Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

мса 570 непрерывность

manaager  
29.06.2017, 07:57
 коллеги, вот такой вопрос. 
В 570 сказано следующее:

 
21. Если финансовая отчетность подготовлена с применением принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, однако, согласно суждению аудитора, применение руководством принципа непрерывности деятельности при подготовке финансовой отчетности неправомерно, аудитор должен выразить отрицательное мнение (см. пункты A26 - A27).
 
 
A26. Если финансовая отчетность подготовлена с применением принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, однако, согласно суждению аудитора, применение руководством принципа непрерывности деятельности неправомерно, требование пункта 21 о том, что аудитор должен выразить отрицательное мнение, применяется независимо от того, раскрыт или нет в финансовой отчетности факт неправомерного применения руководством принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете.
A27. Если в конкретных обстоятельствах применение принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, является неправомерным, от руководства может потребоваться (или оно может принять решение) подготовить финансовую отчетность с использованием другого принципа (например, с учетом перспективы ликвидации). Аудитор может провести аудит такой финансовой отчетности, если установит, что при данных обстоятельствах этот другой принцип является приемлемым. Аудитор может выразить немодифицированное мнение о такой финансовой отчетности, если в ней раскрыта адекватная информация о принципе бухгалтерского учета, на основе которого была подготовлена финансовая отчетность, однако он может счесть целесообразным или необходимым включить в аудиторское заключение раздел "Важные обстоятельства" в соответствии с МСА 706 (пересмотренным) <14>, чтобы обратить внимание пользователя на такой альтернативный принцип бухгалтерского учета и на причины его применения.
-----------------

Вопрос. Как должна выглядеть отчетность, подготовленная без применения принципа непрерывности?
Чем она будет отличаться от отчетности, подготовленной на основе принципа непрерывности?
Artem  522b  
29.06.2017, 10:55
manaager
 коллеги, вот такой вопрос. 
В 570 сказано следующее:
[...]
Вопрос. Как должна выглядеть отчетность, подготовленная без применения принципа непрерывности?
Чем она будет отличаться от отчетности, подготовленной на основе принципа непрерывности?

Какова принятая руководством концепция подготовки ФО?
manaager  
29.06.2017, 11:53
Artem, не хотелось бы рассматривать частные случаи.
Вопрос в целом, чем отличается отчетность общего назначения (с учетом непрерывности) от отчетности специальной (с учетом перспективы ликвидации)?

Например, если форму 1 обозвать следующим образом "Бухгалтерский баланс (с учетом перспективы ликвидации) на 31 декабря 2016 года" - это делает отчетность специальной или нет?
nidine  
29.06.2017, 12:32
 Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности, составляемой перед ликвидационным балансом.
 
 В связи с принятием решения о ликвидации компании необходимо пересмотреть учетную политику в целях бухгалтерского учета.
Дело в том, что действующая учетная политика была сформирована исходя из допущения непрерывности деятельности. Оно подразумевает, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. У нее отсутствуют намерения ликвидироваться, поэтому обязательства будут погашаться в установленном порядке (п. 5 ПБУ 1/2008). Ну а теперь основания для такого допущения утрачены.
 
Если по состоянию на 31 декабря у вас имеется решение о ликвидации, то годовую бухгалтерскую отчетность вы представляете по общеустановленным правилам. Однако в пояснениях к ней непременно оговорите, что к запланированному сроку компания прекратит существование (п. 19 ПБУ 1/2008).
Это предполагает существенное изменение условий хозяйствования (п. 10 ПБУ 1/2008). Правило сопоставимости показателей за отчетные периоды утрачивает смысл (п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 15 ПБУ 1/2008).
В чем же заключаются основные изменения учетной политики?
 
Переклассификация активов и обязательств

 
В условиях непрерывной деятельности активы подразделяются на оборотные и внеоборотные, обязательства - на долгосрочные и краткосрочные. Этот принцип классификации закреплен в п. 19 ПБУ 4/99. Критерием является срок обращения (погашения) - 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Но если до ликвидации компании осталось меньше 12 месяцев, такая классификация теряет смысл.
Значит, в разд. I "Внеоборотные активы" и IV "Долгосрочные обязательства" стандартного баланса придется поставить прочерки.
Более того, основные средства (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальные активы перестают удовлетворять условиям их признания (п. 4 ПБУ 6/01 и п. 3 ПБУ 14/2007). Соответственно, прекращается их амортизация.
 
Ввиду переклассификации вы можете открыть новые синтетические счета.
 
Пример 1. Ввиду ликвидации в рабочий план счетов ООО введены счета 30 "Материальные активы, предназначенные для продажи" и 31 "Материальные активы, предназначенные для распределения между собственниками". На эти счета бухгалтер списал материальные внеоборотные активы:
Дебет 02 Кредит 01, 03
- списана накопленная амортизация;
- Дебет 30 Кредит 01, 03, 07, 08
- выделены объекты, предназначенные для продажи;
- Дебет 31 Кредит 01, 03, 07, 08
- выделены объекты к передаче собственникам.
 
Утрачивает смысл и понятие финансовых вложений (п. 2 ПБУ 19/02).
Аналогично не приходится говорить о материалах в их нормативном понимании (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). Ведь переработке эти товарно-материальные ценности уже не подлежат.
Исходя из задач, стоящих перед компанией, активы целесообразно перераспределить на четыре группы:
1) денежные средства;
2) дебиторская задолженность, подлежащая истребованию;
3) активы, предназначенные для продажи;
4) активы, предназначенные для распределения между собственниками компании.
Внутри третьей и четвертой групп уместна детализация (например, недвижимость, доли в уставном капитале других компаний, товарные запасы, бывшее в употреблении оборудование и т.п.).
В составе пассива нет смысла обособлять добавочный капитал и стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров. Эти статьи объединяют с нераспределенной прибылью. Утрачивает самостоятельное значение и статья "Доходы будущих периодов".
Наконец, показатели баланса "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства" нужно отнести на строку "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Кроме того, продажи компании больше не являются доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).
 
 
Не исключено, что придется увеличить резервы по сомнительным долгам. Ведь теперь срок для взыскания задолженностей у вас ограничен.
Списывают суммы, числящиеся на счете 97 "Расходы будущих периодов". Ведь "будущего" у вашей компании нет. Соответствующие суммы отнесите в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
А балансовую оценку активов целесообразно максимально приблизить к цене их возможной продажи.
 
Анатолий  f3c2  
29.06.2017, 12:46
Ситуации, вообще-то, бывают разнообразные. Например (редко, но бывает), если процедуру банкротства используют как защиту от кредиторов и назначенному конкурсному управляющему удается восстановить платежеспособность общества, а за время действия процедуры - согласовать реструктуризацию задолженности...
Тогда (при всех оговорках) бухгалтерская отчетность может быть сформирована исходя из соблюдения допущения непрерывности, более того, поскольку функционирование общества продолжается, есть растущая выручка, НДС и иные налоги, то сами налоговики настаивают на представлении обычной бух.отчетности...
Artem  522b  
29.06.2017, 13:17
manaager
Artem, не хотелось бы рассматривать частные случаи.
Вопрос в целом, чем отличается отчетность общего назначения (с учетом непрерывности) от отчетности специальной (с учетом перспективы ликвидации)?

Например, если форму 1 обозвать следующим образом "Бухгалтерский баланс (с учетом перспективы ликвидации) на 31 декабря 2016 года" - это делает отчетность специальной или нет?
Смотрите, что nidie написала. Можно пользоваться.
На сколько помню, например, ни РСБУ, ни МСФО не содержат конкретных требований к отчетности, составляемой на ином принципе, чем непрерывность деятельности. Соответственно придумывайте свои правила и составляйте.
Artem  522b  
29.06.2017, 13:20
nidine
основные средства (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальные активы перестают удовлетворять условиям их признания (п. 4 ПБУ 6/01 и п. 3 ПБУ 14/2007). Соответственно, прекращается их амортизация.
И что, что перестают. Если других требований нет, то хотим амортизируем, хотим нет.
VIC 96  528f  
29.06.2017, 13:53
 Интересно.
Если спишем с 01  счета все ОС на 30 (31) счета, то соответственно налог на имущество будет - 0р.  Соответственно сразу прибежит налоговая со своими запросами и проверками.
И пока в суде придется все доказывать - никакой тебе ликвидации не будет.
Кто-то сталкивался с такой ситуацией?
Если да, то отпишитесь пжлста...
Oktopus  
29.06.2017, 15:22
 nidine, А кто даст вам право придумывать новые счета? Только по согласованию с Минфином, что крайне проблематично
Artem  522b  
29.06.2017, 16:04
Oktopus
 nidine, А кто даст вам право придумывать новые счета? Только по согласованию с Минфином, что крайне проблематично
А кого и когда это останавливало? смайлик смайлик смайлик
 
Вообще же достаточно и имеющихся. Можно и ими обойтись.
Oktopus  
29.06.2017, 23:27
Например, такое письмо Минфина.
ПИСЬМО
от 18 января 2006 г. N 07-05-06/07

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, не видит оснований для введения в План счетов бухгалтерского учета дополнительного синтетического счета для учета отдельных видов прочих расходов.
В целях управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности, следует использовать субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета к соответствующему синтетическому счету. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Директор Департамента
Л.З.ШНЕЙДМАН
18.01.2006

Видел еще парочку писем на эту тему.


Далее КОАП. Ст. 15.11
1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
 
Artem  522b  
30.06.2017, 11:50
Oktopus
Далее КОАП. Ст. 15.11
1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
 
Так тут состав не про произвольно добавленный синтетический счет учета.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта (п. 5 ст. 10 402-ФЗ). Если ведение счета, на который не дал добро Минфин, осуществляется в этом утвержденном регистре, то какие претензии? Впрочем, советский, ныне российский суд до сих пор самый гуманный.
Oktopus  
30.06.2017, 13:51
 Не буду спорить. До сих пор не представляю, что имелось ввиду. 
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.