Вопрос: Возможно ли использование факсимиле в договорах на оказание услуг и других документах, касающихся данного договора?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо другого аналога собственноручной подписи допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными нормативно-правовыми актами или соглашением сторон. То есть условие об использовании факсимильного воспроизведения подписи должно быть включено в договор. Причем факсимильное воспроизведение подписи в данном случае будет иметь такую же силу, как и собственноручная подпись, так как согласно п. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью или другим аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, иным нормативно-правовым актом или договором. Условие о возможности использовать факсимиле (если соглашением сторон предусмотрено такое условие) распространяется на все виды гражданско-правовых договоров.
Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. То есть не допускается проставление факсимильной подписи на протоколах, предписаниях, свидетельствах и иных документах, выдаваемых государственными органами. Кроме того, факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия.
Что касается актов об оказании услуг, то в соответствии со ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование факсимильных подписей на первичных документах не допускается. Аналогичный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А13-6464/04-19), где суд делает вывод, что законодательство о бухгалтерском учете, равно как и законодательство о налогах и сборах, не предусматривает использование факсимильного воспроизведения подписи руководителя при оформлении первичных документов и счетов-фактур.
Подписано в печать
28.06.2007