Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Основное средство Когда вводить в эксл-ю?

Bezmar  
15.01.2008, 08:44
Год назад мы приобрелт объект незавершенного строительством, нам дали свидетельство на право собсвенности в которм указано, что это "объект незаверш. строительством". В этом году мы его окончательно достроили.Но могу ли я его ввести в эксплуатацию если у нас нет проэкта по нему (архитектура еще не дала), нет паспорта на него, ну и нет регистрации права собственности на готовый объект, документы в ГУЮ на регистрацию тоже еще не подавали.Когда надо вводить в эксплуатацию объект?
15.01.2008, 10:30
Посмотрим, когда оформляются акты приемки-передачи ОС. Для включения объектов в состав ОС и учета их ввода в эксплуатацию используются:
- акт о приеме-передаче объекта ОС (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1);
- акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а);
- акт о приеме-передаче групп объектов ОС (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б).
Эти акты оформляются в момент приобретения, если объект не требует монтажа, в противном случае - после приема объектов из монтажа и сдачи их в эксплуатацию. Перечисленные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Приемка и ввод законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисление его в состав ОС подтверждаются с помощью акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). На то, что именно эти документы свидетельствуют о вводе объекта в эксплуатацию и принятии его на учет в качестве ОС, обратил внимание и ФАС СКО в Постановлении от 04.09.2006 N Ф08-3930/2006-1681А. Таким образом, в составе ОС отражается имущество, готовое к эксплуатации, а не фактически используемое в производственной деятельности.
Остается неясным один момент: стоит ли ждать государственной регистрации? Например, судьи ФАС ПО решили так: затраты на приобретение основных средств подлежат отражению по дебету счета 08 до момента государственной регистрации объектов недвижимого имущества (Постановление от 27.02.2007 N А72-4461/06). Такую же точку зрения высказали и судьи ФАС ЗСО (Постановление от 09.03.2006 N Ф04-888/2006(20320-А46-37)). А вот судьи ФАС УО отметили, что законодательство в сфере бухгалтерского учета не содержит запрета на принятие к учету объектов, право собственности на которые подлежит государственной регистрации, до осуществления такой регистрации права (Постановление от 15.08.2006 N Ф09-7077/06-С2). Одним из аргументов послужил п. 52 Методических указаний, согласно которому объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, можно принять к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету 01. Примечательно, что еще в прошлом году финансисты активно использовали данный пункт в подкрепление своей точки зрения, заключающейся в следующем. Переданные по акту приема-передачи в эксплуатацию и фактически эксплуатируемые объекты недвижимости (объекты капитального строительства или приобретенные по договору купли-продажи), первоначальная стоимость которых сформирована на дату сдачи документов на государственную регистрацию прав собственности, обладают всеми признаками ОС, перечисленными в п. 4 ПБУ 6/01 (Письма от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 <9>, от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154, от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28). Поэтому передача документов на государственную регистрацию прав собственности на законченный строительством объект недвижимости, введенный в эксплуатацию, является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 и признания объектом обложения налогом на имущество.
Bezmar  
15.01.2008, 10:56
т.е. мне должны дать акт ОС-1а? я так поняла? а кто его должен мне дать?
15.01.2008, 11:17
КАК ЗАВИСИТ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ОТ ГОСРЕГИСТРАЦИИ?

Как известно, право собственности на приобретенные (построенные) объекты недвижимости подлежит государственной регистрации. Поэтому возникают вопросы: зависит ли порядок учета такого имущества в составе основных средств от факта государственной регистрации? И когда при этом продавец отразит реализацию имущества, переход права собственности на которое подлежит государственной регистрации? Эти и другие моменты рассмотрены в настоящей статье.

Правовые моменты

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Напомним, к недвижимым вещам относятся, в частности, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Именно с момента государственной регистрации (со дня внесения необходимых записей о правах в ЕГРПНИ) возникает соответствующее право. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в суде.
Порядок проведения государственной регистрации определен Законом N 122-ФЗ <1> (п. 6 ст. 131 ГК РФ). Начнем с того, кто ее проводит. Это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (п. 1 ст. 9 Закона N 122-ФЗ). Таким органом является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1315), действующая на основании Общего положения <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
<2> Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) РФ, утв. Приказом Минюста России от 03.12.2004 N 183.

К сведению: согласно ст. 1 Закона N 122-ФЗ регистрационным округом признается территория, на которой действует территориальный орган Росрегистрации. Регистрационные округа создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции. Созданные на сегодняшний день такие округа перечислены в Приложении к Приказу N 185 <3>.
--------------------------------
<3> Приказ Минюста России от 03.12.2004 N 185 "О создании регистрационных округов, в границах которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы".

В общем случае в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа, если иное не предусмотрено данным Законом. Так, государственную регистрацию прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории нескольких регистрационных округов, проводит Росрегистрация. Иные объекты недвижимости регистрируются по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа территориальным органом Росрегистрации (п. 1 ст. 9 Закона N 122-ФЗ).
На госрегистрацию отводится месяц со дня подачи заявления правообладателем, сторонами договора или уполномоченным им (ими) на то лицом при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона N 122-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению прилагаются:
- документы о правах на недвижимое имущество;
- документ об уплате государственной пошлины;
- учредительные документы (или их нотариально удостоверенные копии) юридического лица;
- документ, удостоверяющий личность лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- документ (или его нотариально удостоверенную копию), подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от его имени.
Указанные документы должны быть представлены лично, возможность их направления по почте законодательством не предоставлена. Кроме того, в последнем случае не будет соблюдена процедура подачи документов на государственную регистрацию. Ведь должностное лицо регистрирующего органа при приеме документов проверяет как соответствие копий оригиналам, так и личность лиц их представивших. При направлении документов по почте эти действия произвести невозможно (Постановление ФАС СЗО от 05.10.2006 N А56-46704/2005).
Обратите внимание: на основании п. 6 ст. 16 Закона N 122-ФЗ заявителю выдается расписка, которая подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав. В ней указываются (п. 14 Правил <4>):
- дата и время представления документов с точностью до минуты;
- перечень документов с указанием их наименования и реквизитов;
- количество экземпляров каждого из представленных документов (подлинных экземпляров и их копий);
- количество листов в каждом экземпляре документа;
- номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в ней;
- фамилия и инициалы работника органа, принявшего документы и сделавшего соответствующую запись в книге учета входящих документов, а также его подпись.
--------------------------------
<4> Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста России от 24.12.2001 N 343.

Документальным подтверждением проведения государственной регистрации возникновения и перехода права служит свидетельство о государственной регистрации прав, форма которого приведена в Приложении N 14 к Правилам ведения ЕГРПНИ <5>.
--------------------------------
<5> Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

Приобретение объекта недвижимости

Поскольку момент приобретения (строительства) объекта недвижимости не совпадает с датой государственной регистрации прав на него, возникает вопрос о том, каким образом учитывать такой объект в бухгалтерском и налоговом учете. В первую очередь остановимся на бухгалтерском учете.
Понятно, что в момент приобретения объекта организация производит вложения во внеоборотные активы (счет 08), потом он принимается к учету в качестве объекта основных средств (счет 01). Разберемся, когда наступает потом. Почему это важно? Имущество, учтенное в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на балансе в качестве объектов ОС, признается объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Согласно п. 4 ПБУ 6/01 <6> актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- объект подлежит использованию в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо предоставления за плату во временное владение и пользование (или временное пользование);
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью более года или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не планирует перепродавать данный объект;
- объект принесет организации экономические выгоды (доход) в будущем.
--------------------------------
<6> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Исходя из указанного финансисты в этому году сделали следующий вывод: объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию (Письмо от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33).
Стоит ли беспрекословно следовать данным рекомендациям Минфина? В п. 3 ПБУ 6/01 отмечено, что данный документ не применяется, в частности, в отношении капитальных вложений. Поэтому мы смело обращаемся к п. 41 Положения по ведению бухучета <7>, в котором дано определение незавершенных капитальных вложений. Это не оформленные актами приемки-передачи ОС и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение объектов длительного пользования и прочие капитальные работы и затраты. Наличие акта приемки-передачи способствует принятию актива к бухгалтерскому учету в качества объекта ОС. Это следует из п. 38 Методических указаний <8>, согласно которому принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
--------------------------------
<7> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
<8> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Посмотрим, когда оформляются акты приемки-передачи ОС. Для включения объектов в состав ОС и учета их ввода в эксплуатацию используются:
- акт о приеме-передаче объекта ОС (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1);
- акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а);
- акт о приеме-передаче групп объектов ОС (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б).
Эти акты оформляются в момент приобретения, если объект не требует монтажа, в противном случае - после приема объектов из монтажа и сдачи их в эксплуатацию. Перечисленные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Приемка и ввод законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисление его в состав ОС подтверждаются с помощью акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). На то, что именно эти документы свидетельствуют о вводе объекта в эксплуатацию и принятии его на учет в качестве ОС, обратил внимание и ФАС СКО в Постановлении от 04.09.2006 N Ф08-3930/2006-1681А. Таким образом, в составе ОС отражается имущество, готовое к эксплуатации, а не фактически используемое в производственной деятельности.
Остается неясным один момент: стоит ли ждать государственной регистрации? Например, судьи ФАС ПО решили так: затраты на приобретение основных средств подлежат отражению по дебету счета 08 до момента государственной регистрации объектов недвижимого имущества (Постановление от 27.02.2007 N А72-4461/06). Такую же точку зрения высказали и судьи ФАС ЗСО (Постановление от 09.03.2006 N Ф04-888/2006(20320-А46-37)). А вот судьи ФАС УО отметили, что законодательство в сфере бухгалтерского учета не содержит запрета на принятие к учету объектов, право собственности на которые подлежит государственной регистрации, до осуществления такой регистрации права (Постановление от 15.08.2006 N Ф09-7077/06-С2). Одним из аргументов послужил п. 52 Методических указаний, согласно которому объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, можно принять к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету 01. Примечательно, что еще в прошлом году финансисты активно использовали данный пункт в подкрепление своей точки зрения, заключающейся в следующем. Переданные по акту приема-передачи в эксплуатацию и фактически эксплуатируемые объекты недвижимости (объекты капитального строительства или приобретенные по договору купли-продажи), первоначальная стоимость которых сформирована на дату сдачи документов на государственную регистрацию прав собственности, обладают всеми признаками ОС, перечисленными в п. 4 ПБУ 6/01 (Письма от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 <9>, от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154, от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28). Поэтому передача документов на государственную регистрацию прав собственности на законченный строительством объект недвижимости, введенный в эксплуатацию, является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 и признания объектом обложения налогом на имущество.
--------------------------------
<9> Доведено до сведения налогоплательщиков Письмом ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/1094@.

Укажем обстоятельство, не позволяющее ориентироваться на государственную регистрацию права. Гражданским законодательством не установлен срок подачи документов на государственную регистрацию соответствующих прав на объект недвижимости после его создания или совершения сделки. Получается, что оформление правоустанавливающих документов на созданные (приобретенные) объекты недвижимости зависит от волеизъявления налогоплательщика. Однако учет объекта в составе ОС и его включение в объект обложения налогом на имущество определяются экономической сущностью объекта. На это указывают и судьи (Постановление ФАС ВВО от 21.08.2006 N А38-5824/-17/499-2005), и чиновники (см. вышеуказанные Письма Минфина). Наличие документа, подтверждающего создание (приобретение) объекта недвижимости, при отсутствии у организации свидетельства о праве собственности на него или расписки, полученной при сдаче документов на госрегистрацию, признается уклонением от государственной регистрации. В этом случае обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента начала использования в основной деятельности объекта, завершенного строительством (или приобретенного по договору купли-продажи) и принятого по акту ввода в эксплуатацию, то есть именно в этот момент его необходимо принять к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС (Письмо Минфина России от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30). Изложенное нашло отражение и в арбитражной практике. Так, судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 05.06.2006 N Ф04-2893/2005(23120-А70-26) указали: отсутствие документа, подтверждающего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого приобретателя и пользователя имуществом, не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на имущество за время фактического пользования указанным имуществом. Судьи ФАС ПО подчеркнули: налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество в качестве объектов основных средств на балансе налогоплательщика в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, а не с фактом государственной регистрации прав на это имущество (Постановление от 01.02.2006 N А57-4150/05-16).

Пример 1. ОАО "Консервный завод" в июне 2007 г. приобрело у ООО "Клюковка" на основании договора купли-продажи овощехранилище (бывшее в употреблении) стоимостью 247 800 руб., в том числе НДС - 37 800 руб. В этом же месяце здание начали использовать в производственных целях. Приказом руководителя общества установлен срок полезного использования объекта - 10 лет (с учетом ожидаемого срока использования). Амортизация начисляется линейным способом. В сентябре 2007 г. уплачена госпошлина за государственную регистрацию прав в размере 7500 руб. и в территориальный орган Росрегистрации представлены необходимые документы. Государственная регистрация перехода права собственности осуществлена в октябре 2007 г., в этом же месяце ООО "Клюковка" выставило счет-фактуру.
ОАО "Консервный завод" использует субсчета 68-2 "НДС", 68-6 "Госпошлина".
В бухгалтерском учете ОАО "Консервный завод" будут отражены следующие проводки:

-----------------------------------------T------T------T---------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет¦Кредит¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ В июне 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Отражены вложения во внеоборотные ¦ 08 ¦ 60 ¦ 210 000 ¦
¦активы ¦ ¦ ¦ ¦
¦(247 800 - 37 800) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Отражена сумма "входного" НДС ¦ 19 ¦ 60 ¦ 37 800 ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Отражено принятие овощехранилища к ¦ 01 ¦ 08 ¦ 210 000 ¦
¦бухгалтерскому учету в качестве объекта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОС ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ Ежемесячно начиная с июля 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Отражено начисление амортизации ¦ 20 ¦ 02 ¦ 1 750 ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ В сентябре 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Отражена уплата госпошлины ¦ 68-6 ¦ 51 ¦ 7 500 ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Затраты, связанные с уплатой госпошлины,¦ 20 ¦ 68-6 ¦ 7 500 ¦
¦включены в состав расходов ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ В октябре 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Сумма "входного" НДС предъявлена к ¦ 68-2 ¦ 19 ¦ 36 000 ¦
¦вычету ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+------+------+----------

К сведению: затраты, связанные с внесением государственной пошлины, включаются в первоначальную стоимость ОС в случае уплаты госпошлины до принятия актива к бухгалтерскому учету на счет 01 (п. 8 ПБУ 6/01). Минфин напомнил об этом в Письме от 04.04.2006 N 07-05-06/76.

О налоге на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под ОС понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Таким образом, обязательным условием для признания имущества в качестве объекта ОС является подтверждение его использования в производстве и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) или для управления организацией (Письмо Минфина России от 11.10.2005 N 03-03-04/1/275). При этом на основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым является имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
Иное предусмотрено для ОС, права на которые, в соответствии с законодательством РФ, подлежат государственной регистрации. Они включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 НК РФ) <10>. Как отметили финансисты, эта норма введена в связи с тем, что процесс государственной регистрации может занять продолжительное время (Письмо от 11.01.2005 N 03-03-01-04/1/1). Напомним, документальным подтверждением подачи документов на государственную регистрацию является расписка.
--------------------------------
<10> Чиновники об этом напоминали уже не раз (см., например, Письма Минфина России от 13.01.2006 N 03-03-04/1/17, от 26.10.2005 N 03-03-04/1/301, УФНС по г. Москве от 23.01.2006 N 20-12/3540).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Срок полезного использования овощехранилища в налоговом учете (14 лет) установлен с учетом количества лет (месяцев) его эксплуатации ООО "Клюковка".
На основании п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату его ввода в эксплуатацию с учетом Классификации ОС <11>. При этом п. 12 ст. 259 НК РФ организациям, приобретающим объекты ОС, бывшие в употреблении, предоставлено право определять норму амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками. Более того, если срок фактического использования данного ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования по Классификации ОС или превышающим его, налогоплательщик может самостоятельно определить срок полезного использования с учетом требований техники безопасности и других факторов.
--------------------------------
<11> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Овощехранилище с каменными стенами (код ОКОФ 11 0000000) относится к девятой амортизационной группе, в которую включено имущество со сроком полезного использования свыше 25 до 30 лет включительно. Этот срок уменьшен на количество лет эксплуатации бывшим собственником.
В нашем случае овощехранилище включается в состав соответствующей амортизационной группы в сентябре 2007 г. - в момент подачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности. Ежемесячно начиная с октября 2007 г. общество будет начислять амортизацию в целях налогообложения прибыли в размере 1250 руб. (210 000 руб. / 14 лет / 12 мес.).

Рассмотрим порядок учета в налоговых расходах госпошлины, уплаченной за регистрацию права собственности. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в установленном законодательством РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ). При использовании метода начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов, сборов признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В то же время п. 1 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. Этот вариант чиновники однозначно отвергают, объясняя это тем, что государственная пошлина, уплачиваемая организацией за регистрацию права собственности на имущество, не включается в первоначальную стоимость ОС, поскольку не связана с деятельностью организации по приобретению, сооружению, изготовлению, доставке и доведению основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования (Письма Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/165, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, УФНС по г. Москве от 10.10.2006 N 20-12/89143).
Добавим, что в соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик вправе включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере, не превышающем 10% первоначальной стоимости ОС. При использовании метода начисления эти расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала начисления амортизации (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Пример 3. Дополним условия примера 2. ОАО "Консервный завод", согласно приказу об учетной политике для целей налогообложения, 8% первоначальной стоимости ОС относит на расходы сразу.
В октябре 2007 г. ОАО "Консервный завод" включит в состав налоговых расходов амортизационную премию в размере 16 800 руб. (210 000 руб. x 8%). Ежемесячная сумма амортизации будет составлять 1150 руб. ((210 000 - 16 800) руб. / 14 лет / 12 мес.).

Эксплуатируем незавершенку

Рассмотрим следующую ситуацию. Организация начинает эксплуатировать еще не законченный строительством объект (так называемая временная эксплуатация). Как отметили судьи ФАС МО, такая возможность законодательством не запрещена (Постановление от 01.12.2006 N КА-А40/11515-06). Указанный объект до ввода его в постоянную эксплуатацию отражается в учете как незавершенные капитальные вложения (п. 41 Положения по ведению бухучета). Следовательно, данные затраты на основании Плана счетов <12> отражаются на счете 08 и не рассматриваются в качестве объекта обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Несмотря на то что объект еще числится в составе вложений во внеоборотные активы, амортизация по нему начисляется в общем порядке - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем временного ввода объекта в эксплуатацию. Такой вывод следует из п. 22 Положения <13>, правомерность применения которого подтвердил Верховный Суд в Определении от 06.03.2001 N КАС01-71. В Положении отмечено, что основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости указанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений. При оформлении актами о приемке ввода в действие этих объектов и зачислении их в состав основных фондов производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации и одновременно определяется износ, который отражается в учете. Суммы начисленной амортизации по указанным объектам до принятия их к бухгалтерскому учету в качестве объектов ОС отражаются по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств" и учитываются при расчете остаточной стоимости ОС для целей исчисления налога на имущество после их перевода в состав ОС (Письма Минфина России от 29.05.2006 N 03-06-01-04/107, от 12.03.2003 N 04-05-06/8, Постановление ФАС ВВО от 27.10.2004 N А29-996/2004а).
--------------------------------
<12> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
<13> Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утв. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (N ВГ-9-Д).

Пример 4. ОАО "Тюльпан" осуществляет строительство склада с февраля 2007 г. В июне 2007 г. объект временно введен в эксплуатацию. Затраты по строительству на момент временного ввода склада в эксплуатацию составили 750 000 руб., после - 150 000 руб. В июле 2007 г. строительство закончено, оформлен акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией и на государственную регистрацию права собственности представлен пакет необходимых документов. Приказом руководителя общества установлен срок полезного использования склада - 252 мес.
В бухгалтерском учете ОАО "Тюльпан" будут отражены следующие проводки.

-----------------------------------------T------T------T---------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет¦Кредит¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ В феврале - июле 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Отражены вложения во внеоборотные ¦ 08 ¦ 02, ¦ 907 500 ¦
¦активы ¦ ¦ 10, ¦ ¦
¦(750 000 + 150 000 + 7500) руб. ¦ ¦ 60, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 68, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 69, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 70 ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ В июле 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Отражено начисление амортизации ¦ 20 ¦ 02 ¦ 2 976 ¦
¦по складу, временно введенному ¦ ¦ ¦ ¦
¦в эксплуатацию ¦ ¦ ¦ ¦
¦(750 000 руб. / 252 мес.) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Отражено принятие склада к ¦ 01 ¦ 08 ¦ 907 500 ¦
¦бухгалтерскому учету в качестве объекта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОС ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦ Ежемесячно начиная с августа 2007 г. ¦
+----------------------------------------T------T------T---------+
¦Отражено начисление амортизации ¦ 20 ¦ 02 ¦ 3 604 ¦
¦((907 500 - 2976) руб. / 251 мес.) ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+------+------+----------

В налоговом учете склад включается в соответствующую амортизационную группу в июле 2007 г. Добавим, что после временного ввода объекта в эксплуатацию у организации возникают расходы, связанные с его содержанием. В бухгалтерском учете они признаются затратами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 <14>), а в налоговом - расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/1/25, Постановление ФАС СЗО от 31.01.2005 N А56-10815/04).
--------------------------------
<14> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

К сведению: ст. 19.21 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним может повлечь административную ответственность в виде наложения штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. По мнению Минфина, эта статья должна применяться и в случае уклонения налогоплательщика от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество (Письмо от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28). Однако Законом N 122-ФЗ не установлены сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Поэтому считаем, что привлечение к административной ответственности в связи с отсутствием регистрации прав на недвижимое имущество невозможно.
15.01.2008, 11:17
Прошу прощения не сразу все скопировалось
Bezmar  
15.01.2008, 11:26
Я сама должна выписать акт?
15.01.2008, 11:43
Я все составляла сама..... И вместе со всеми доками носила на регистрацию... Думаю этот орган не делает исключений смайлик
Bezmar  
15.01.2008, 13:05
спасибо большое, а то у меня сомнения по этому поводу были..
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **    **   ******    ******   **        **    ** 
 **   **   **    **  **    **  **         **  **  
 **  **    **        **        **          ****   
 *****     **        **        **           **    
 **  **    **        **        **           **    
 **   **   **    **  **    **  **           **    
 **    **   ******    ******   ********     **    
Сообщение: