Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Модификация аудиторского заключения

18.10.2016, 12:10
Добрый день, уважаемые коллеги. Проходим проверку казначейства. Контролеры настаивают, что мы должны модифицировать аудиторское заключение по причине отсутствия в пояснениях информации о ССЧ, аффилированных лицах и событий после отчетной даты. Не считаю указанную информацию существенной. Есть письмо от клиента об отсутствии СПОД и раскрыты аффилированные лица (операции с ними не осуществлялись, кроме начисления зарплаты директору, но и эта сумма несущественна). Раб.доки по рассмотрению СПОД и связанных сторон мы оформляли. Пишу объяснение, сослалась, конечно, на ФСАД 2/2010. Посоветуйте, пожалуйста, что еще можно привести в качестве довода.  
avatar
Торт  
18.10.2016, 12:27
avatar
Грэг  
18.10.2016, 12:32
Интересный вопрос. Думаю, у казначейства есть основания для такого вывода.

В свое время был суд между РФН и аудиторской фирмой, там помимо всего прочего рассматривался вопрос о количественном подходе к качественному раскрытию информации Посмотрите, может быть, на какие-то мысли наведёт..


 Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2013 года по Делу № А56-47644/2013


…Также при проведении проверки Управлением установлено, что ООО «Ассистент» соответствующим образом не модифицировало аудиторское заключение при недостаточном раскрытии информации о связанных сторонах в финансовой (бухгалтерской) отчетности по следующим аудиторским заданиям: ОАО «Оборонсервис» (аудиторские заключения за 2009, 2010, 2011 года); ОАО «61 БТРЗ» (аудиторские заключения за 2009, 2010, 2011 года); ОАО «УТ ЛенВо» (аудиторское заключение за 2009 год); ОАО «60 арсенал» (аудиторское заключение за 2011 год); ОАО «Славянка» (аудиторское заключение за 2010 год), в нарушение пункта 15 ФПСАД № 9 «Связанные стороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (пункт 3 предписания). Аудитор не выполнил аудиторские процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся выявления и раскрытия финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах по следующим аудиторским заключениям: ОАО «61 БТРЗ» (аудиторские заключения за 2009, 2011 года), в нарушение пункта 3 ФПСАД № 9 «Связанные стороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (пункт 4 предписания).


В обоснование заявленных требований Общество указало, что аудиторские заключения не модифицируются, если информация по любым разделам аудиторских процедур, в том числе о связанных сторонах и операциях с ними, не существенна. Также модификация аудиторских заключений в случаях, когда в пояснительных записках к бухгалтерской отчетности не была раскрыта информация по размеру вознаграждений, выплачиваемых организациями основному управленческому аппарату, не требовались, так как размеры выплат проводились в соответствии с представленными документами и уровень существенности этих выплат не влиял на достоверность бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем, пунктом 15 ФПСАД № 9 «Связанные стороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696, установлено, что если аудитор не получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о недостаточном раскрытии информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности, то он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.


При этом данное положение ФПСАД № 9 не ставит модификацию аудиторского заключения в рассматриваемом случае в зависимость от уровня существенности по операциям со связанными сторонами. Пункт 15 ФПСАД № 9 однозначно указывает, что при недостаточности раскрытия информации о связанных сторонах в финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
 
Также согласно подпункту «а» пункта 3 Федерального стандарта аудиторской деятельности № 2 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», утвержденного приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н (далее – ФСАД 2/2010), аудитор должен модифицировать аудиторское мнение в случае, когда аудитор приходит к основанному на полученных аудиторских доказательствах выводу о том, что бухгалтерская отчетность в целом содержит существенные искажения.


Согласно пункту 4 ФПСАД № 4 «Существенность» характер (качество) искажений должны приниматься во внимание.


В силу пункта 10 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденного приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н (далее – ПБУ 11/2008), если в отчетном периоде организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, проводила операции со связанными сторонами, то в бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация: характер отношений (в соответствии с пунктом 6 ПБУ 11/2008); виды операций; объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении); стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям; условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов; величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода; величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам. Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухгалтерскую отчетность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.
 
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 11/2008 организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда:
- такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
- такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
- такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом.
Согласно пункту 11 ПБУ 11/2008 информация, подлежащая раскрытию в соответствии с пунктом 10 ПБУ 11/2008, должна раскрываться отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон: основного хозяйственного общества (товарищества); дочерних хозяйственных обществ; преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ; зависимых хозяйственных обществ; участников совместной деятельности; основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность. Для целей настоящего Положения под основным управленческим персоналом организации понимаются руководители (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), их заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации, а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации; других связанных сторон.
В силу пункта 12 ПБУ 11/2008 в составе информации о связанных сторонах организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых такой организацией основному управленческому персоналу в совокупности и по каждому из следующих видов выплат: краткосрочные вознаграждения - суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т.п. платежи в пользу основного управленческого персонала); долгосрочные вознаграждения - суммы, подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:
- вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);
- вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;
- иные долгосрочные вознаграждения.
В соответствии с пунктом 14 ПБУ 11/2008 информация о связанных сторонах, предусмотренная настоящим Положением, включается в пояснительную записку отдельным разделом.
При этом, раскрытие вознаграждения управляющему персоналу оценивается с точки зрения полноты раскрытия информации и является существенным, исходя из качественной стороны оценки существенности.
Кроме того, информация об операциях со связанными сторонами, указанная в дополнения к заявлению, не включена в пояснительную записку отдельным разделом, что не позволяет без дополнительной информации определить какие из сторон являлись связанными.


Также, в нарушение пункта 10 ПБУ 11/2008 по операциям со связанными сторонами частично отсутствует следующая информация, которая раскрывается, как минимум, что влияет на полноту раскрытия информации (отсутствует в бухгалтерская отчетности, по которой в акте внешней проверки указано наличие операций со связанными сторонами и отсутствие раскрытия в отдельном разделе пояснительной записки), например:
- характер отношений (в соответствии с пунктом 6 ПБУ 11/2008): ОАО «61 БТРЗ» за 2009 и 2010 годы; ОАО «УТ ЛенВо» за 2009 год; ОАО «60 арсенал» за 2011 год; ОАО «Славянка» за 2011 год;
- объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении): ОАО «60 арсенал» за 2011 год; ОАО «Славянка» за 2011 год;
- условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям: ОАО «61 БТРЗ» за 2009 и 2010 годы; ОАО «УТ ЛенВо» за 2009 год; ОАО «60 арсенал» за 2011 год; ОАО «Славянка» за 2011 год;
- форма расчетов: ОАО «61 БТРЗ» за 2009 и 2010 годы; ОАО «УТ ЛенВо» за 2009 год; ОАО «60 арсенал» за 2011 год; ОАО «Славянка» за 2011 год.
При осуществлении внешнего контроля качества работы ООО «Ассистент» выявлено, что в рамках выполнения указанных в пункте 4 акта проверки аудиторских заданий, информация о связанных сторонах, требуемая в соответствии с положениями ПБУ 11/2008, раскрыта недостаточно и не отражена в соответствующем разделе пояснительной записки.
Таким образом, в нарушение пункта 15 ФПСАД № 9 ООО «Ассистент» не модифицировало соответствующим образом аудиторские заключения по следующим аудиторским заданиям: ОАО «Оборонсервис» (аудиторские заключения за 2009, 2010, 2011 года); ОАО «61 БТРЗ» (аудиторские заключения за 2009, 2010, 2011 года); ОАО «УТ ЛенВо» (аудиторское заключение за 2009 год); ОАО «60 арсенал» (аудиторское заключение за 2011 год); ОАО «Славянка» (аудиторское заключение за 2010 год).
В силу пункта 3 ФПСАД № 9 аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся выявления и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах, а также существенного влияния операций между аудируемым лицом и связанной стороной на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не менее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции со связанными сторонами.
Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации о связанных сторонах, процедуры, определенные в настоящем правиле (стандарте), позволят предоставить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации о связанных сторонах.


При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные аудиторские процедуры, являющиеся необходимыми в данных условиях.
В документах, полученных Управлением от ООО «Ассистент» по аудиторскому заданию ОАО «61 БТРЗ» за 2009 год и аудиторскому заданию ОАО «61 БТРЗ» за 2010 год, рабочие документы РД-СС «Проверка связанных сторон», указанные в заявлении Общества как переданные, отсутствуют. При этом представленные в рамках дополнения к заявлению документы подтверждают, что у ОАО «61 БТРЗ» имелись связанные стороны, нераскрытые в пояснительной записке.
Проведение процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающихся выявления и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах, в ООО «Ассистент» проводится в рабочем документе РД-СС «Проверка связанных сторон», которые не были предоставлены группе инспекторов в рамках проведения внеплановой выездной внешней проверки качества работы ООО «Ассистент». При отсутствии рабочего документа РД-СС «Проверка связанных сторон» отметка в рабочем документе ОФ-2-Ю «Программа аудита» о выполнении рабочего документа не подтверждает выполнения процедуры.


Таким образом, в соответствии с положениями ФПСАД № 9 и ФСАД 2/2010 ООО «Ассистент» не модифицировало соответствующим образом аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «61 БТРЗ» за вышеуказанные года.
18.10.2016, 12:51
Алсу Юсупова
отсутствия в пояснениях информации о ССЧ
А что это?

Алсу Юсупова
аффилированных лицах и
Раскрывать надо не всех лиц, а только тех, которые прямо указаны в ПБУ. Если их нет, то и раскрывать не надо. И подлежащих раскрытию сделок может не быть. А вот ключевой управленческий персонал есть всегда.

Алсу Юсупова
событий после отчетной даты.
Если не ошибаюсь, ПБУ не требует писать, что СПОДов нет. Соответственно, если их нет, можно вообще не упоминать.

Грэг
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2013 года по Делу № А56-47644/2013
Да, формально опровергнуть невозможно.
Исправлений: 1; последнее - в 18.10.2016, 12:56.
18.10.2016, 13:02
Грэг, спасибо Вам огромное, раб. док про СПОД и связанные стороны у нас есть. Попробую на них сослаться. Вот про ССЧ совсем беда.
avatar
Escapist  
18.10.2016, 13:25
Да, кстати, в соседней теме задавали вопрос, зачем у клиента обязательно просить письмо-представление, "ведь вся отчетность проверена к первичке". Одна из причин - как раз связанные стороны. Способы получения доказательств у аудитора ограничены, ответственность высокая.
vasa_p  
18.10.2016, 14:58
Коллеги, что такое ССЧ?
avatar
Торт  
18.10.2016, 15:07
vasa_p
Коллеги, что такое ССЧ?

Судя по всему - среднесписочная численность.
18.10.2016, 15:12
А в соответствии с каким ПБУ мы среднесписочную численность должны в пояснениях раскрывать?
Спасибо
18.10.2016, 15:18
18.10.2016, 15:19
Алла Колесникова
А в соответствии с каким ПБУ мы среднесписочную численность должны в пояснениях раскрывать?
Спасибо
пункт 31 ПБУ 4/99. Там четко указано, что организация в Пояснениях должна раскрывать информацию о ССЧ. Отсюда и придирки контролеров, что необходимая информация не раскрыта.
Вячеслав  2aad  
18.10.2016, 20:45
Белоснежка, а если не раскрыта информация о ЧСС, модификация? как существенность можно применить к данному показателю ? 
Или например, п.12 ПБУ 11 в составе информации о связанных сторонах организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых такой организацией основному управленческому персоналу в совокупности и по каждому из следующих видов выплат:
краткосрочные вознаграждения - суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т.п. платежи в пользу основного управленческого персонала);
Если к примеру вознаграждение одной суммой указана, без разбивки, или без взносов,  следовательно информация не указанна, это тоже существенно ?
Я учусь, хочу понять если информация о раскрытие указанна в в той или иной ПБУ, а ее в отчетности нет, значит модификация?
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.