет и его доверенности.
ГК : ст. 185 п. 4. "Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами."  То есть, в периоде, когда нет руководителя, доверенность, выданная предыдущим руководителем, недействительна.
katya_sel  
17.07.2017, 11:45
 Людмила, Генеральный директор уже не исполняет свои обязанности, значит и его доверенность не действительна. 
ACACO  
17.07.2017, 12:44
 Людмила, доверенность подписывает единоличный исполнительный орган фирмы - ген. директор, а не Вася Пупкин в качестве физ.лица. Доверенность ген.директора действует до истечения её срока или до её отзыва надлежащим органом управления и не привязана к увольнению, болезни или даже жизни подписанта,  работника, человека.
Если доверенность надлежащая (сроки, полномочия, права ...), то отчетность действительна!
Два предыдущих ответа - неверны (некомпетентны). смайлик
zkaima  
17.07.2017, 12:59
 ACACO, да, Вы правы. Я поторопилась с выводом.
17.07.2017, 13:01
Людмила,
Эти действия должны были быть сделаны одновременно:
Увольнение генерального директора
И отзыв доверенности
А то что никто этим не озаботился это головотяпство !
Отчётность это вещь серьезная
Я бы не стала аудировать отчётность подписанную кем либо не указанным в ЕГРЮЛ.
Слишком много дополнительных процедур придётся оформлять.
Оно Вам надо?
Людмила  bc37  
17.07.2017, 13:32
 ACACO, при рассмотрении данного вопроса я исхожу из того, что подписание отчётности не относится к сфере гражданско-правовых отношений. Или я не права?
Людмила  bc37  
17.07.2017, 13:46
 Алла, подскажите, пожалуйста, какие процедуры в таком случае необходимо провести?
avatar
Грэг  
17.07.2017, 13:56
Доверенности бывают разные.

Если доверенность выдана организацией в лице гендиректора Иванова, то факт увольнения Иванова никак не повлияет на срок действия этой доверенности. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). То есть при выдаче доверенности от имени юридического лица доверителем является сама организация, а не ее руководитель. Последний выступает лишь в качестве органа юридического лица. Обстоятельства, при наступлении которых действие доверенности прекращается, перечислены в ст. 188 ГК РФ. Смена руководителя организации к ним не отнесена.
17.07.2017, 14:50
Людмила, не зная подробности трудно давать советы
Ну минимум
Запрос ЛОКУ почему отчётность подписывает не ген дир и не отзывалась ли доверенность

Если доверенность нотариальная запрос нотариусу
Запрос ген диру
Запрос органу зарегистировавшему доверенность ( отделу кадров, канцелярии и т д )
Даже в ВТБ отчётность подписывает ген дир несмотря ни на что
И даже если он в длительной командировке то находит время подписать отчёт
17.07.2017, 14:52
Грэг, а например в каких случаях организация может доверить подписание отчётности сразу нескольким людям? Ген дир т доверенному лицу?
Или ген дир лешили права подписи отчётности? За что ?
Исправлений: 1; последнее - в 17.07.2017, 15:01.
avatar
Грэг  
17.07.2017, 14:58
 Не понял вопрос.
Разумеется, может доверить нескольким лицам.
Может доверить кому угодно что угодно в пределах своих полномочий.
На то она и доверенность.

 
ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 26.06.13 № ЕД-4-3/11569
 
О ПЕРЕДАЧЕ ПОЛНОМОЧИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО ПОДПИСАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ИНОМУ ЛИЦУ НА ОСНОВАНИИ ДОВЕРЕННОСТИ
 
Федеральная налоговая служба по вопросу возможности передачи руководителем экономического субъекта своих полномочий по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности сообщает следующее.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
В соответствии с Информацией Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта; причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра. В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.
В пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 402-ФЗ указано, что руководителем экономического субъекта является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно пункту 4 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ) порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 3 статьи 40 Федерального закона № 14-ФЗ указано, что единоличный исполнительный орган общества выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 103 ГК РФ к компетенции общего собрания акционеров общества относится изменение устава общества; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 103 ГК РФ по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Согласно пункту 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исходя из вышеизложенного, ФНС России сообщает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта, то есть единоличный исполнительный орган или управляющий, которому были переданы полномочия первого на основании решения органов управления экономического субъекта. Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, руководитель экономического субъекта вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом.
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 30.04.2013 № 07-01-10/15212 также высказано мнение о том, что Федеральный закон № 402-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право руководителя экономического субъекта передать свое полномочие по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности этого экономического субъекта иному лицу на основании доверенности.
Доведите изложенную в настоящем письме позицию до подведомственных налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
 
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егоров
 
17.07.2017, 15:03
Грэг , а как это доверить подписание отчётности нескольким лицам?
Кто первый на работу пришёл?
ACACO  
17.07.2017, 15:07
Людмила
 ACACO, при рассмотрении данного вопроса я исхожу из того, что подписание отчётности не относится к сфере гражданско-правовых отношений. Или я не права?
 Не правы. Грэг всё написал. Хотя желательно увидеть доверенность, например, обезличенную (без ФИО, названия юрика, адресов ...), ну надо знать и дату увольнения ген.директора и дату отчетности... У Вас это все перед глазами, мне же надо догадываться, строить n+1 вариант...то есть?!
А то получается как в анекдоте: лечение зубов по телефонусмайлик  Или как в мультике: можно из шкурки ягненка сделать семь шапок?   Можно, но только очень маленьких!смайлик
avatar
Грэг  
17.07.2017, 15:18
 Алла, спросите об этом директора, который выдал доверенности - в какой последовательности кто и как будет подписывать. Если иное распределение обязанностей при подписании по доверенности не установлено, то именно так, как Вы сказали - кто первый пришел на работу.
Людмила  bc37  
17.07.2017, 15:25
 Грэг, спасибо Вам за письмо. Как Вы считаете, необходимо ли аудитору запросить у собственника письмо об осведомленности и согласии на такой порядок подписания отчётности?
avatar
Грэг  
17.07.2017, 15:35
 Людмила, полагаю, что это остается на усмотрение аудитора.

ФНС указало, что уведомление собственников вообще не обязательно: "Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, руководитель экономического субъекта вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом".

То есть, факт отсутствия информирования собственников о том, что "предварительный" (назовем его так, поскольку до утверждения общим собранием вся отчетность "предварительная") вариант отчетности подписан по доверенности - еще ничего не нарушает.

Вопрос может быть в другом - а что, письмо-представление, оно тоже будет подписано по доверенности? И директор за все время аудита не соблаговолил переговорить с аудитором? И не нашел двух минут, чтобы подписать важнейшие утверждения? Это наводило бы аудитора на нехорошие размышления...
Людмила  bc37  
17.07.2017, 15:46
 Грэг, в том-то и дело на данный момент генерального директора нет, он уволился, есть только лицо действующее на основании доверенности. И то, что письмо-представление будет подписано по доверенности, в том числе является предметом нашего беспокойства.
avatar
Грэг  
17.07.2017, 15:54
 Людмила,но Вы же задали вопрос только в отношении ОТЧЕТНОСТИ, подписанной по доверенности. Если доверенность на подписание отчетности - вполне рядовой случай, то как может быть доверенность на общение с аудиторами? Что конкретно написано в доверенности?
Кто исполняет обязанности директора?
Людмила  bc37  
17.07.2017, 16:41
 Грэг,в нашем случае доверенность, в том числе, на осуществление прав и обязанностей присущих генеральному директору во взаимоотношениях с Доверителем, его участниками органами управления и контроля. Считаю, что это позволяет Поверенному взаимодействовать с аудиторами, однако ранее не было полной уверенности в том, что доверенность в целом имеет силу.
avatar
Грэг  
17.07.2017, 17:03
 Людмила,при такой доверенности. получается, Вы правы. Но на Ваш вопрос насчет пообщаться на эту тему с собственниками/лицами, отвечающими за корпоративное управление - я бы пообщался... Именно потому, что не только подписание тчетнсти, но и вообще все общение происходит с доверенным лицом.
Людмила  bc37  
17.07.2017, 17:23
 Грэг, обязательно так и сделаем, спасибо Вам за помощь!
Людмила  bc37  
17.07.2017, 17:25
 Уважаемые коллеги! Спасибо всем огромное, за участие в обсуждении.
Artem  522b  
18.07.2017, 13:07
 Людмила,можно еще запрос директору направить, на предмет подписывал ли он такую доверенность. Вряд ли он ответит конечно.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.