Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

обособленное подразделение

Maruska  
11.11.2008, 13:58
Мы арендуем офис, где сидит директор, бухгалтер и менеджер. В другом месте мы арендуем складское и еще одно офисное помещение (предназначенное для кладовщика), но в штате кладовщика у нас нет и фактически в этом офисе никто не сидит. Должны ли мы по месту нахождения склада и офиса (при складе) регистрировать обособленное подразделение, если там никто не сидит? И если должны, то в какое срок и какие налоги мы должны уплачивать по месту нахождения обособки.(мы на УСН)
11.11.2008, 15:28
Должны. У нас был такой же вопрос, нам в наложке сказали, "что должны, и не важно, ведётся ли там деятельность или нет". Если это обособленное подразделение относится к той же налоговой, что и головное предприятие, то документов при регистрации меньше: только заявление по форме и приказ о создании подразделения. А если к другой налоговой, документов больше; и просто пишите им письмо, что обязанности по уплате налогов и сборов, предоставление деклараций по обособл.подр. будет возложено на головное предприятие по месту его регистрации. Вот. А сроки, надо смотреть в кодексе.
Natalka  
30.01.2009, 11:17
Может, подскажите, какие документы и по какой форме сдавались в налоговую для постановки на учет обособленного подразделения. И в какую именно, по месту нахождения головной организации и по месту создания обособленного подразделения.
olga* (38525)
30.01.2009, 11:37
[www.klerk.ru]

16:44 30.08.2006
Создание обособленного подразделения
Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет"
Владимир УЛЬЯНОВ, эксперт «ПБУ»
Нередко в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений. Их создание обязывает руководство организации решить ряд организационных вопросов. Объем таких вопросов зависит от вида создаваемого обособленного подразделения.
Филиал или представительство
В гражданском законодательстве используется понятие «обособленные подразделения», которыми могут быть представительства и филиалы. Под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Поэтому создание таких обособленных подразделений возможно лишь при внесении изменений в учредительные документы. 
Для внесения изменений в устав юридического лица в зависимости от важности вопроса необходимо решение учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа. Внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Внесение же изменений в устав общества с ограниченной ответственностью входит в компетенцию общего собрания его участников (ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Согласно гражданскому законодательству изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Последняя норма установлена законодателем в обоих упомянутых законах (п. 5 ст. 5 закона № 14-ФЗ, п. 6 ст. 5 закона № 208-ФЗ)
Сообщения об изменениях в уставе общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Напомним, что Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе; утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506).
Отметим, что среди обязательных сведений и документов, вносимых в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации такого лица, законодатель упомянул и сведения о его филиалах и представительствах (подп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменений в связи с созданием филиала или представительства, осуществляется территориальными органами ФНС России в соответствии с требованиями главы VI закона № 129-ФЗ.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
документ об уплате государственной пошлины (ст. 17 закона № 129-ФЗ).
Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (№ Р13001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что:
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям;
сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны;
соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Для внесения сведений о создаваемом юридическим лицом филиале используется  лист Г формы № 13001, о представительстве - лист Д формы № Р13001 (образцы упомянутых форм приведены в приложении № 3 к постановлению № 439).
Порядок заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также упомянутых листов Г и Д установлен в разделе IV Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. приказом ФНС России от 01.11.04 № САЭ –3-09/16).
Как было сказано выше, изменения учредительных документов хозяйственных обществ, связанные с изменением сведений о его филиалах и представительствах, вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа. Поэтому вместо Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, хозяйственные общества вправе представить Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002).
Если организация воспользуется формой такого уведомления, то вместе с ней при создании юридическим лицом филиала следует представлять лист А (форма № Р13002), при создании представительства - лист Б (форма № Р13002). Образцы этих форм приведены в приложении № 7 к постановлению № 439. Порядок заполнения уведомления установлен в разделе VII методических разъяснений, листы же А и Б заполняются в соответствии с порядком заполнения листов Д и Е Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведенным в части III методических разъяснений.
В случае создания юридическим лицом нескольких филиалов или представительств соответствующие листы заполняется на каждый филиал (представительство) отдельно.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, лица, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 18 и 8 закона № 129-ФЗ).
Обособленное подразделение
В НК РФ законодатель также использует понятие «обособленное подразделение». Под ним понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Определение понятию рабочего места НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы пункта 1 статьи 11, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ. 
Согласно статье 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, понятие «рабочее место» непосредственно связано с понятиями «работник» и «работодатель». Законодатель их также не упомянул в НК ФР.  Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 ТК РФ).
Следовательно, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 судьи подчеркнули, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии:
территориальной его обособленности;
наличия стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации;
ведения деятельности через это подразделение.
Напомним, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
по местонахождению организации;
по местонахождению обособленных подразделений;
по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Установлен срок для подачи заявления о постановке на учет организации по местонахождению обособленного подразделения в налоговом органе. При осуществлении деятельности на территории РФ через обособленное подразделение такое заявление должно быть подано в течение одного месяца после его создания (п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ).
Кроме того, на организацию возложена обязанность письменного сообщения в налоговый орган по месту её нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 23 НК РФ).
Территориальная обособленность
Среди обязательных признаков подразделения, которое необходимо зарегистрировать в налоговом органе, является его территориальная обособленность. Понятие «территориальная обособленность» НК РФ не дает. Исходя из упомянутой нормы пункта 1 статьи 11 НК РФ, при расшифровке этого понятия логично было бы обратиться к Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95. Исходя из этого, территориальная обособленность подразумевает, что местонахождение основной организации и местонахождение ее подразделения находятся в различных административно-территориальных объектах, определенных в соответствии с ОКАТО.
Минфин России в разъяснениях о территориальной обособленности не углубляется. По мнению чиновников территориально обособленным подразделением следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация. То есть адрес создаваемого обособленного подразделения должен отличаться от адреса, указанного в учредительных документах налогоплательщика (письмо Минфина России от 22.09.04 № 03-03-01-04/1/55).
Создание такого подразделения в другом субъекте РФ или районе этого субъекта практически всегда приводит к возникновению обязанности по его регистрации. Также данная обязанность возникает и при образовании подразделения, которое находится в другом городе региона или в том же городе, но на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. Так, в письме Минфина России от 16.02.05 № 03-06-05-04/35 приведено, что организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах. Этот тезис повторен и в письмах Минфина от 11.04.05 № 03-06-06-03/18 и от 07.07.06 № 03-01-10/3-149.
Если же создаваемое обособленное подразделение и юридическое лицо располагаются на территории, которую курирует одна и та же налоговая инспекция, то организация не обязана вставать на учет в этом налоговом органе. Так как на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Из вышеприведенного вытекает, что организация вправе и не подавать заявление по регистрации обособленного подразделения в налоговый орган, если в этой инспекции юридическое лицо уже зарегистрировано в связи с нахождением на подведомственной ей территории принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества или транспортных средств.
Стационарное рабочее место
Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. В частных ответах работниками налоговой службы неоднократно указывалось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним работником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Это суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2. Однако ФАС Московского округа посчитал, что из смысла статьи 11 НК РФ вытекает возможность признание обособленным подразделением подразделения, обладающего хотя бы одним рабочим местом (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).  
Этим и воспользовались работники налоговой службы. Так, в письме МНС России от 29.04.04 № 09-3-02/1912 они констатировали следующее. В определении обособленного подразделения, приведенном в статье 11 НК РФ, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места. При этом авторы письма заручились другим постановлением того же ФАС Московского округа от 21.01.03 № КА-А41/9052-02. В этом постановлении не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место.
В постановлениях арбитражных судов неоднократно подчеркивается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160, ФАС Московского округа от 30.07.04 № КА-А41/6389-04).
В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут являться:
договор аренды помещения, в котором подразделение осуществляет деятельность;
трудовой договор (контракт), заключенный с сотрудником подразделения;
приказ о назначении;
наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении и др. (постановление ФАС Московского округа от 10.02.02 № КА-А40/6733-02).
Споры по созданию
Таким образом, создав даже одно рабочее место на территории, подведомственной иной налоговой инспекции, организация в течение месяца должна подать Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 09-1-1; утв. приказом МНС России от 03.03.04 № БГ-3-09/178. Этим же приказом утвержден и порядок её заполнения). Вместе с заявлением также представляются:
нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту его нахождения;
документы, подтверждающие факт создания обособленного подразделения (при их наличии).
Упомянутые документы необходимо представить в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
О создании обособленного подразделения организация должна уведомить также и налоговый орган по месту своей регистрации. Для этого используется Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации (форма № С-09-3; утв. приказом МНС России от 02.04.04 № САЭ-3-09/255). Такое сообщение должно быть осуществлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ).
Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, то налоговики вправе прибегнуть к штрафным санкциями, установленными статьей 116 НК РФ. При подаче требуемых документов по регистрации обособленного подразделения с опозданием не более 90 дней после окончания отведенного законодательством месяца, предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Если же организация представит эти документы на 91 день после положенного срока или позже, то штрафные санкции увеличиваются вдвое и достигают 10 000 руб.
Помимо этого за нарушение срока регистрации обособленного подразделения на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
Ведение деятельности созданным обособленным подразделением без его регистрации может усугубить положение. Налоговики вправе квалифицировать такое деяние как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ). А это в свою очередь, может повлечь наложение штрафных санкций в размере 10% от доходов, полученных обособленным подразделением до момента его регистрации. При этом сумма штрафа не может быть менее 20 000 руб. Если же подразделение вело деятельность более трех месяцев, то штрафные санкции возрастают до 20% доходов, полученных за это время. За такую деятельность увеличивается и размер административного штрафа. На должностных лиц организации в этом случае может быть наложен штраф в размере от 2000 руб. до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Как и по остальным приведенным выше нормам, связанным с образованием и регистрацией обособленного подразделения, упомянутое положение по сроку не столь и конкретно. Это приводит к неоднозначности в его понимании.  
Налоговики в большинстве случаев считают, что этот срок начинает течь с момента принятия  решение о создании обособленного подразделения.
Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является оборудование стационарного рабочего места. Лишь у отдельных налогоплательщиков на момент принятия решения о создании обособленного подразделения существует такое рабочее место или места. У остальных же для их создания требуется определенное время. 
Попытки налоговых органов при наложении штрафные санкции за нарушения срока постановки обособленного подразделения в инспекции ФНС России по месту его нахождения при исчислении месячного срока использовать момент принятия решения не всегда находят поддержку у арбитражных судов.
Аргументом для поддержки в этом вопросе позиции налогоплательщиков для судьи служит документы, подтверждающие осуществление подготовки рабочих мест обособленного подразделения. В качестве таких документов может выступать акт окончания работ по техническому оборудованию рабочего места (постановление ФАС Московского округа от 26.12.03 № КА-А40/10724-03).  
Заключение договора на аренду помещения, по мнению судей, однозначно не означает создания стационарных рабочих мест в обособленном подразделении (постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1).
Не свидетельствует о создание стационарного рабочего места и заключение трудового договора с должностным лицом и выплата ему заработной платы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.02 № А26-3503/02-02-07/160).
В некоторых случаях с этим соглашаются и Минфин России. Так, при вступлении в трудовые отношения с физическим лицом, осуществляющим свою деятельность путем поиска документов и (или) информации при помощи электронных средств связи (работа на дому по интернет-каналам) либо в библиотеках без оборудования этому лицу стационарного рабочего места не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе (письмо Минфина России от 21.07.05 № 03-01-10/6-334).  
В тоже время проведение определенной производственно-хозяйственной деятельности организацией в месте, отличном от указанном в её учредительных документах, судьями признается как деятельность, осуществляемая через обособленное подразделение (постановления ФАС Уральского округа от 09.01.03 № Ф09-2799/02-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.04 № Ф04/1209-235/А03-2004).
В некоторых случаях стационарные рабочие места создает не сама организация, а её партнер по бизнесу. Такое происходит, например, при выезде сотрудников в длительную командировку, при выполнении подрядных работ вне местонахождения организации. Сталкивается с эти и охранные предприятие при выставлении свои постов на объектах, располагаемых на территории клиентов.
Работники налоговых органов считают, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что создаются стационарные рабочие места, которые находятся не там, где зарегистрирована организация, а на другой территории.
ФАС Уральского округа в упомянутом постановлении № Ф09-2799/02-АК также пришел к выводу о создании обособленного подразделения при осуществление организацией работ на объектах, ей не принадлежащих. Но для выполнения строительных работ организацией специально были приняты физические лица.
ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28.02.02 № Ф08-447/2002-161А отметил, что создание стационарных рабочих мест и как следствие возникновение обособленного подразделения в такой ситуации в принципе возможно, однако должно быть доказано налоговым органом.
Обособленное подразделение, исходя из его названия и из существа, является структурной единицей организации. Стационарные рабочие места обычно привязаны к какой-либо территории. В этой связи представляется, что создание рабочего места на этой территории возможно лишь в случае, если в отношении её организация имеет соответствующие права - либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, на наш взгляд, несколько не корректно считать образование обособленного подразделения при направлении организацией-исполнителем своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) заказчику на территории последнего. Например, ФАС Центрального округа в постановлениях от 10.05.01 № А14-7574-00/176/24 и от 18.02.02 № А14-6918-01/251/10 указал, что само по себе выполнение работ на объектах заказчика еще не означает создание стационарных рабочих мест, находящихся под контролем организации. В результате обособленных подразделений в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ у организации не возникает.
Отношения с фондами
Как известно при создании юридического лица регистрация организации в государственных внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений, содержащихся едином государственном реестре юридических лиц, представляемых налоговыми органами, осуществившими государственную регистрацию. При создании обособленного подразделения такого не происходит.
Организации-страхователи должны самостоятельно зарегистрироваться по местонахождению обособленных подразделений:
в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ст. 9.1 закона РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»);
в исполнительных органах ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
На это им дается 30 дней. Отсчет ведется со дня создания обособленного подразделения. При этом по регистрации в ФСС России законодатель уточнил, что она должна осуществляться в части обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Регистрация в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по местонахождению каждого обособленного подразделения осуществляется на основании заявления, форма которого приведена в приложении № 1 к Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570).
Совместно с заявлением представляются нотариально заверенные копии:
документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения;
документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате ЕСН, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования.
Регистрация организации-страхователя по местонахождению обособленных подразделений в филиале регионального отделения ФСС России осуществляется на основании заявлений, форма которого приведена в приложении № 1 к Порядку регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением ФСС России от 23.03.04 № 27). Одновременно с заявлением представляются копии:
свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения;
документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением фонда по месту его нахождения.
В статье 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодатель не ввел обязанности по регистрации организаций-страхователей по местонахождению обособленных подразделений в территориальных отделениях ПФР.
Однако в Порядке регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления ПФР от 19.07.04 № 97п) такое упоминание существует.
Регистрация организаций в качестве страхователя по местонахождению обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по местонахождению обособленного подразделения на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по местонахождению обособленного подразделения
Организации при регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя по местонахождению обособленного подразделения направляется Извещение о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения (приложение 3 к порядку) в двух экземплярах. Один из экземпляров организация должна в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР по местонахождению организации.

10:22 11.04.2008
Дополнительный офис без дополнительных проблем
Автор: Ольга Чернышёва
ЦЕНТР НАЛОГОВОГО И ПРАВОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ/
Нередко для обеспечения наиболее благоприятных условий своей деятельности юридические лица создают обособленные подразделения вне своего местонахождения, которые осуществляют все или часть функций этого юридического лица, представляют и защищают при необходимости его интересы.
Создание обширной сети обособленных подразделений позволяет организации увеличить количество клиентов и партнеров, а в результате, занять ключевое место в современном предпринимательском мире.
Однако современное российское законодательство не содержит единого определения понятия обособленного подразделения, что приводит к возникновению множества вопросов относительно порядка их создания, главный из которых – возможно ли создание обособленного подразделения в форме иной, нежели филиал или представительство?
Попытаемся найти ответ на данный вопрос.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ возможно создание обособленных подразделений в форме филиалов или представительств.
При этом указанные формы обособленных подразделений должны обладать следующими признаками:
1) территориальная обособленность от места нахождения головной организации;
2) наличие закрепленного за обособленным подразделением имущества;
3) наличие у филиала (представительства) органа управления, например, руководителя;
4) осуществление филиалом (представительством) деятельности на основании Положения, утвержденного юридическим лицом;
5) особый порядок создания;
6) осуществление всех или части функций головной организации, в том числе функции представительства (для филиала);
7) сведения о филиале (представительстве) должны быть указаны в учредительных документах юридического лица.
В отличие от филиала, представительство, помимо вышеуказанных, обладает рядом специфических признаков:
- представительство не вправе осуществлять какую-либо финансово-хозяйственную деятельность, которая может привести к образованию доходов у головной организации (в том числе снабженческо-сбытовую, производственную (включая обслуживающие производства и хозяйства), оказывать услуги, выполнять работы, совершать операции с ценными бумагами и т.д.);
- главная задача представительства - осуществление взаимодействия между территориально удаленной головной организацией и ее контрагентами (включая госорганы) по месту нахождения представительства;
- как правило, не имеет расчетных счетов, своих печатей по причине отсутствия интенсивной хозяйственной деятельности (все хозяйственные операции сводятся к содержанию административного аппарата, обслуживанию помещения представительства, осуществлению представительских расходов и расчетам с другими подразделениями);
- представление интересов охватывает только правовую сферу деятельности организации (обмен документами с госорганами, заключение договоров, поиск необходимой для головной организации информации, предоставление информации об организации контрагентам).
Только наличие всех перечисленных выше признаков делает обособленное подразделение филиалом (представительством) в значении статьи 55 Гражданского кодекса РФ.
Иные территориально обособленные подразделения юридического лица, которые также выполняют отдельные его функции (однако не обладают совокупностью вышеперечисленных признаков), не могут быть отнесены к числу филиалов или представительств.
Несколько иное, отличное от положений гражданского законодательства, понятие обособленного подразделения организации используется для целей налогового законодательства.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Из приведенного в п. 2 ст. 11 НК РФ определения видно, что подразделение считается обособленным, если оно обладает как минимум двумя признаками:
1) территориальной обособленностью;
2) наличием стационарных рабочих мест.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «обособленное подразделение», содержащееся в Налоговом кодексе, шире, чем понятия «филиал» и «представительство» из Гражданского кодекса.
Наиболее ощутимое практическое значение теоретический спор приобретает во время налоговых проверок. Поэтому весьма интересна позиция о видах структурных подразделений, отраженная в Письме Управления МНС по Московской области от 20 июня 2000 г. № 18-23/58 «Временные методические указания об осуществлении налогового контроля филиалов и других структурных подразделений организаций». В данном письме указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации различают два вида обособленных структурных подразделений организации:
- филиалы и представительства;
- другие обособленные подразделения.
В зависимости от обязанностей по уплате налогов, которыми наделено обособленное подразделение, при постановке налогоплательщика-организации на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения присваивается соответствующий код причины постановки на учет (КПП):
02, 04 и 31 - соответственно филиал, представительство и обособленное подразделение, в отношении которого не проведена процедура оформления по п.3 ст.55 ГК РФ, исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов;
03, 05 и 32 - соответственно филиал, представительство и обособленное подразделение, в отношении которого не проведена процедура оформления по п.3 ст.55 ГК РФ, не исполняющие обязанности по уплате налогов и сборов.
Указанная позиция подтверждает возможность создания структурных подразделений в иной форме, отличной от филиала или представительства, и соответственно, без их поименования в учредительных документах (поскольку такой порядок по ГК предусмотрен только для филиалов и представительств).
С этим выводом соглашается большинство арбитражных судов. Судебно-арбитражная практика выделяет филиалы и представительства в особую группу структурных подразделений с особыми юридическими последствиями.
Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 августа 2004 г. № Ф08-3502/04-1357А сказано, что расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков, определенных в статье 55 Гражданского кодекса РФ.
Другой судебный акт, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2003 г. № А42-969/03-23, также указывает, что поскольку понятие «филиал» или «представительство» является более узким по отношению к понятию «обособленное подразделение», содержащемуся в статье 11 НК РФ. Кроме того, расположение обособленных подразделений вне места регистрации и нахождения налогоплательщика не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия остальных признаков, определенных в статье 55 ГК РФ.
Заслуживающая внимания позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 мая 2003 г. № А79-895/03-СК1-924: для квалификации подразделения юридического лица как филиала или представительства необходим третий признак - наделение филиалов и представительств имуществом создавшего их юридического лица (пункт 3 статьи 55 ГК РФ). Аналогичные положения имеются и в пункте 4 статьи 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Из представленного в судебном заседании Положения о структурном подразделении видно, что структурное подразделение не обладает обособленностью и не наделено имуществом. Поэтому структурное подразделение (в рассматриваемом деле - это мелкооптовый магазин) не может считаться филиалом или представительством.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что действующее российское законодательство и правоприменительная практика допускает создание обособленных подразделений в форме, отличной от указанной в Гражданском кодексе. Данное дозволение, соответственно, не приведет к применению санкций в отношении юридического лица, создавшего структурное подразделение не в форме филиала или представительства, и не указавшее его в своих учредительных документах.
Автор - Руководитель группы правового консалтинга ГК «ИРБиС».

 СЕМИНАРЫ : ПРОВЕРКИ «Семинар для бухгалтера» № 9, 2007
Три шага к правильному созданию обособленного подразделения
Лектор семинара: Е. В. Позднякова
О том, как важно вовремя зарегистрировать обособленное подразделение, говорят результаты налоговых проверок. Штрафы за опоздание бывают очень крупными. К примеру, одна компания Краснодарского края была оштрафована на 385 776 рублей за то, что ее филиал работал без постановки на налоговый учет более трех месяцев. И судьи согласились с решением инспекторов, обязав компанию выплатить штраф, - постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2006 г. № Ф08-6348/2006-2639А. Поэтому задача бухгалтера - четко определить момент создания обособленного подразделения и в течение месяца поставить его на учет. Перечень действий, которые при этом нужно совершить, мы предлагаем в конспекте семинара.
ШАГ 1. Определите, что вы открываете
Прежде чем регистрировать подразделение, важно понять, что же именно вы открыли. Существует три варианта. Можно создать филиал, представительство или просто обособленное подразделение, которое не является ни филиалом, ни представительством. Рассмотрим, чем они отличаются и какие внутренние документы необходимо оформить в каждом конкретном случае.
1. Филиал
Итак, понятие филиала дано в статье 55 Гражданского кодекса РФ. В ней сказано, что филиалом считается территориально обособленное подразделение, которое выполняет функции организации полностью или частично.
Если вы открываете филиал, то потребуется внести соответствующие изменения в устав организации. Кроме того, нужно разработать и утвердить положение о филиале, а также наделить филиал имуществом. Все эти условия также прописаны в статье 55 Гражданского кодекса РФ.
- Елена Витальевна, у меня вопрос. Нужно ли в положении о филиале прописывать, каким именно имуществом наделять? Например, стулья, столы, компьютеры?
- Нет, достаточно просто указать, что филиал наделяется имуществом. Расписывать подробно не нужно.
- А передавать филиалу можно только собственное имущество компании?
- Нет, вы можете заключить договор аренды, например, помещения, оборудования. И соответственно, передать арендованное имущество.
Хочу обратить ваше внимание на то, что филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами. Руководитель филиала назначается организацией и действует на основании доверенности. Чтобы подтвердить его полномочия, одних лишь указаний в учредительных документах и положении о филиале недостаточно* (Пункт 20 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 г). Поэтому доверенность нужно обязательно оформить.
Кроме того, имейте в виду, что филиал не имеет права заключать договоры от своего имени. Ответственность по обязательствам несет юридическое лицо, то есть организация* (Статья 56 Гражданского кодекса РФ).
Поэтому договор заключается от имени организации. Например, можно писать, что договор заключен с «...ООО «Руза» в лице директора филиала № 1, действующего на основании доверенности № 7 от 1 сентября 2007 года...». При этом в любом документе должны сначала стоять реквизиты организации, а затем уже филиала.
Филиал может быть выделен на баланс и иметь свой расчетный счет в банке.
- А у филиала может быть своя печать?
- Может. Но печать должна содержать сведения и об организации, и о филиале.
- А у нас такая проблема. Договор заключен от имени организации, и счет выставляют на организацию. Но по счету-то платим мы, филиал. А оснований для платежа, получается, нет. Как быть?
- На счете можно указать, что плательщик - филиал. Договоритесь об этом с поставщиком.
Обратите внимание, что в акционерном обществе решение о создании филиала принимает совет директоров* (Подпункт 14 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Если у вас ООО, то филиал создается по решению общего собрания учредителей. Причем «за» должны проголосовать не менее двух третей от общего числа участников общества. Такова норма пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Таким образом, если вы открываете филиал, то необходимо оформить следующие внутренние документы. Это решение о создании филиала; положение о филиале; приказ о назначении руководителя филиала; доверенность, которая подтвердит его правомочия. Кроме того, должны быть внесены и зарегистрированы изменения в учредительных документах.
2. Представительство
Представительство - это территориально обособленное подразделение, которое в свою очередь представляет интересы организации и осуществляет их защиту. Так сказано в пункте 1 статьи 55 Гражданского кодекса РФ. Представительство обладает теми же признаками, что и филиал. То есть не является юридическим лицом, наделяется имуществом и действует на основании положения. Сведения о представительстве должны быть указаны в учредительных документах. Руководитель представительства, так же как и филиала, назначается головным офисом.
- Елена Витальевна, правильно я поняла, что представительство не ведет хозяйственную деятельность?
- Да, в отличие от филиала, представительство не вправе вести финансово-хозяйственную деятельность как таковую. Ведь его главная задача - представительские функции. Все хозяйственные операции представительства, как правило, сводятся к осуществлению представительских расходов. Поэтому, в отличие от филиала, представительство обычно не имеет отдельного баланса и расчетного счета.
Что касается внутренних документов, которыми оформляется создание представительства, то они такие же, как для филиала.

3. Обособленное подразделение, которое не является ни филиалом, ни представительством
Если филиал и представительство - это понятия гражданского законодательства, то обособленное подразделение - термин исключительно налоговый. Поэтому, прежде всего, давайте уточним, что же именно он обозначает. Для этого обратимся к пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что так называется любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места более чем на месяц. Причем не имеет значения, отражено ли его создание в учредительных документах или иных организационно-распорядительных документах организации или нет. Также не имеет значения, какими полномочиями наделено подразделение.
Как видите, обособленное подразделение - это достаточно широкое понятие. И филиал, например, в любом случае является обособленным подразделением. А вот обособленное подразделение - это совсем не обязательно филиал. То же самое можно сказать и о представительстве. Таким образом, возможна ситуация - и она на самом деле самая распространенная, - когда вы не открыли ни филиал, ни представительство, но обособленное подразделение у вас возникло. И бывает так, что бухгалтер об этом даже не подозревает.
В том числе и по причине того, что к оформлению обособленного подразделения гражданское законодательство не предъявляет каких-либо специальных требований. Не нужно ни вносить изменения в учредительные документы организации, ни разрабатывать положение о подразделении. Создание новой структуры оформляется только приказом руководителя.
И еще такой момент. Филиал, как правило, выделяется на отдельный баланс, и ему открывается расчетный счет. Если вы этого делать не собираетесь, тогда подумайте, имеет ли смысл регистрировать именно филиал. На мой взгляд, вполне достаточно оформить обычное обособленное подразделение. Во всяком случае, трудозатрат будет меньше.
ШАГ 2. Известите инспекцию о создании подразделения
Итак, вы открыли обособленное подразделение. Не важно, в форме филиала, представительства или обычного структурного подразделения. Дальше об открытии подразделения ставите в известность свою налоговую инспекцию. Обратите внимание: именно ту инспекцию, в которой зарегистрирован ваш головной офис по своему местонахождению. На информирование инспекции отводится месяц. Такова норма подпункта 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Сообщить об открытии подразделения нужно письменно. Налоговики рекомендуют заполнять заявление по форме № С-09-03 «Сообщение о создании обособленного подразделения». Она утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-09/778@.
В связи с изданием Приказа ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2008 N 11078; Российская газета, 2008, N 39) приказываю:
Отменить Приказ ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

ШАГ 3. Зарегистрируйте подразделение
По правилам, нужно не только сообщить в свою инспекцию об открытии обособленного подразделения, но и зарегистрировать его. И по общему правилу, регистрация уже проходит в той инспекции, к которой относится подразделение. Таково требование пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ. И вот здесь возникает множество нюансов в зависимости от того, как далеко головная фирма и подразделение находятся друг от друга.
Первый случай - вы открыли подразделение в другом городе или регионе. Тогда регистрировать его нужно обязательно. По правилам, налоговая инспекция головной фирмы должна сама переслать документы о регистрации подразделения в инспекцию по его местонахождению. Но, как признаются сами налоговики, иногда такая процедура затягивается, документы могут и потеряться. Поэтому, возможно, лучше самостоятельно отнести документы в инспекцию по местонахождению филиала. Обязательно обсудите этот вопрос с работниками ИФНС, как лучше поступить.
Теперь рассмотрим другой вариант: обособленное подразделение открыто в вашем же городе, но на территории другой налоговой инспекции. В общем случае оно также ставится на учет* (Письмо Минфина России от 16 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/35).
Однако здесь нужно принять еще во внимание норму пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, которая действует с 1 января 2007 года. Она гласит, что если несколько подразделений создано в одном муниципальном образовании, но на территориях, которые курируют разные налоговые инспекции, то вставать на учет в каждой инспекции не нужно. Достаточно выбрать одну.
- Елена Витальевна, а что такое муниципальное образование?
- Вот это самый непростой вопрос. Давайте обратимся к пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Там сказано, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. То есть для городов, имеющих районы и округа, именно они и будут являться муниципальным образованием. Если город небольшой, без районов, то он сам по себе единое муниципальное образование.
- То есть если на территории одного муниципального округа есть несколько инспекций и у нас подразделения на их территории, то мы можем регистрировать их только в одной инспекции?
- Да, именно так. Если же у вас подразделения в разных районах или округах города, то все их нужно регистрировать, поскольку они находятся в разных муниципальных образованиях.
И последний вариант - когда подразделение и головной офис находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции. В этом случае вы подразделение не регистрируете. Поскольку в налоговой инспекции уже зарегистрирован головной офис. Повторно вставать на учет в ту же инспекцию налогоплательщик не обязан. Так разъяснили судьи в пункте 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5. И это соответствует сейчас нормам кодекса.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ЛЕКТОРА. Как регистрировать подразделения в Москве
Москва отличается тем, что в одном муниципальном образовании (округе) может быть расположено несколько налоговых инспекций. Соответственно, возможна ситуация, когда фирма открывает подразделения в одном округе, но на территориях, подведомственных разным инспекциям. Управление ФНС России по г. Москве в письме от 9 июня 2007 г. № 14-06/054880@ разъяснило, что компания может сама выбрать для постановки на учет инспекцию по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Вставать на учет в каждой ИФНС по местонахождению каждого из филиалов и отчитываться во всех инспекциях не нужно.
Алгоритм действий при этом должен быть следующим. Во-первых, вы выбираете, в какую инспекцию встать на учет по нескольким новым подразделениям, которые открыты в одном муниципальном образовании. Во-вторых, составляете уведомление в выборе инспекции в произвольной форме. В нем нужно перечислить все подразделения, которые имеются в виду. По каждому подразделению приложить сообщение о его создании по форме № С-09-3, а также дополнительные сведения. Обратите внимание: весь пакет документов вы подаете в инспекцию по местонахождению головной организации. Ваша инспекция внесет сведения о подразделениях в Единый госреестр налогоплательщиков. А затем перешлет документы вместе с сопроводительным письмом в налоговую, которую вы выбрали. В свою очередь эта инспекция зарегистрирует обособленные подразделения, присвоит им КПП и направит вам уведомление о постановке на учет вашей организации по местонахождению этих подразделений.
- Елена Витальевна, я работаю бухгалтером в охранном предприятии. Мы выставляем посты охраны на объектах, которые расположены на территории клиентов. Возникает ли в подобных случаях обособленное подразделение?
- Чиновники считают, что возникает. При этом они ссылаются на статью 209 Трудового кодекса РФ. В ней сказано, что рабочее место - это место, где сотрудник должен находиться в рабочее время или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. А главное, что оно прямо или косвенно контролируется работодателем. На это указывает Минфин России в письме от 2 июня 2005 г. № 03-02-07/1-132.
Однако такая точка зрения спорна. Ведь организация не сама создает рабочие места для сотрудников. Их создает контрагент. Значит, обособленных подразделений нет. Так считают судьи, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 14 июня 2005 г. № А65-29434/2004-СА2-9. Ну а как поступить, решать вам. Если вы не готовы спорить с налоговиками, то лучше зарегистрировать обособленные подразделения. Аналогичная ситуация и с длительными командировками сотрудников на предприятия клиентов.
СРОКИ
Особое внимание хочу обратить на то, с какого момента отсчитывать срок для регистрации. В пункте 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ сказано, что заявление о постановке на учет нужно подать в течение одного месяца со дня создания подразделения.
Что именно считать датой создания обособленного подразделения? Законодательство четкого ответа не дает. И налоговики этим пользуются, чтобы лишний раз оштрафовать фирму.
Зачастую они делают вывод, что подразделение создано тогда, когда принято решение о его создании, например оформлен протокол собрания учредителей или приказ руководителя. Но такая точка зрения ошибочна. И это подтверждается арбитражной практикой. В качестве примера могу привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2007 г. № Ф04-210/2007(31193-А81-3). Судьи указали, что срок для регистрации нужно считать не с момента принятия решения о создании обособленного подразделения, а с момента оборудования стационарного рабочего места. Такую дату можно подтвердить приказом руководителя о начале деятельности подразделения.
Другой пример. Если обособленное подразделение находится в арендованном помещении, налоговики обычно считают днем его создания дату договора аренды. Разумеется, в определенных случаях точкой отсчета вполне может стать договор аренды. Но в то же время это не безусловное доказательство. Такого мнения придерживаются и судьи, к примеру, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2005 г. № А56-48067/04. Смотрите сами. Предположим, фирма сначала заключила трудовой договор с сотрудником, а затем только подписала договор аренды помещения. Тогда берете дату договора аренды, поскольку до него у вас еще не было организовано рабочее место. Если сначала был заключен договор аренды, а потом трудовой договор, то моментом создания филиала правильнее считать дату трудового договора. То есть в каждом случае нужно подходить индивидуально. А точку отсчета срока для регистрации подразделения нужно связывать непосредственно с созданием рабочего места и началом работы.
ДОКУМЕНТЫ
Теперь о том, какие документы вам понадобятся, чтобы зарегистрировать обособленное подразделение. Прежде всего, нужно заполнить заявление по форме № 1-2-Учет. Оно утверждено приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц».
К заявлению прикладываете нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет организации по ее местонахождению. Кроме того, потребуются документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. К примеру, если вы регистрируете филиал, вам нужно подготовить:
- копии учредительных документов, в которых содержатся сведения о филиале;
- копию положения о филиале;
- приказ о его создании;
- выписку из ЕГРЮЛ о внесении в реестр данных о создании филиала;
- сопроводительное письмо. В нем нужно указать, будет ли филиал исполнять обязанности организации по уплате налогов, данные руководителя и главного бухгалтера, контактные телефоны, реквизиты банковских счетов.
Документы вы подаете в инспекцию по местонахождению обособленного подразделения.
- Елена Витальевна, вот вы говорили о двух процедурах - информировании своей инспекции о создании подразделения и о его регистрации по местонахождению. И вот у нас подразделение находится в том же районе, что и головная фирма, регистрировать его не нужно. Обязанность информировать в этом случае сохраняется?
- В инспекцию нужно сообщать обо всех новых обособленных подразделениях без исключения. В противном случае вас могут оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Штраф небольшой - 50 рублей за каждый непредставленный доку мент.
- Скажите, а кто должен подписывать заявление о постановке на учет - руководитель организации или филиала?
- Заявление подписывает должностное лицо, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности. Так сказано в пункте 6 Рекомендаций по заполнению заявления, утвержденных приказом № САЭ-3-09/826@. Обычно это руководитель организации.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ.Что грозит компании за нарушение сроков регистрации
Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, она будет оштрафована по статье 116 Налогового кодекса РФ. При этом если она опоздает с регистрацией не более чем на 90 календарных дней, то штраф составит 5 тысяч рублей. Если организация подаст заявление о постановке на учет более чем на 90 календарных дней позже положенного срока, то ей будет начислен штраф 10 000 рублей. За нарушение сроков регистрации также грозят штрафные санкции руководителю и главному бухгалтеру. Размер штрафа - от 500 до 1000 рублей по статье 15.3 КоАП РФ.
Кроме штрафа за опоздание с регистрацией, организацию оштрафуют за ведение деятельности без постановки на учет по статье 117 Налогового кодекса РФ. Штраф составит 10 процентов от доходов, полученных за время, пока обособленное подразделение не было зарегистрировано. Причем минимальный размер санкций - 20 000 рублей. Если подразделение работало без постановки на учет более 90 дней, то штраф - 20 процентов от доходов, но не менее 40 000 рублей. А должностных лиц - руководителя и главного бухгалтера - оштрафуют по статье 15.3 КоАП на сумму от 2000 до 3000 рублей.
-------------------
Вопрос: В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.
1. Организация, состоящая на учете в территориальной налоговой инспекции г. Москвы, имеет обособленные подразделения на территории других административных округов г. Москвы. Расчетные счета и отдельные балансы у обособленных подразделений отсутствуют.
Необходимо ли регистрировать обособленные подразделения по месту их нахождения? Должны ли мы представлять налоговые декларации по следующим налогам: налогу на прибыль, налогу на имущество - по месту нахождения обособленных подразделений? В случае если мы должны представлять декларации, каков порядок их представления и уплаты налогов (налога на прибыль, налога на имущество)?
2. Организация, состоящая на учете в территориальной налоговой инспекции г. Москвы, имеет недвижимое имущество на территории другого административного округа г. Москвы.
Необходимо ли регистрировать недвижимое имущество по месту его нахождения? Должны ли мы представлять налоговые декларации по земельному налогу по месту нахождения недвижимого имущества?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/35

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке постановки на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений, а также о порядке представления такой организацией налоговых деклараций и сообщает следующее.
В соответствии с п.п.1 и 4 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Так, например, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах.
Кроме того, в силу п.2 ст.23 Кодекса организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации.
Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом на основании ст.398 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в порядке, установленном ст.288 Кодекса. В соответствии с п.п.1 и 2 данной статьи налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций, особенностей исчисления и уплаты этого налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст.289 Кодекса. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
В отношении вопроса о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организацией, имеющей обособленные подразделения, необходимо отметить следующее.
Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций по местонахождению обособленных подразделений организации установлены ст.384 Кодекса. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.374 Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них.
Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в порядке, предусмотренном ст.385 Кодекса.
Налоговые декларации по налогу на имущество организаций налогоплательщики обязаны в соответствии со ст.386 Кодекса представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
Следовательно, у организации, имеющей обособленные подразделения, у которых нет отдельного баланса, не возникает обязанности уплачивать налог на имущество организаций и представлять налоговые декларации по месту нахождения таких обособленных подразделений.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.02.2005
Натали1974 (6dec7)
11.10.2010, 20:54
Если ИП открыто в городе Серебряные пруды, а в городе луховицы хотят открыть еще один магазин (помещение в аренду). Как правильно поступить?
Надо обращаться куда и с каким заявлением (форма)?
fins-ka (dfd21)
13.01.2012, 14:17
Помогите, пожалуйста.Каким правовым документом можно доказать банкирам, что при открытии обособленного подразделения(не филиал, не представительство) не нужно вносить изменения в учредительные документы. Заранее спасибо!!!!!!!!!!!!!
Ледик (04c1e)
28.03.2013, 14:23
Скажите, хотим зарегистрировать ККМ но для этого надо открыть обособленое подразделение т.к. получаются разные налоговые.
Как сдавать отчеты и платить налоги. Или можно все сдавать и перечислять в головную налоговую.
Но и мы все сидим в офисе по адресу обособки. Значит НДФЛ весь перечисляем в налоговую обосбки?
Помогите...
Nad.K  
28.03.2013, 18:31

Как сдавать отчеты и платить налоги.
Какие налоги-то? Вы систему налогообложения не написали
VBElena (93103)
16.04.2015, 10:23
Добрый день! Если мы заключили трудовые договора датой ранее, чем зарегистрировано обособленное подразделение,в которых числятся данные сотрудники, это ошибка или можно так оставить?
Мария Федоровна (2d261)
26.11.2017, 21:08
Подскажите пожалуйста!
Налоговый орган составил акт о налоговом правонарушении в отношении обособленного подразделения. Уведомление на акт и далее на решение необходимо направлять в головную организацию и в обособленное? или только в головную? В ответе, укажите пожалуйста нормативные акты, которые это подтверждают.
Кирилл  a8ac  
27.11.2017, 09:44
Мария Федоровна
Уведомление на акт и далее на решение необходимо направлять в головную организацию и в обособленное?
вопрос непонятен - что такое уведомление на акт? это работник налоговой инспекции спрашивает?
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 ********  **         *******   **         **     ** 
    **     **        **     **  **    **   **     ** 
    **     **        **         **    **   **     ** 
    **     **        ********   **    **   **     ** 
    **     **        **     **  *********   **   **  
    **     **        **     **        **     ** **   
    **     ********   *******         **      ***    
Сообщение: