Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Присутствие при инвентаризации

Наталья  7e93  
13.12.2016, 16:42
Коллеги, добрый день.
Хотелось бы услышать Ваше мнение.
Может ли на инвентаризации, проводимой в ОЗХС или в обычной организации, присутствовать ассистент.
13.12.2016, 16:51
Нет!
То есть присутствовать то может, но это не будет засчитано в процедуру.
Наталья  7e93  
13.12.2016, 16:55
Почему нет
avatar
Торт  
13.12.2016, 16:56
Насчет ОЗХС - вопрос. В обычной организации - почему нет? Вполне себе, по моему опыту, на инвентаризации ездили ассистенты. По крайней мере, я был аудитором - проверял несколько складов, а ассистенты в это время ползали по другим складам.
13.12.2016, 16:59

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 17.
ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЯХ
Присутствие аудитора при проведении инвентаризации
материально-производственных запасов

2. Если величина материально-производственных запасов является существенной для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно количества и состояния материально-производственных запасов, присутствуя при их инвентаризации. Это позволяет аудитору инспектировать материально-производственные запасы, наблюдать за соблюдением установленного порядка контроля за их сохранностью и отражения в бухгалтерском учете результатов проведения инвентаризации, а также получать доказательства надежности процедур, предусмотренных руководством аудируемого лица.

Возможно, ошибаюсь, но логика такая.
Наблюдение за инвентаризацией в силу приведенного выше стандарта это процедура, осуществляемая именно аудитором. Ассистент - не аудитор (если это так), полномочий на проведение процедур у него нет.
avatar
Торт  
13.12.2016, 17:01
Стаксель,
По Вашей логике, тогда ассистент вообще ничего делать не может.
13.12.2016, 17:04
Торт
По Вашей логике, тогда ассистент вообще ничего делать не может.
Аудитор может делать все, что не отнесено стандартами к полномочиям аудитора.

Если в данном случае не согласны со мной, то опровергните не меня, а приведенную выдержку их стандарта. 

Ассистент может перекладывать ТМЦ, держать рулетку, подсчитывать. Но  наблюдает и делает вывод по процедуре - аудитор. Исключение - п.3 ст.5, где даже кофе подносить имеет право только аудитор  с новым аттестатом.
Исправлений: 2; последнее - в 13.12.2016, 17:11.
avatar 14.12.2016, 10:26
Стаксель
Нет!
То есть присутствовать то может, но это не будет засчитано в процедуру.
Очень, очень, очень тонкий вопрос. Мнения есть различные, единого мнения не выработано. 
Наталья  7e93  
14.12.2016, 10:28
А можно о мнениях подробнее
avatar 14.12.2016, 10:30
Стаксель
Нет!
То есть присутствовать то может, но это не будет засчитано в процедуру.
Очень, очень, очень тонкий вопрос. Мнения есть различные, единого мнения по данному вопросу не выработано. Что касается приведенного Вами стандарта, то везде в ФПСАД и ФСАД  под "аудитором" понимается аудиторская организация, индивидуальный аудитор. Отнюдь не аудитор, понимаемый как физлицо с аттестатом определенного цвета и труддоговором с аудитоской фирмой.
14.12.2016, 10:37
Грэг
Что касается приведенного Вами стандарта, то везде в ФПСАД и ФСАД  под "аудитором" понимается аудиторская организация, индивидуальный аудитор.
Да, было подозрение, что именно в этом ошибаюсь.
Наталья  7e93  
14.12.2016, 10:37
То есть получается ассистент может присутствовать
avatar
Торт  
14.12.2016, 11:04
Стаксель,
Честно, было лень подмигнул Но Грэг высказал прямо-таки то, о чем я думал.
14.12.2016, 11:20
Грэг
везде в ФПСАД и ФСАД  под "аудитором" понимается аудиторская организация, индивидуальный аудитор.
Все же рано согласился, поленился проверить.
Действительно, во многих стандартах есть вот это:


аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор)
Но Это распространяется только на конкретный стандарт. В ФСАД17  я этого не нашел.

Кроме того, если во всех случаях исходить из предположения, что "аудитор" в смысле стандарта не есть аудитор в смысле ФЗ, то тогда вообще зачем он нужен, аудитор с аттестатом и членством в СРО? Пусть себе ассистенты планируют, собирают доказательства и суждения выносят.
avatar
Miranda  9a9e  
14.12.2016, 12:07
Стаксель, да, было бы классно. Не надо кучу денег за ПК платить, членство , страховки... Эх, не жизнь, а малина!!!
Наталья  7e93  
14.12.2016, 12:11
Вопрос не по всем аудиторским процедурам. А по процедуре присутствия (наблюдения) за инвентаризацией. Фактически аудитор только наблюдает и оценивает качество проведения инвентаризации- для этого аттестат и особые знания не нужны. Но вопрос насколько с этим согласны проверяющие органы (СРО). Кто сталкивался? Когда инвентаризация проходит не в момент проведения проверки, а на нее специально направляют аудитора или ассистента. можно ли направить ассистента, если аудиторы заняты.
14.12.2016, 12:27
Наталья
Вопрос не по всем аудиторским процедурам. А по процедуре присутствия (наблюдения) за инвентаризацией.
Именно про эту процедуру ФПСАД 17 говорит о проведении ее АУДИТОРОМ, большими печатными буквами. 
avatar 14.12.2016, 12:34
А теперь почитаем стандарты:

ФПСАД 1

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

ФПСАД 2

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.


ФПСАД 3

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.


ФПСАД 4

2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.


ФПСАД 12

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования:
а) к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом;
б) к действиям аудиторской организации и индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) в случае, когда руководство аудируемого лица обращается с просьбой к аудитору изменить условия задания на условия, предполагающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в аудиторском заключении.

ФСАД 1/2010

2. По результатам проведенного аудита аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются "аудитор") должны выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (далее - бухгалтерская отчетность), сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.


ФСАД 5/2010

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод (далее - недобросовестные действия).


ФСАД 6/2010

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов и выявлению при этом существенных искажений указанной отчетности, вызванных преднамеренными (непреднамеренными) действиями (бездействием) аудируемого лица, противоречащими требованиям нормативных правовых актов (далее - несоблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов).


ФСАД 7/2010

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (аудиторские доказательства). В отдельных случаях аудиторским доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может быть, например, отказ руководства аудируемого лица предоставить запрашиваемое аудитором разъяснение.


ФСАД 8/2011

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (далее - аудитор) аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления (далее - отчетность, составленная по специальным правилам).


ФСАД 9/2011

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (далее - аудитор) аудита отдельной части (отдельных частей) бухгалтерской (финансовой) отчетности или отчетности, составленной по специальным правилам (далее - отдельная часть отчетности).

Достаточно?
С чего мы думаем, что и во ФПСАД 17 под "аудитором" понимается физическое лицо? Тогда как ФСАД 7/2011 по сбору аудиторских доказательств четко говорит, что он распространяется на аудиторскую организацию в целом?

Посмотрите, к примеру, п.18 ФПСАД 17:

18. Письмо в адрес организации, оказывающей аудируемому лицу юридические услуги, должно быть подготовлено, подписано руководством аудируемого лица и отправлено непосредственно аудитором. Указанное письмо должно содержать запрос о предоставлении юридической организацией аудитору информации об оказываемых аудируемому лицу юридических услугах. Если аудитор не уверен, что юридическая организация ответит на запрос общего характера, письмо должно содержать...

Вы же не считаете, что "аудитор" будет просить отправить письмо на его личный домашний адрес? Вы же не считаете, что аудитор ЛИЧНО должен ходить на почту и отправлять конверты, и именно для этого нужен его квалификационный аттестат аудитора?
Исправлений: 2; последнее - в 14.12.2016, 12:44.
avatar 14.12.2016, 12:34
Наталья
Вопрос не по всем аудиторским процедурам. А по процедуре присутствия (наблюдения) за инвентаризацией. Фактически аудитор только наблюдает и оценивает качество проведения инвентаризации- для этого аттестат и особые знания не нужны. Но вопрос насколько с этим согласны проверяющие органы (СРО). Кто сталкивался? Когда инвентаризация проходит не в момент проведения проверки, а на нее специально направляют аудитора или ассистента. можно ли направить ассистента, если аудиторы заняты.
Зависит от того, какие проверяющие органы. Если по СРО - то какое конкретно СРО.
Наталья  7e93  
14.12.2016, 12:36
Грэг, например РСА?
avatar 14.12.2016, 12:48
Я не могу говорить за всё СРО РСА, я скажу за себя. Я не припомню проблем, связанных с этим вопросом. Однако, такой вопрос время от времени вставал при проверках РФН (в последние годы его существования).

Могу сказать, что поднятый вопрос - в какой степени аудиторские процедуры делятся на основные (которые может делать только аудитор) и вспомогательные (которые может делать помощник аудитора без аттестата) - является очень болезненным и до сих пор по сути не решенным. Нормативного обоснования этому вопросу нет. Так что здесь всё очень интуитивно.
Наталья  7e93  
14.12.2016, 12:49
Cпасибо!
avatar 14.12.2016, 12:52
Наталья
То есть получается ассистент может присутствовать
Разумеется!
avatar 14.12.2016, 12:57
Грэг
Могу сказать, что поднятый вопрос - в какой степени аудиторские процедуры делятся на основные (которые может делать только аудитор) и вспомогательные (которые может делать помощник аудитора без аттестата) - является очень болезненным и до сих пор по сути не решенным. Нормативного обоснования этому вопросу нет. Так что здесь всё очень интуитивно.

Инвентаризация - инвентаризации рознь. Одно дело посчитать болты и шайбы, а другое дело проинвентаризировать драгметаллы, а еще хуже камни. Тут без специалистов и специального оборудования,  не обойтись, хоть вы три новых аттестата имейте.  Мы на такие инвентаризации всегда привлекаем независимых специалистов. 
Vasilia  c87f  
14.12.2016, 12:58
После всех проверок СРО (МоАП) и Росфинадзора ассистентов из раб. доков убрали. Фактически за инвентаризацией наблюдают ассистенты, а в раб. доках указан аудитор.
На практике как-то так.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.