Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

Варвара  b0a2  
30.11.2016, 16:15
Доброго дня, коллеги!
Нуждаемся в вашем совете:
на днях поступил запрос на проведение инициативной АП по итогам 6 месяцев 2016, проведение предполагалась в 01.2017.
Выясняется , что в ноябре 2016 компания приняла решение и приступила к ликвидации (запись в выписке из ЕГРЮЛ+ публикация в Вестнике).
имеет ли смысл браться за подобное действо? (готовить собственников к отриц АЗ по случаю принципа непрерывности деятельности либо применять МСА 570??)  возможно подскажете иные вариации на эту тему. Заранее благодарю!
nidine  
30.11.2016, 16:48
Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности, составляемой перед ликвидационным балансом.
 
 В связи с принятием решения о ликвидации компании необходимо пересмотреть учетную политику в целях бухгалтерского учета.
Дело в том, что действующая учетная политика была сформирована исходя из допущения непрерывности деятельности. Оно подразумевает, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. У нее отсутствуют намерения ликвидироваться, поэтому обязательства будут погашаться в установленном порядке (п. 5 ПБУ 1/2008). Ну а теперь основания для такого допущения утрачены.
 
Если по состоянию на 31 декабря у вас имеется решение о ликвидации, то годовую бухгалтерскую отчетность вы представляете по общеустановленным правилам. Однако в пояснениях к ней непременно оговорите, что к запланированному сроку компания прекратит существование (п. 19 ПБУ 1/2008).
Это предполагает существенное изменение условий хозяйствования (п. 10 ПБУ 1/2008). Правило сопоставимости показателей за отчетные периоды утрачивает смысл (п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 15 ПБУ 1/2008).
В чем же заключаются основные изменения учетной политики?
 
Переклассификация активов и обязательств

 
В условиях непрерывной деятельности активы подразделяются на оборотные и внеоборотные, обязательства - на долгосрочные и краткосрочные. Этот принцип классификации закреплен в п. 19 ПБУ 4/99. Критерием является срок обращения (погашения) - 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Но если до ликвидации компании осталось меньше 12 месяцев, такая классификация теряет смысл.
Значит, в разд. I "Внеоборотные активы" и IV "Долгосрочные обязательства" стандартного баланса придется поставить прочерки.
Более того, основные средства (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальные активы перестают удовлетворять условиям их признания (п. 4 ПБУ 6/01 и п. 3 ПБУ 14/2007). Соответственно, прекращается их амортизация.
 
Ввиду переклассификации вы можете открыть новые синтетические счета.
 
Пример 1. Ввиду ликвидации в рабочий план счетов ООО введены счета 30 "Материальные активы, предназначенные для продажи" и 31 "Материальные активы, предназначенные для распределения между собственниками". На эти счета бухгалтер списал материальные внеоборотные активы:
Дебет 02 Кредит 01, 03
- списана накопленная амортизация;
- Дебет 30 Кредит 01, 03, 07, 08
- выделены объекты, предназначенные для продажи;
- Дебет 31 Кредит 01, 03, 07, 08
- выделены объекты к передаче собственникам.
 
Утрачивает смысл и понятие финансовых вложений (п. 2 ПБУ 19/02).
Аналогично не приходится говорить о материалах в их нормативном понимании (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). Ведь переработке эти товарно-материальные ценности уже не подлежат.
Исходя из задач, стоящих перед компанией, активы целесообразно перераспределить на четыре группы:
1) денежные средства;
2) дебиторская задолженность, подлежащая истребованию;
3) активы, предназначенные для продажи;
4) активы, предназначенные для распределения между собственниками компании.
Внутри третьей и четвертой групп уместна детализация (например, недвижимость, доли в уставном капитале других компаний, товарные запасы, бывшее в употреблении оборудование и т.п.).
В составе пассива нет смысла обособлять добавочный капитал и стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров. Эти статьи объединяют с нераспределенной прибылью. Утрачивает самостоятельное значение и статья "Доходы будущих периодов".
Наконец, показатели баланса "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства" нужно отнести на строку "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Кроме того, продажи компании больше не являются доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99).
 
 
Не исключено, что придется увеличить резервы по сомнительным долгам. Ведь теперь срок для взыскания задолженностей у вас ограничен.
Списывают суммы, числящиеся на счете 97 "Расходы будущих периодов". Ведь "будущего" у вашей компании нет. Соответствующие суммы отнесите в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
А балансовую оценку активов целесообразно максимально приблизить к цене их возможной продажи.

 
Варвара  b0a2  
30.11.2016, 17:57
nidine, благодарю за развернутый ответ! Возможно,я была не точна в формулировках..Но речь идет о необходимости-обоснованности проведения АП.
01.12.2016, 09:52
Варвара
Но речь идет о необходимости-обоснованности проведения АП.
Так это пусть заказчик решает, тем более, что аудит инициативный. Право имеют.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.