Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Аудит: теория и практика

Обсуждаем:

Аудиторское заключение о затратах инвестора

Алексей  e460  
04.06.2013, 18:30
В соответствии с порядком взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при рассмотрении вопросов о возмещении затрат, понесенных инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов (Приложение к постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 433-ПП)
«7. Предельный объем затрат, подлежащих возмещению, не может превышать размер фактических затрат инвестора, понесенных при исполнении обязательств по строительству (реконструкции), предусмотренных инвестиционным контрактом (договором), отраженных в данных бухгалтерского учета. Указанные данные бухгалтерского учетадолжны быть подтверждены аудиторским заключением, подготавливаемым по заказу инвестора».

Однакоаудиторское заключение— мнение о достоверности бухгалтерской отчетности (часть 1 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Соответственно, аудиторским заключением назвать подтверждение данных бухгалтерского учета (о фактических затратах инвестора при исполнении инвестиционного контракта) нельзя.

С другой стороны, уполномоченный орган (Департамент экономической политики и развития города Москвы) возможно не примет подтверждение, озаглавленное по-иному.

Кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой ?

Заранее спасибо за ответ.
avatar
Грэг  
05.06.2013, 02:03
AlexC
Соответственно, аудиторским заключением назвать подтверждение данных бухгалтерского учета (о фактических затратах инвестора при исполнении инвестиционного контракта) нельзя.

До ноября 2011 года я бы с Вами полностью согласился. Однако, с ноября 2011 года действует ФСАД 8/2011. Он распространяется и на аудит "отчетности, содержащей финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами (для подтверждения соблюдения таких правил)"; и на  аудит
"другой аналогичной отчетности, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей".
 
Встает тот же вопрос, что и у Вас - а тотли это "аудит"? Ведь никто не отменял определение аудита по 307-ФЗ.

Совет по аудиторской деятельности издал разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность «Определение вида услуг, требования к порядку оказания которых определены федеральными стандартами аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011» (ППЗ 2-2012) - см. протокол САД №8 от 26.03.2013.

Последовательность рассуждений авторов документа была следующая.

 В соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» аудиторская организация, индивидуальный аудитор оказывают услуги по проведению аудита отчетности, составленной по специальным правилам.  Исходя из ФСАД 8/2011 под отчетностью, составленной по специальным правилам, понимается отчетность, содержащая систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления.

Далее в документе делается вывод: предметом услуг, требования к порядку оказанию которых определены ФСАД 8/2011 является отчетность, отвечающая следующим двум условиям, установленным частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

а) она является аналогичной по составу отчетности, предусмотренной Федеральным законом "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

б) она, как правило, предусмотрена иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Исходя из этого, в разъяснении сделаны следующие утверждения:

- отчетность, составленная по правилам налогового учета, - является разновидностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит информацию, сформированную, как правило, в бухгалтерском учете и аналогичную по составу информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

- отчетность, содержащая финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами, - содержит информацию, сформированную, как правило, в бухгалтерском учете и аналогичную по составу информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; предусмотрена федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

и т.п.

Сделав эти выводы, авторы документа обращают внимание на то, что услуги, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011, представляют собой независимую проверку финансовой информации аудируемого лица. Целью такой проверки является выражение мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности указанной информации. Мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности указанной информации выражается в аудиторском заключении, содержание, форма и порядок подписания которого, соответствуют установленным Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Обобщая вышеизложенные аргументы, авторы документа приходят к выводу, что содержание услуг, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011, соответствуют содержанию аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленному частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ФСАД 8/2011 при оказании услуг, предусмотренных этими федеральными стандартами аудиторской деятельности, аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе независимости, а также всем федеральным стандартам аудиторской деятельности, применимым при проведении аудита.

В заключение документа делается общий вывод, что услуги, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011, являются аудитом в смысле части 3 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Вот так.
zkaima  
05.06.2013, 05:39
Уважаемый Грэг, в как Вам это:


09:04:2013 15:22 от Автоинформатора Минфина России
РАЗЪЯСНЕНИЕ
практики применения
законодательства Российской Федерации
и иных нормативных правовых актов,
которые регулируют аудиторскую деятельность
(одобрено Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г., протокол № 8)
(ППЗ 2-2012)
«Определение вида услуг, требования к порядку оказания которых определены федеральными
стандартами аудиторской деятельности
ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011»
В соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» аудиторская организация, индивидуальный аудитор оказывают услуги по проведению аудита отчетности, составленной по специальным правилам. В соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор оказывают услуги по проведению аудита отдельной части отчетности.
Предмет услуг, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011
Исходя из ФСАД 8/2011 под отчетностью, составленной по специальным правилам, понимается отчетность, содержащая систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления. Примерами такой отчетности являются: а) отчетность, составленная по правилам налогового учета; б) отчетность, отражающая доходы и расходы с использованием кассового метода (для представления кредиторам); в) отчетность, содержащая финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами (для подтверждения соблюдения таких правил); г) отчетность, составленная по специальным правилам, обусловленным требованиями договора (например, кредитного договора, условиями облигационного займа или гранта); д) другая аналогичная отчетность, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей.
Предметом услуги, требования к порядку оказанию которой определены ФСАД 9/2011, является отдельная часть (отдельные части) бухгалтерской (финансовой) отчетности или отчетности, составленной по специальным правилам. Примерами отдельных частей отчетности, включая соответствующие пояснения и раскрытие наиболее важных способов составления ее, являются: а) отдельный отчет, входящий в состав отчетности; б) отдельная статья отчета, входящего в состав отчетности; в) отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав отчетности (например, дебиторская задолженность, резерв сомнительных долгов, запасы, стоимость нематериальных активов, перечень активов, находящихся во внешнем управлении, и получаемый в связи с этим доход, перечень арендных платежей, выплаты дивидендов или премий).
Таким образом, предметом услуг, требования к порядку оказанию которых определены ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011, является отчетность, отвечающая следующим двум условиям, установленным частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:
а) она является аналогичной по составу отчетности, предусмотренной Федеральным законом "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
б) она, как правило, предусмотрена иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В частности:
отчетность, составленная по правилам налогового учета, - является разновидностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит информацию, сформированную, как правило, в бухгалтерском учете и аналогичную по составу информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
отчетность, содержащая финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами, - содержит информацию, сформированную, как правило, в бухгалтерском учете и аналогичную по составу информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; предусмотрена федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
отдельный отчет, входящий в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, - является частью бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит информацию, сформированную в бухгалтерском учете; предусмотрен Федеральным законом "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
отдельная статья отчета, входящего в состав отчетности, - является частью бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит информацию, сформированную в бухгалтерском учете; предусмотрена изданными в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" нормативными правовыми актами;
отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав отчетности, - является частью бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержит информацию, сформированную в бухгалтерском учете; предусмотрен изданными в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" нормативными правовыми актами.
Содержание услуг, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011
Услуги, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011, представляют собой независимую проверку финансовой информации аудируемого лица. Целью такой проверки является выражение мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности указанной информации. Мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности указанной информации выражается в аудиторском заключении, содержание, форма и порядок подписания которого, соответствуют установленным Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Таким образом, содержание услуг, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011, соответствуют содержанию аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленному частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Общий подход к оказанию услуг согласно ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011
В соответствии с пунктом 5 ФСАД 8/2011 и пунктом 4 ФСАД 9/2011 при оказании услуг, предусмотренных этими федеральными стандартами аудиторской деятельности, аудиторская организация, индивидуальный аудитор должны следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе независимости, а также всем федеральным стандартам аудиторской деятельности, применимым при проведении аудита.
Исходя из изложенного, услуги, требования к порядку оказания которых определены ФСАД 8/2011 и ФСАД 9/2011, являются аудитом в смысле части 3 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
avatar
Вэн  
05.06.2013, 08:45
Сталкивались. Мы оформляем все по ФСАД №8, как указывал Грэг. До нас такие же заключения выдавал Прайс, тока он выдавал по аналогичному международному стандарту. Оформленное по ФСАД №8 заключение ничем не отличается от Прайсова, ну кроме мутотни о аудиторе и аудируемом лице. А так все нормально - инвесторов по крайней мере все устраивает.
05.06.2013, 09:31
в данном случае адуит проводится в отношении отдельной части отчтености (строка баланаса о фактических затратах инвестора), поэтому ФСАД 9
avatar
Грэг  
05.06.2013, 10:45
Если задача подтвердить конкретную строку бухотчетности, то ФСАД 9/2011, да. Если задача подтвердить некий расчет, показатель или вновь составленный отчет, который не входит составной частью в БФО - то ФСАД 8/2011. Смотрите по постановке задачи заказчиком.
05.06.2013, 10:49
в отношении одного их показателей ФСАД 8 не применяется
avatar
Грэг  
05.06.2013, 10:50
zkaima
Уважаемый Грэг, в как Вам это:

Лично мне как? Мне это кажется... гм... по меньшей мере неочевидным выводом... Но лично мое мнение ничего не значит.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона 307-ФЗ Совет по аудиторской деятельности является органом, созданном при уполномоченной федеральном органе (при Министерстве финансов России). В функции Совета по аудиторской деятельности входит, в том числе, рассмотрение вопросов государственной политики в области аудиторской деятельности. В связи с этим можно ожидать, что разъяснение Совета по аудиторской деятельности в отношении аудита по стандарту ФСАД 8/2011 будет широко применяться на практике, в том числе уполномоченными органами государственной власти.

Т.е. работа по ФСАД 8/2011 и 9/2011 - это аудит и точка.
avatar
Грэг  
05.06.2013, 10:51
Семицветик
в отношении одного их показателей ФСАД 8 не применяется
Если это показатель, которого нет в БФО, то  как раз таки ФСАД 9 не применяется.

Перечитайте, пожалуйста, ФСАД 9/2011:


2. Настоящий стандарт применяется при проведении аудита следующих отдельных частей отчетности, включая соответствующие пояснения и раскрытие наиболее важных способов составления ее:

а) отдельного отчета, входящего в состав отчетности;

б) отдельной статьи отчета, входящей в состав отчетности;
в) отдельного счета или его элемента, отраженного в отчете, входящем в состав отчетности.


Если же надо подтвердить тот показатель, который НЕ входит в состав БФО, то делаем отчет, состоящий из одного этого показателя - и это и будет в рамках ФСАД 8/2011 "другой аналогичной отчетности, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей" (п.2"д" ФСАД 8/2011).

А входит показатель в БФО или не входит - это топикстартеру виднее.
05.06.2013, 11:45
Обратите внимание на это:

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (далее - аудитор) аудита отдельной части (отдельных частей) бухгалтерской (финансовой) отчетности или отчетности, составленной по специальным правилам (далее - отдельная часть отчетности).
05.06.2013, 11:47
И на это (ФСАД 8)

1. Настоящий федеральный стандарт аудиторской деятельности определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (далее - аудитор) аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления (далее - отчетность, составленная по специальным правилам).
05.06.2013, 11:50
если вернуться к рассматриваемой ситуации, то показатель однозначно формируется в системе бухучета  и входит в БФО инвестора
«7. Предельный объем затрат, подлежащих возмещению, не может превышать размер фактических затрат инвестора, понесенных при исполнении обязательств по строительству (реконструкции), предусмотренных инвестиционным контрактом (договором), отраженных в данных бухгалтерского учета. Указанные данные бухгалтерского учетадолжны быть подтверждены аудиторским заключением, подготавливаемым по заказу инвестора».
avatar
Грэг  
05.06.2013, 12:08
На всё процитированное обратил внимание, спасибо. Еще обратил внимание вот на это:

Указанные данные бухгалтерского учетадолжны быть подтверждены аудиторским заключением, ага. И при чем здесь бухгалтеркая отчетность, а?


Если "показатель однозначно формируется в системе бухучета  и входит в БФО инвестора", и задание инвестора - подтвердить показатель, входящий в БФО - то ФСАД 9/2011.

Если инвестор говорит - подтвердите мне его отдельно (наподобие отдельной бумажки "Расчет чистых активов", а ведь цифра чистых активов написана в БФО в отчете о движении капитала) - то ФСАД 8/2011.

Не видя договора, нельзя понять чего хотят. Топикстартеру виднее, как сформулированы заказчиком требования к исполнителю. Спор беспредметен,и я бы избегал столь безапелляционных рекомендаций - только ФСАД 8 или только ФСАД 9.
Алексей  e460  
06.06.2013, 14:07
Всем большое спасибо за рекомендации !
Хорошо, что теоретики и практики сошлись во мнении (в целом).
Будем называть аудиторским заключением.
Остается проблема с прилагаемой отчетностью. Ни в инвестиционном контракте, ни в документах 433-ПП и 94-РП не указано какую отчетность следует прилагать, подтверждать (вернее, вообще ничего не говорится ни о каких формах отчета).
Я направил запрос в Департамент развития и экономической политики Москвы, но, на получение ответа (тем более, внятного) не ожидаю.
Подскажите, пожалуйста, что на практике прилагали к аудиторскому заключению.
avatar
Вэн  
06.06.2013, 15:12
Грэг
Не видя договора, нельзя понять чего хотят. Топикстартеру виднее, как сформулированы заказчиком требования к исполнителю. Спор беспредметен,и я бы избегал столь безапелляционных рекомендаций - только ФСАД 8 или только ФСАД 9.

Ну да, так оно и есть. Про те заключения, что я упоминал - об обязанности подготавливать отчетность, о порядке, о комплекте, о сроках, о заключении аудитора, посвещен как минимум раздел.

В заключении мы пишем, что проверили отчетность, составленную в порядке и правилам установленным инвестиционным договором.

Цель проверки указать реальность произведенных расходов и платежей и их соответствие установленной договором смете. В отношениях с инвесторами иные заключения бессмысленны, т.к. инвестирование это прежде всего отслеживание эффективности денежных потоков. Поэтому все-таки это ФСАД 8.
06.06.2013, 15:48
Топикстартеру. Как я поняла, Вам нужно бухгалтерский баланс и пояснения к нему, так как ваша задача  подтвердить один показатель бухбаланса  (ФСАД 9)
Ginger  
21.04.2015, 16:52
Добрый день! Апну тему, поскольку столкнулись с аналогичной проблемой в другой интерпретации. Организацией заключен инвестиционный договор с правительством Ростовской области. На основании данного договора компания вправе применять льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в отношении объектов инвестирования .  По итогам работы за год Правительству области организация обязана предоставить:

отчет о выполнении Договора;

документы, подтверждающие вложение инвестиций;

справку о фактически уплаченных налогах и сборах в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

справку о состоянии расчетов по налогам и сборам или об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов и налоговых санкций на 1е число месяца, следующим за отчетным кварталом, выданную налоговым органом по месту регистрации организации, органами ПФР и ФСС РФ;

справку о фактически использованных налоговых льготах за отчетный период, заверенную налоговым органом по месту регистрации организации, либо копии налоговых деклараций по налогу на имущество и налогу на прибыль за отчетный период с указанием заявленных льгот, с отметкой налогового органа по месту регистрации организации об их приеме, заверенные руководителем организации, либо копии положительных протоколов, переданных в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, заверенные руководителем организации;

справку с указанием среднесписочной численности работников, среднего уровня заработной платы работников и наличия (отсутствия) просроченной задолженности по заработной плате на 1е число месяца, следующего за отчетным кварталом, выданную органом государственной статистики.


Кроме того, ежегодно в срок до 30 апреля предоставляется копия отчета аудиторской организации об исполнении условий договора.


Вопрос тот же: что это для аудитора и можем ли мы «ухватиться» за слово «отчет» и оформить это консультационным договором или, на худой конец, договором на спецзадание?
Только зарегистрированные пользователи могут писать в этот форум.