Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Юридический форум

Обсуждаем:

предрейсовый медосмотр водителей

Андрей  980e  
24.07.2014, 11:48
организация предоставляет автомобиль сотруднику (директор, юрист, менеджер, торговый представитель) для выполнения им трудовых функция с его использованием (проезд к месту осуществления деятельности, посещение организаций и т.д.) Возникает ли обязанность проводить предрейсовый медосмотр таких "водителей"?
в статье, размещенной на данном сайте 17.07.2014г. сказано, что однозначно предрейсовый медосмотр нужен.
позиция по данному вопросу неоднозначна как и для специалистов, так и не дает однозначного ответа судебная практика. ниже приведу несколько обоснований "ЗА" и "ПРОТИВ" кто что думает????
Андрей  980e  
24.07.2014, 11:48
Организация предоставляет принадлежащие ей автомобили работникам, трудовая деятельность которых не связана непосредственно с управлением автомобилем, для использования в личных и служебных целях.
Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ).
Управление автомобилем может осуществляться директором, менеджером, главным бухгалтером, то есть представляет собой не собственно трудовую функцию работника, а способ выполнения работником трудовых обязанностей. Иными словами, работник использует служебный автомобиль, в том числе, для поездок, связанных с осуществлением трудовой функции по занимаемой должности. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, обязать его использовать служебный автомобиль работодатель не вправе (ст. 60 ТК РФ). Если работодатель желает возложить на работника обязанности водителя, то это возможно с согласия работника в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ) или совместительства (ст. 60.1 ТК РФ). Возложение на работника дополнительных обязанностей, не предусмотренных его должностной инструкцией, может быть признано нарушением трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ).
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) на работодателей возложена обязанность организовывать и проводить в отношении водителей с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.
При этом в ст. 2 Закона № 196-ФЗ определено, что водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Это означает, что все юридические лица, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.
Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей приводятся в письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. Предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочей смены водителей. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.
Таким образом, в случае, если работник осуществляет в рабочее время свои трудовые обязанности, используя автомобиль в служебных целях, то поездка должна быть отражена в путевом листе, а работодатель обязан исполнить обязанность по проведению предусмотренного законодательством медицинского осмотра.
Так как организация и проведение предрейсовых осмотров водителей относятся к мероприятиям по охране труда, невыполнение этих мероприятий влечет ответственность должностных лиц работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ:
- на должностных лиц штраф в размере от 1 000 руб. до 5 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей от 1 000 руб. до 5 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на должностных лиц ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
Нарушение правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является преступлением (ст. 143 УК РФ).
Андрей  980e  
24.07.2014, 11:49
версия ПРОТИВ:


По использованию автотранспортных средств
1. Путевые листы
1.1. Обязанность применения путевых листов установлена в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, вместе с тем, в ст. 1 указанного закона установлено, что закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.
1.2. Таким образом, если эксплуатация транспортного средства организации не связана с оказанием услуг автомобильным транспортом (см. гл. 40 ГК РФ), обязанности по оформлению и использованию путевых листов не возникает.
1.3. Обязанность предъявления иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки путевой лист также установлена пунктом 2.1.1 ПДД РФ (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2011), однако такая обязанность закреплена только для "установленных случаев", и не распространяется по указанным выше соображениям на эксплуатацию т.с., не связанную с оказанием услуг автомобильным транспортом.
1.4. Отдельно стоят вопросы по учету и принятию к затратам стоимости ГСМ, израсходованных при эксплуатации транспорта, а также учета рабочего времени водителя такого транспортного средства, которые в настоящем заключении не рассматриваются.
2. Медицинский осмотр
2.1. Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра предусмотрена ст. 20 Федерального закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Такая обязанность закреплена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
2.2. Вместе с тем, в законодательстве не закреплено понятие "рейса" применительно к автомобильному транспорту, что позволяет организации не возлагать на себя дополнительную обязанность по проведению "предрейсового осмотра" водителей.
2.3. Ответственность за непрохождение предрейсового осмотра законодательством установлена только применительно к нарушению лицензионных требований для лицензируемых видов деятельности (ст. 14.1 КоАП). Отдельно предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП), однако такая ответственность распространяется на случаи управления т.с. без водительского удостоверения, страхового полиса, или же в состоянии опьянения.
2.4. Кроме того, отсутствие "предрейсового осмотра" может быть рассмотрено инспекцией по труду, как нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП). Однако, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н закрепляет такую обязанность в виде медицинского освидетельствования 1 раз в 2 года, поэтому такие претензии контролирующего органа могут быть оспорены.
2.5. Указанные пробелы в законе позволяют, по нашему мнению, использовать транспортное средство, без прохождения водителем "предрейсового осмотра".
Андрей  980e  
24.07.2014, 11:50
и еще одна версия ПРОТИВ:


В данном случае, целесообразнее рассматривать вопрос с точки зрения ответственности организации за нарушение обязанности осуществлять предрейсовый медицинский осмотр водителей.
Как показывает анализ КоАП РФ и существующей судебной практики ответственность может быть возложена Управлением государственного автодорожного надзора и Государственной инспекцией труда по следующим основаниям:
ст. 12.31.1. КоАП штраф на организацию – 30000руб.  (УГАДН)
ст. 5.27. КоАП штраф на организацию – 50000 (инспекция труда).
Обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра предусмотрена ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которой: «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.»
При этом, обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств;
обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства;
обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…;
обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Анализируя положения ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 No196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказов Минтранса РФ от 09.03.95 No27 и от 22.06.98 No75, Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 No13/11, а так же существующей судебной практики можно сделать вывод о том, что действия Закона и перечисленных приказов распространяются только на организации и водителей – предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 23.11.2009г. по делу № А36-706/2009.
Так, в названном случае, судами установлено, что обществу, обратившемуся с требованием о признании незаконным предписания административного органа, принадлежало 3 легковых автомобиля, закрепленных за финансовым директором, генеральным директором и штатным водителем. Данные автотранспортные средства использовались обществом в личных целях и не были связаны с перевозкой пассажиров и грузов.
В другом случае, при обращении организации с требованием о признании незаконным предписания административного органа Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.05.2011г. по делу № А62-6104/2010 установил следующие обстоятельства: «организация является владельцем автотранспортных средств, осуществляет в процессе производства перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, его сотрудники являются участниками дорожного движения, оно осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а следовательно, обязано выполнять требования вышеназванных нормативных правовых актов при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств.»
Таким образом, при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в интересах организации на принадлежащих ей автомобилях необходимо проведение предрейсового медицинского осмотра.
В случае предоставления автомобиля сотруднику в целях его проезда к удаленному месту осуществления деятельности, не связанному с перевозкой пассажиров и груза проведение предрейсового медицинского осмотра не требуется. При этом необходимо учитывать, чтобы работнику не полагалась доплата к основному окладу за выполнение функций водителя, в подобной ситуации работник будет считаться водителем и проведение осмотра становится обязательным.
 
Указанные выводы и судебные акты относятся к случаям привлечения организаций к ответственности по ст. 12.31.1. КоАП РФ.
 
Что же касается возможности привлечения организации к ответственности по ст. 5.27. КоАП Государственной инспекцией труда, судебная практика судов общей юрисдикции показывает, что, по мнению судов:
«Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей предусмотрено ст. 20 федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 2013 г. N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопрос организации предрейсовых медицинских осмотров водителей не входит в компетенцию Государственной инспекции труда в Курской области. Нарушение организации предрейсовых медицинских осмотров водителей является нарушением правовых норм о безопасности дорожного движения, а не норм трудового законодательства.»
 
 
При подобных обстоятельствах у организации отсутствует обязанность проведения предрейсового медицинского осмотра лиц, управляющих транспортом в личных целях организации без перевозки пассажиров и грузов. Лица, оформленные в качестве водителя, обязаны проходить предрейсовый медосмотр.
51Регион (2db13)
17.09.2014, 15:47

кто что думает????

Должен проходить медосмотр,  Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"

 
НАВ (a8d0e)
11.04.2015, 02:55
ПОМОГИТЕ!! Я ЗАПУТАЛАСЬ!
А как же медицинскому работнику, производить медицинский осмотр водителей легкового транспорта, если на стандартный бланках "Путевой лист легкового транспорта" нет никаких граф, где бы мог поставить свою отметку медицинский работник о прохождении осмотра.
51Регион (c62a3)
08.06.2015, 14:22
Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152  (II Обязательные реквизиты путевого листа п.8)
разрешает размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Петров А.П. (3a782)
31.08.2015, 13:57
Остановили тракториста на грейдере и выписали протокол за отсутствие медосмотра в путевом листе? Статья 12.31.1.ч.2 предусматривает ответственность за нарушение требований при осуществлении перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Наши доводы никто не слушает! Кто же прав? Хочется услышать Ваше мнение.
Дмитрий Щ (ad0e2)
03.03.2016, 03:03
Здравствуйте, подскажите в каком документе прописано необходимость (или ненадобность) прохождения предрейсового (предсменного) медосмотра трактористам?
Роза ... (28de3)
03.03.2016, 10:58
А мед работники ИЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? НАПРИМЕР ПРОСТО ПОСТАВИЛИ ПЕЧАТЬ НЕ ПРОВЕРИЛИ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ, А С ВОДИТЕЛЕМ ЧТО ТО ПРОИЗОШЛО. ИЛИ ЭТО ТОЛЬКО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ? и какую НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Кирилл  a8ac  
04.03.2016, 08:27
Дмитрий Щ
дравствуйте, подскажите в каком документе прописано необходимость (или ненадобность) прохождения предрейсового (предсменного) медосмотра трактористам?
это требования п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ исходя из того, что трактор - это транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Данная позиция находит подтверждение в п. 1.2 ПДД.
Роза ...
А мед работники ИЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? НАПРИМЕР ПРОСТО ПОСТАВИЛИ ПЕЧАТЬ НЕ ПРОВЕРИЛИ СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯ, А С ВОДИТЕЛЕМ ЧТО ТО ПРОИЗОШЛО. ИЛИ ЭТО ТОЛЬКО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ? и какую НЕСУТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

это ответственность и медика тоже (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32). например, ст. 11.32 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ
Царь  bc11  
16.03.2016, 10:23
и так тоже актуален этот вопрос гуглил читал НПА,ни чего конкретного не нашол.
Интересует у юр. лица есть Авто несколько в штате водителей нет, сотрудники  при необходимости берут служебные Авто для выполнения внутренних нужд юр. лица.
Сама организация не занимается перевозками грузов и пассажиров.
Вопрос нужен ли пред рейсовый медицинский осмотр?
Кирилл  a8ac  
16.03.2016, 15:29
по мнению судов - не нужен (Решение Московского городского суда от 18.07.2012 N 7-1369/2012, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894), тк осмотр обязателен только для должности водителя  (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

но ответ не очевиден, так как водителем признается любое лицо, управляющее транспортным средством организации (п. 2 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Аллекс ип (02548)
16.03.2016, 20:08
Здравствуйте. Прошу разъяснить. Я- ИП. Плательщик енвд. Работаю на своей личной (владелец физ. лицо) грузовой автомашине кат. "В". Есть договор с юр. лицом на оказание услуг по грузоперевозке. Должен ли я проходить ежедневный предрейсовый мед и техосмотр, и нужен ли мне ежедневный путевой лист. Спасибо.
Кирилл  a8ac  
17.03.2016, 13:34
да, медосмотр (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ) и путевой лист (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ) нужны
Oleg Sevith (2f5d4)
18.04.2016, 20:58
Скажите, пожалуйста, должен ли проходить предрейсовый медосмотр водитель электропогрузчика, электроштабелёра. Работа исключительно на складе, без выезда, естественно. Спасибо.
Кирилл  a8ac  
19.04.2016, 14:25
должен - см. п. 2.1 Типовой инструкции по охране труда для водителей электропогрузчиков, автопогрузчиков, ковшовых погрузчиков и машинистов бульдозеров "ТИ Р О-13153-ЦМ-903-2002 (утв. МПС РФ 25.05.2002); пп. "а" п. 8.3 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) "ПОТ РМ-008-99 (утв. Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 N 18)
avatar
Виталий  bc45  
21.04.2016, 21:34
esда, верно вам сказали, должен. У нас тоже проходит.
Жека1989 (cc643)
07.05.2016, 05:04
Всем привет! А нужен ли медосмотр,если я физ.лицо,но перевожу грузы по заявке без ИП!? 
Кирилл  a8ac  
10.05.2016, 21:30
ваша деятельность в принципе незаконна, так что даже не знаю, насколько принципиален в данном случае медосмотр.

дело в том, что перевозчиком не может быть физлицо, не имеющее статуса ИП (п. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
Дмитрий Дмитриев (f0ecf)
22.05.2016, 20:57
Если специфика работы такова, что в течение дня мне приходится ездить на разных автомобилях предприятия, причём невозможно заранее предугадать, на каких машинах мне придётся ездить и придётся ли вообще, мне что, несколько раз на дню проходить медосмотр? Перед выдачей каждого путевого листа? Если на одной машине в течение дня разные сотрудники ездят, причем сутра неизвестно, придется им с машины на машину пересаживаться или нет? А если мне в 4.00 утра в командировку выезжать, а медосмотр проводит частная клиника, которая открывается только в 9 утра?
Кирилл  a8ac  
23.05.2016, 02:13
Дмитрий Дмитриев
если мне в 4.00 утра в командировку выезжать, а медосмотр проводит частная клиника, которая открывается только в 9 утра?
это уже вопрос к руководству - оно должно организовать работу (командировку, врача) так, чтобы выполнять законодательство (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ)
Дмитрий Дмитриев
Если специфика работы такова, что в течение дня мне приходится ездить на разных автомобилях предприятия, причём невозможно заранее предугадать, на каких машинах мне придётся ездить и придётся ли вообще, мне что, несколько раз на дню проходить медосмотр? Перед выдачей каждого путевого листа? Если на одной машине в течение дня разные сотрудники ездят, причем сутра неизвестно, придется им с машины на машину пересаживаться или нет?
это не проблема, так как медосмотр проводится перед началом смены вне зависимости от того, на каких машинах в течение смены работает водитель (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).
Дмитрий Дмитриев (a8dc3)
23.05.2016, 07:22
Кирилл

это не проблема, так как медосмотр проводится перед началом смены вне зависимости от того, на каких машинах в течение смены работает водитель (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).
Так на каждую машину свой путевой лист выписывается, на путевом листе ставится отметка о прохождении медосмотра. Получается, что если мне надо сесть на другую машину, то надо опять ехать в клинику за отметкой.
Кирилл  a8ac  
23.05.2016, 10:53
Дмитрий Дмитриев
Так на каждую машину свой путевой лист выписывается, на путевом листе ставится отметка о прохождении медосмотра. Получается, что если мне надо сесть на другую машину, то надо опять ехать в клинику за отметкой.
либо так, либо как-то иначе надо организовывать процесс, например, нахождение врача на территории работодателя и т.п. но это, как я уже писал выше, вопрос организации работы работодателем
Дмитрий Дмитриев (1120d)
23.05.2016, 11:35
Ясно. Спасибо. В общем, как всегда у нас "все для людей".
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **     **  **    **  ********   **     **  **     ** 
 **     **  **   **   **     **   **   **   ***   *** 
 **     **  **  **    **     **    ** **    **** **** 
 **     **  *****     ********      ***     ** *** ** 
 **     **  **  **    **           ** **    **     ** 
 **     **  **   **   **          **   **   **     ** 
  *******   **    **  **         **     **  **     ** 
Сообщение: