Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:
Все файлы из этой темы

Имя файла Размер файлов   Написал Дата  
о формах АЗ _Совет по АД.doc 95 KB открыть | скачать AllaL 27.03.2015 Читать сообщение

Аудиторское заключение страховщику и мнение об эффективности внутреннего контроля.

avatar
poa  
27.03.2015, 10:55
 
Закон об организации страхового дела предусматривает, что АЗ должно содержать раздел об эффективности организации системы внутреннего контроля.
 
ФСАД предписывает, что, в случае, если аудитор должен выразить мнение об эффективности данной системы, абзац в отношении системы внутреннего контроля не должен содержать фразы «но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля».
 
Сборник АЗ Совета по аудиторской деятельности в образце для страховщиков такую фразу, тем не менее, содержит, а ниже, после АЗ, идет Отчет по требованию Закона об организации страхового дела, где, собственно, и проводится оценка этой самой эффективности.
 
Все документы приведены ниже.
 
Вопрос в том, не усматривают ли здесь уважаемые коллеги логического противоречия и как его разрешить?
 
 
 В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля. [Если в соответствии с условиями аудиторского задания аудитор должен выразить мнение об эффективности системы внутреннего контроля в связи с аудитом бухгалтерской отчетности, то последнее предложение формулируется следующим образом: "В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление достоверной бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих условиям задания аудиторских процедур".]

Приказ Минфина РФ от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная информация в аудиторском заключении")

 
2. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика должно содержать раздел о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора, и об эффективности организации системы внутреннего контроля страховщика.

ст. 29, Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 08.03.2015) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

2.3.Примерная форма

аудиторского заключения

о годовой бухгалтерской отчетности страховой организации,

составленной в соответствии с российскими правилами

составления бухгалтерской отчетности страховщиками

 
[Аудиторское заключение составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:
аудируемым лицом является страховаяорганизация;
аудит проводился в отношении полного комплекта годовой бухгалтерской отчетности, состав которой установлен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
годовая бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской  отчетности страховщиками;
условия аудиторского задания в части ответственности руководства аудируемого лица за годовую бухгалтерскую отчетность соответствуют требованиям российских правил составления бухгалтерскойотчетности страховщиками;
помимо обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности статья 29 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусматривает обязанность аудитора провести дополнительную работу по проверке выполнения страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных указанным Законом и нормативными актами органа страхового надзора, а такжеэффективности организации системы внутреннего контроля страховщика.]
 
 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о годовой бухгалтерской отчетности

акционерного общества «YYY»

за 2014 год

 

 

Акционерам акционерного общества «YYY»
 
Аудируемое лицо:
акционерное общество «YYY»,
ОГРН 8800000000000,
115621, Москва, улица Профсоюзная, дом 220.
Аудиторская организация:
акционерное общество «ZZZ»,
ОГРН 9900000000000,
111421, Москва, улица Королева, дом 101,
член саморегулируемой организации аудиторов «ААА»,
ОРНЗ 01234567890.
 
Мы провели аудит прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности  акционерного общества «YYY» (далее – Общество) за 2014 год, состоящей из бухгалтерского баланса страховщика, отчета о финансовых результатах страховщика, приложений к бухгалтерскому балансу страховщика и отчету о финансовых результатах страховщика, в том числе отчета об изменениях капитала страховщика и отчета о движении денежных средств страховщика, пояснений к бухгалтерскому балансу страховщика и отчету о финансовыхрезультатах страховщика.
 

Ответственность аудируемого лица

за годовую бухгалтерскую  отчетность

 

Руководство аудируемого лицанесет ответственность за составление и достоверность указанной годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской  отчетности страховщиками и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления годовой бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
 
Ответственность аудитора

 

Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что годовая бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в годовой бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации. Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность годовой бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством Общества, а также оценку представления годовой бухгалтерской отчетности в целом.
Мы полагаем, что полученные в ходе аудита аудиторские доказательства дают достаточные основания для выражения мнения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности.
 

Мнение

 

По нашему мнению, годовая бухгалтерская  отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение Общества по состоянию на 31 декабря 2014 года, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2014 год в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности страховщиками.
 

Отчет

о результатах проверки в соответствии с требованиями

Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 
Руководство Общества несет ответственность за выполнение Обществом требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – ЗаконРоссийской Федерации) и нормативными актами органа страхового надзора, а также за организацию системы внутреннего контроля Общества в соответствии с требованиями ЗаконаРоссийской Федерации.
В соответствии со статьей 29ЗаконаРоссийской Федерации в ходе аудита годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2014 год мы провели проверку:
выполнения Обществом требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных ЗакономРоссийской Федерации и нормативными актами органа страхового надзора;
эффективности организации системы внутреннего контроля Общества, требования к которой установлены ЗакономРоссийской Федерации.
Указанная проверка ограничивалась такими выбранными на основе нашего суждения процедурами, как запросы, анализ, изучение внутренних организационно-распорядительных и иных документов Общества, сравнение утвержденных Обществом положений, правил и методик с требованиями, установленными ЗакономРоссийской Федерации и нормативными актами органа страхового надзора, а также пересчетом и сравнением числовых показателей и иной информации, в том числе содержащихся в отчетности в порядке надзора Общества.
В результате проведенных нами процедур установлено следующее:
1) в части выполнения Обществом требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных ЗакономРоссийской Федерациии нормативными актами органа страхового надзора:
а) по состоянию на 31 декабря 2014 года Общество имеетнадлежащим образом оплаченный уставный капитал, размер которого не ниже установленного ЗакономРоссийской Федерации минимального размера уставного капитала страховщика;
б) по состоянию на 31 декабря 2014 годасостав и структура активов, принимаемых Обществом для покрытия страховых резервови собственных средств (капитала), соответствует требованиям, установленным нормативными актами органа страхового надзора;
в) по состоянию на 31 декабря 2014 года нормативное соотношениесобственных средств (капитала) и принятых обязательств Общества,порядок расчета которого установлен органом страхового надзора, соблюдено;
г) расчет страховых резервов Общества по состоянию на 31 декабря 2014 года осуществлен в соответствии с правилами формирования страховых резервов, утвержденнымиорганом страхового надзора, и положением о формировании страховых резервов Общества, утвержденнымОбществом;
д) в течение года, закончившегося 31 декабря 2014 года, Общество осуществляло передачу рисков в перестрахование исходя из собственного удержания, порядок определения [размер] которого установлен учетной политикойОбщества.
Мы не проводили каких-либо процедур в отношении данных бухгалтерского учета Общества, кроме процедур, которые мы сочли необходимыми для целей выражения мнения о том, отражает ли годовая бухгалтерская отчетность Общества достоверно во всех существенных отношениях его финансовое положение по состоянию на 31 декабря 2014 года, финансовые результаты его деятельности и движение денежных средств за 2014 год в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности;
2) в части эффективности организации системы внутреннего контроля Общества:
а) по состоянию на 31 декабря 2014года учредительные и внутренние организационно-распорядительные документы Общества в соответствии с Законом Российской Федерациипредусматривают создание системы внутреннего контроля и устанавливают полномочия лиц, осуществляющих внутренний контроль в Обществе;
б) по состоянию на 31 декабря 2014 года Обществом назначен внутренний аудитор [создана служба внутреннего аудита], подчиненный[подчиненная] и подотчетный[подотчетная] совету директоров [наблюдательному совету/общему собранию акционеров] Общества, и наделенный[наделенная]соответствующими полномочиями, правами и обязанностями;
в) на должность внутреннего аудитора [руководителя службы внутреннего аудита] Общества назначено лицо, соответствующее квалификационным и иным требованиям, установленным Законом Российской Федерации;
г) утвержденное Обществом положение о внутреннем аудите соответствует требованиям ЗаконаРоссийской Федерации;
д) внутренний аудитор [руководитель и работники службы внутреннего аудита], ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях Общества, не участвовали в проверке деятельности этих структурных подразделений [привлекались для проверки этих структурных подразделений по истечении 12 месяцев со дня окончания работы в этих структурных подразделениях];
е) отчеты внутреннего аудитора [службы внутреннего аудита] Общества о результатах проведенных проверок в течение 2014 года составлялись с установленной Законом Российской Федерации периодичностью и включали наблюдения, сделанные внутренним аудитором [службой внутреннего аудита] в отношении нарушений и недостатков в деятельности Общества, их последствий, и рекомендации по устранению таких нарушений и недостатков, а также информацию о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков в деятельности Общества;
ж) в течение года, закончившегося 31 декабря 2014 года, совет директоров [наблюдательный совет/общее собрание акционеров], исполнительные органы управления Общества рассматривали отчеты внутреннего аудитора [службы внутреннего аудита] и предлагаемые меры по устранению нарушений и недостатков.
Процедуры в отношении эффективности организации системы внутреннего контроля Общества были проведены нами исключительно с целью проверки соответствия предусмотренныхЗакономРоссийской Федерациии описанных выше элементов организации системы внутреннего контроля требованиям ЗаконаРоссийской Федерации.
 
 
Руководитель, аудиторская                      [подпись]            Инициалы, фамилия
организация «ZZZ»                                                              
 
«_____» _____________ 2015 года
 
 
 
 

 
AllaL  
27.03.2015, 15:20
poa, Вы правы. 

Противоречия усматриваются, но пусть они останутся на совести разработчиков и законодателей. 

Я сама люблю покритиковать других, но в данном случае даже думать не буду, а буду тупо выполнять рекомендации по страховщикам. 

Тем более, что САД предложил СРО и Росфиннадзру руководствоваться ими при ВККР.

Зато алиби 100% - вы решили - я исполнила. Разбирайтесь между собой.

Извините за конформизм, самой неприятно.
Вложения:
открыть | скачать - Минфин о формах АЗ _Совет по АД.doc (95 KB)
avatar
Грэг  
27.03.2015, 15:31
Аудитор обязан быть законопослушным и исполнять закон. Исполнять рекомендации (кстати, вообще не являющиеся нормативным документом) в части, прямо противоречащей федеральному закону - ошибка, которая должна быть отмечена именно тем самым ВККР.
Наталья  4add  
27.03.2015, 15:42
А в законе 4015-1 указано, что должно содержаться в АЗ.
И это противоречит аудиторским стандартам.

Какой именно из законов будет отмечен как нарушенный при ВКК - 1, 2 или сразу оба?
avatar
Грэг  
27.03.2015, 15:58
Поясните, как указанное в законе 4015-1 противоречит аудиторским стандартам?
ФСАД 1/2010 всё что надо - предусматривает:


19. В случае, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации на аудитора возлагается обязанность по выполнению в ходе аудиторского задания дополнительной по отношению к предусмотренной федеральными стандартами аудиторской деятельности работы и составлению отчета о результатах этой дополнительной работы <*>, аудитор сообщает в аудиторском заключении о результатах такой дополнительной работы в отдельном разделе аудиторского заключения, озаглавленном, например, "Заключение в соответствии с требованиями [наименование, дата, номер нормативного правового акта]".

--------------------------------

<*> Например, когда на аудитора возложена ответственность: за сообщение информации по определенным вопросам, если они привлекли внимание аудитора в ходе аудита; проведение определенных дополнительных процедур и составление отчета по результатам их проведения; выражение мнения в отношении определенных обстоятельств (правильности, полноты ведения регистров бухгалтерского учета, правильности корреспонденции счетов бухгалтерского учета, др.).

20. Включение в аудиторское заключение отдельного раздела с описанием результатов дополнительной работы, выполненной аудитором, должно быть сделано таким образом, чтобы было понятно, что обязанность по выполнению такой работы возложена на аудитора в дополнение к ответственности за аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной федеральными стандартами аудиторской деятельности. В некоторых случаях от аудитора может потребоваться составление отдельного отчета или заключения по результатам выполненной дополнительной работы.

21. Если аудиторское заключение содержит отдельный раздел с описанием результатов дополнительной работы, выполненной аудитором в ходе аудиторского задания, то уместные в данных обстоятельствах заявления и описания, аналогичные предусмотренным в пункте 3 настоящего стандарта, должны быть включены в раздел "Заключение о бухгалтерской отчетности". Раздел "Заключение в соответствии с требованиями [наименование, дата, номер нормативного правового акта]" должен следовать за разделом "Заключение о бухгалтерской отчетности".

Так что неисполнение требований 4015-1 будет нарушением п.19-21 ФСАД 1/2010. Отметить нарушение 4015-1 ВККР не вправе, он проверяет только соблюдение 307-ФЗ, стандартов, кодекса этики и правил независимости (см.ст.10 307-ФЗ).
avatar
poa  
27.03.2015, 18:02
"А в законе 4015-1 указано, что должно содержаться в АЗ.
И это противоречит аудиторским стандартам."


Вот я и думаю. Возможно, идея авторов сборника и состояла в том, чтобы просто разместить рядом два разных документа - стандартное немод. заключение безо всякой оценки эффективности + отчет по закону об ОСД с оценкой эффективности.
avatar
poa  
27.03.2015, 18:28
И еще. Какими временными рамками ограничена оценка эффективности системы внутреннего контроля? Если аудитор подтверждает ГБО 2014, он оценивает, как именно эта отчетность внутренне контролировалась.. А в Сборнике - отчеты в течении 2014 года. А разве внутренний аудитор не должен дождаться предварительной ГБО и потом ее проверять, писать отчет и сигнализировать собственнику? А потом править и передавать на внешний аудит? Т. е. почему "в течении 2014", а не "в отношении 2014"?
avatar
Грэг  
27.03.2015, 18:45
poa
Вот я и думаю. Возможно, идея авторов сборника и состояла в том, чтобы просто разместить рядом два разных документа - стандартное немод. заключение безо всякой оценки эффективности + отчет по закону об ОСД с оценкой эффективности.
Я тоже так думаю и это совершенно не противоречит п.19-21 ФСАД 1/2010. Поскольку отчет этот в терминах стандарта есть отдельный раздел с описанием результатов дополнительной работы. И чему это противоречит, что нарушает?
avatar
Escapist  
28.03.2015, 17:58
1.Мнение об эффективности СВК в дополнительном разделе не высказывается, в приведенных формулировках - аудитор подтверждает факт наличия некотоых признаков функционирования службы внутреннего аудита. Никакого противоречия нет.
2. Внутренний аудитор проверяет не только и как правило не столько отчетность. 
Наталья  4add  
29.03.2015, 08:17
Противоречит это закону № 4015-1:

Статья 29, п. 2. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика должно содержать раздел о выполнении страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора, и об эффективности организации системы внутреннего контроля страховщика.


Т.е. по ФСАД 10 - нельзя в АЗ высказываться об эффективности СВК, а по 4015-1 аудитор обязан это сделать.

Закон 4015-1 - федеральный.
avatar
poa  
29.03.2015, 11:14
За заведомо ложное АЗ - ответственность вплоть до уголовной. А за допотчет? Если занять позицию Натальи, то допотчет - полноценная часть заключения и ответственность за него та же, что и за АЗ..
avatar
Грэг  
29.03.2015, 11:18
Наталья, применяйте п.19-22 ФСАД 1/2010. Высказывание мнение об эффективности организации СВК по 4015-1 это дополнительная (сверх обычного аудита) работа, которая раскрывается в дополнительном разделе АЗ. Ничему не противоречит.
avatar
Грэг  
29.03.2015, 11:20
Что касается соответствия методики требованиям 4015-1 , то тут другой вопрос. Может и несоответствует. Тогда применяемых закон, а методичку по боку.
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.