При покупке товара продавец в счет-фактуру и в товарно-транспортную накладную включает транспортные расходы, я соответственно включала транспорт один в один покупателю. Товар отправляли ж/д транспортом. Ж/д накладных у меня в помине не было они только у покупателя.
Сейчас транспорт включаю сразу в стоимость товара и уже без транспортных услуг делаю документы. Какие могут быть последствия в 1 и 2 случае.
А то нашла ответ на вопрос и ,,,,,,,,,
"Налоги" (газета), 2007, N 20
Вопрос: ООО в рамках заключенного Договора просит Вас проработать следующие вопросы на предмет соответствия отраженных операций действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству и арбитражной практикой: 1. Правильность и своевременность отражения в бухгалтерском и налоговом учете ООО операций, связанных с транспортировкой нефтепродуктов железнодорожным транспортом при транзитной оптовой продаже с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Этот вопрос надо рассмотреть в его взаимосвязи с учетной политикой (бухгалтерской и налоговой) и заключенными с поставщиками и покупателями договорами для исключения либо сведения к минимуму рисков, связанных с возможными налоговыми последствиями. 2. Какие налоговые последствия наступают для ООО, если выяснится (например, при встречной проверке), что кто-то из наших поставщиков окажется недобросовестным плательщиком, к примеру, НДС. Для справки: превентивные меры, которые мы предпринимаем перед заключением договора с очередным поставщиком, следующие - главным бухгалтером нашего предприятия в информационной базе Минфина по ИНН/КПП предприятия проверяется его регистрация.
Ответ: В соответствии со ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. При этом содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором.
Таким образом, в случае заключения договора поставки товара, по которому покупатель и грузополучатель являются разными лицами, они обязательно должны быть указаны в договоре поставки либо в отгрузочной разнарядке. В связи с тем что в самом договоре поставки нефтепродуктов грузополучатель не указан, рекомендуем приложить к договору согласованную с поставщиком письменную отгрузочную разнарядку с указанием в ней грузополучателя.
В противном случае данный договор поставки имеет мнимый характер, т.к. исходя из договора получателем товара должен быть покупатель, тогда как фактическим получателем товара является лицо, которое не состоит ни в каких договорных отношениях с покупателем. В этой связи обращаем Ваше внимание на то, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (п. 1 ст. 170 ГК РФ). Данная точка зрения также нашла свое подтверждение в Постановлении ФАС Московского округа от 2 декабря 2003 г. N КГ-А40/9422-03. Более того, в п. 8 Постановления ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" прямо указывается нижестоящим арбитражным судам, что при изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок (п. 1 ст. 45 НК РФ) судам следует учитывать, что... мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ.
Кроме того, на наш взгляд, договорные отношения между А-ДВ, Б-ДВ и Б могут вызвать заинтересованность налоговых органов на предмет выяснения взаимозависимости. И если в результате встречной проверки выяснится, что организация А-ДВ и Б не ведут никакой хозяйственной деятельности, не отчитываются в налоговой инспекции, зарегистрированы по адресу "массовой регистрации", то в совокупности с признанием договора поставки ничтожным это даст возможность налоговым органам доказать в суде получение необоснованной налоговой выгоды.
Так, согласно Постановлению ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом (в Вашем случае грузополучателями товара являются лица, которые не состоят с Вами ни в каких договорных отношениях) или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Более того, факт взаимозависимости участников сделок либо их фактического отсутствия, осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика, осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций в совокупности с ничтожностью договора поставки могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а следовательно, решением арбитражного суда будет отказано в получении налогового вычета по НДС и расходов по налогу на прибыль в части договоров поставки нефтепродуктов.
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы при исчислении налога на прибыль должны быть документально подтвержденными. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 785 прямо указывает на то, что заключение договора перевозки груза должно подтверждаться составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Железнодорожные перевозки грузов согласно ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" оформляются единой формой перевозочного документа, которым является транспортная железнодорожная накладная.
Необходимость составления железнодорожных накладных также установлена в п. п. 3.1 и 4.1 договора поставки нефтепродуктов от 10 января 2006 г. N 10, а также согласно п. 3.3 того же договора только по штемпелю на железнодорожной накладной можно определить дату поставки товара. Более того, в Постановлении ФАС Московского округа от 2 декабря 2003 г. N КГ-А40/9422-03 также прямо указано, что если "передача нефтепродуктов осуществлялась железнодорожным транспортом, товарные накладные, оформленные сторонами по договору, не могут быть признаны первичными документами, таковыми являются только железнодорожные накладные".
Кроме того, железнодорожные накладные необходимы для подтверждения перехода права собственности на нефтепродукты на основании следующего. В договоре поставки ничего не говорится о моменте возникновения права собственности у покупателя. В связи с этим применяются п. 1 ст. 223 и п. 1 ст. 224, согласно которым право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи... Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю... Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. В анализируемой ситуации фактического поступления нефтепродуктов во владение покупателя нет, следовательно, право собственности переходит в момент сдачи перевозчику нефтепродуктов для отправки лицу, указанному покупателем. Так как данный момент можно определить только на основании железнодорожной накладной, то для оприходования нефтепродуктов помимо ТОРГ-12 также еще необходима железнодорожная накладная.
Таким образом, для документального подтверждения транспортных расходов, а также материальных расходов на покупку нефтепродуктов необходима транспортная железнодорожная накладная, которая оформляется в соответствии с Приказом МПС от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортном" и выдается грузоотправителю и грузополучателю.
С целью ознакомления с позицией налоговых и арбитражных судов рекомендуем ознакомиться с Письмом УФНС по г. Москве от 16 декабря 2005 г. N 20-12/93109 и Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 26 января 2007 г. N А56-13932/2006, ФАС Московского округа 28 апреля 2005 г. N КА-А40/3301-05.
В связи с тем что плательщику транспортных расходов не выдается ж/д накладная, то, по-нашему мнению, документальным подтверждением у данного лица может быть ксерокопия ж/д накладной на основании нижеследующего.
В связи с тем что налоговое законодательство не содержит значение понятия "копия документа", то согласно ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утв. Постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 N 28 (далее - Стандарт). Согласно п. 2.1.29 Стандарта копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Однако в п. 2.1.30 того же Стандарта указывается, что заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Вследствие того что гражданское законодательство РФ не устанавливает обязанности по нотариальному заверению копий первичных учетных документов, такими реквизитами являются: удостоверяющая надпись о соответствии подлиннику, подписи руководителей грузоотправителя и грузополучателя с печатью данных организаций.
НДС
В соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится налогоплательщиком по мере их оприходования, а также при наличии полученных от поставщиков и зарегистрированных в книге покупок счетов-фактур по этим товарам. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В связи с этим существуют следующие риски при отсутствии заверенных копий железнодорожных накладных и указания в договоре грузополучателя и грузоотправителя (письменных отгрузочных разнарядок).
Во-первых, как указывалось выше, без железнодорожных накладных Вы не сможете подтвердить переход права собственности на нефтепродукты, а следовательно, и оприходовать нефтепродукты Вы не имеете права. При этом, как указано в Постановлении Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132, получаемый Вами второй экземпляр товарной накладной по форме ТОРГ-12 является основанием для оприходования нефтепродуктов. Однако в том же Постановлении указывается, что ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Данное указание позволит налоговому органу заявить, что ТОРГ-12 оформлен неправомерно, т.к. продажа (отпуск) нефтепродуктов не подтверждается железнодорожной накладной.
Во-вторых, оприходовать транспортные услуги на основании ТОРГ-12 Вы не имеете права, т.к. данная форма применяется только для оприходования товарно-материальных ценностей, а не услуги, как в Вашем случае. Единственным первичным документом для оприходования железнодорожных транспортных услуг будет заверенная копия железнодорожной накладной.
В-третьих, согласно п. 5 ст. 169 НК РФ и в форме счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, в качестве обязательных реквизитов указаны "грузоотправитель и его адрес" и "грузополучатель и его адрес". В данном случае, если в счете-фактуре Вы укажете лиц, которые не указаны в договоре поставки либо в отгрузочной разнарядке, существует риск, что налоговый орган в результате проверки укажет на неправильное заполнение счетов-фактур и откажет в праве на налоговый вычет по НДС. Если же в счете-фактуре не будут указаны фактические грузоотправитель и грузополучатель и это выяснится в результате проверки, то также решением налоговой инспекции Вам будет отказано в праве на налоговый вычет по НДС.
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 211 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н, при отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.
Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из:
а) стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета продаж);
в) расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без налога на добавленную стоимость), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:
- выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж);
- выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без налога на добавленную стоимость) или физическими лицами - с кредита счета учета расчетов.
В связи с тем что перевозка нефтепродуктов осуществляется железнодорожным транспортом и ее стоимость оплачивается отдельно, бухгалтерский учет транспортных расходов должен вестись по дебету и кредиту счета учета расчетов (сч. 76).
Данная позиция также подтверждается в Письме Минфина России от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103: "Если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Включите в список представляемых документов в дог-р с Продавцом - и он будет присылать копии ж/д накладных. Но с печатью - ТОКОЕ добиться почти не возможно, особенно от крупных поставщиков.