Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Резерв сомнительных долгов

07.12.2007, 16:51
Как Вы думаете содавать резерв сомнительных долгов в бухгалтерском учете - это обязанность организации или все-таки право, как об этом говорится в п.70 Положения 34н?
07.12.2007, 16:59
07.12.2007, 16:59
07.12.2007, 17:00
07.12.2007, 17:00
07.12.2007, 17:00
07.12.2007, 17:00
07.12.2007, 17:00
Эмма  
07.12.2007, 17:11
АЕ, не хулиганьте! Правом это является, сейчас некогда объяснять, но я года 3 назад вплотную занималась резервами. Может, сейчас что-то изменилось. И оставьте Диму в покое. Не по христиански быть таким злопамятным.
07.12.2007, 17:15
Раз Вы просите, будь по-Вашему (странно что он молчит, а девушка за него просит, видимо так его воспитали), а по поводу резерва мне интересно, я и сам считаю, что это право, но вот множество моих коллег аудиторов пишут организациям, что это обязанность.
07.12.2007, 17:15
Я с ними не согласен. Просто хотелось услышать и других мнение.
Эмма  
07.12.2007, 17:27
Минутка еще есть. Насколько я помню, это как вы пропишете в уч.политике. Препротивная вещь - эти резервы. Вот вам ссылки:
[www.klerk.ru]
[www.buhi.ru]
не первой свежести, правда.
07.12.2007, 17:28
Да ссылки не нужны, я и сам готовил консультацию, как Вы говорите свежую.
Эмма  
07.12.2007, 17:42
Вот еще статья:


Финансовая газета


№39, 2004 «В помощь бухгалтеру»

Обязанность ведения организациями бухгалтерского учета установлена ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Обязанность же ведения налогового учета установлена ст. 313 НК РФ.

Как системой бухгалтерского учета, так и налоговым законодательством предусмотрен порядок формирования учетной политики. В п. 3 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете» определено, что организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В ст. 313 НК РФ указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Как и в бухгалтерском учете, в налоговом учете налогоплательщики вправе формировать резервы по сомнительным долгам.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогового учета установлен ст. 266 НК РФ, согласно которой:

налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода;

сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;

сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности;

сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода;

резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей;

сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Решение о создании резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете является правом организации, но не обязанностью. Решение о создании резерва по сомнительным долгам в налоговом учете не порождает обязанности создавать такой же резерв в бухгалтерском учете.
Таким образом, формирование резерва по сомнительным долгам только в налоговом учете правомерно.

И.Н. ЛОЖНИКОВ,
руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета
аудиторской фирмы «Внешаудит»
07.12.2007, 17:48
Здорово, спасибо. Интересно, а вот Дебетокреник как считает? Он в методологии спец, да заодно как раз спросим у него как по МСФО, обязанность или право. И откуда все-таки пошла мысль о том что и в нашем бухучете это обязанность.
07.12.2007, 17:55
Я не совсем в курсе Ваших споров, я не все сообщения просматриваю.
Я как аудитор считаю следующее. Минфин взял моду через аудиторов давить на бухгалтеров.

Раньше Минфин говорил об этом только устно на семинарах. Потом нам сказал в письме от 19 декабря 2006 г. № 07-05-06/302 «РЕКОМЕНДАЦИИ аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год» следующее.

«Резервирование аудируемым лицом сомнительных долгов



Решение о создании резервов сомнительных долгов должно приниматься организацией исходя из совокупности норм, установленных пунктом 70 указанного Положения и пунктом 7 ПБУ 1/98 (в части требования осмотрительности). В противном случае учетная политика организации не будет обеспечивать соблюдение требования осмотрительности в бухгалтерском учете.

С учетом пункта 7 ПБУ 1/98 норма пункта 70 указанного Положения устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный».



Мы и тестируем уверенность организации в получении всей задолженности в срок, подтверждаем, что это актив. А если мы не приходим к той же уверенности, будем говорить об осмотрительности и еще будем говорить о



ст. 3 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О банкротстве (несостоятельности)":

Статья 3. Признаки банкротства

1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

А далее - при непогашении в срок свыше 3 месяцев задолженность считается сомнительной по определению.

С уважением, Людмила
avatar 08.12.2007, 14:55
audit-eskoni1,

Проверка ДЗ на "сомнительность" - обязанность организации (ПБУ 1, п. 7). Если выявляется сомнительная, а уж тем более безнадежная ДЗ, создается резерв. Ни одна крупная аудиторская фирма (b4, росс. топ 10) не выдаст положительное заключение, если у орг-ции будет существенная сомнит. ДЗ, а резерва под нее будет.


Людмила,

МФ "давит" на бухгалтеров только потому, что они не хотят понять очевидных вещей:
1) НПА по БУ надо изучать в совокупности, а не каждое в отдельности;
2) более того, даже если бы нигде в других НПА не было бы даже намека на резерв, его вчсе равно нужно было бы начислять на основании ПБУ 1.
Эмма  
08.12.2007, 23:22
ДК, не согласна с Вами. Позвольте Вам возразить.
1. АЕ спрашивал о ВООБЩЕ создании резервов, а не только по сомнительной задолженности.
2. Вы считаете, что создание резерва по просроченной (безнадежной) ДЗ не является элементом УП, а ОБЯЗАННОСТЬЮ.
Насчет НУ, я думаю, Вы спорить не будете: это ПРАВО организации. Ибо создание резервов по сомнительным долгам в НУ является не средством обеспечения достоверности отчетности, а возможностью для организации уменьшения величины ее налогооблагаемой прибыли.
3. БУ. П. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ гласит: "организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации".
Вы ссылаетесь на п.7 ПБУ1 - принцип осмотрительности. Но тогда получается явное противоречие между двумя документами.
Значит, создание резервов организация не должна закреплять в УП (ну как НДС - по оплате или по отгрузке), а просто создавать в БУ?

Кстати, налоговики тоже придерживаются мнения, что резервы - право.

УФНС по г. Москве
П и с ь м о N 20-12/031921
от 09/04/2007
Вопрос: Вправе ли организация создать резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли без формирования аналогичного резерва в бухгалтерском учете?

Ответ: В статье 266 НК РФ определен порядок формирования резерва по сомнительным долгам, отчисления в который для целей налогообложения прибыли уменьшают доходы организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса РФ создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления.

В соответствии со статьей 313 НК РФ система налогового учета применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Поэтому порядок формирования резерва по сомнительным долгам закрепляется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и не может изменяться в течение года.

На основании пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Решение о создании резерва закрепляется организацией в учетной политике.

Согласно пункту 6 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, принятая организацией учетная политика применяется ей последовательно от одного отчетного года к другому.

Таким образом, создание организацией резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете является правом организации.

Следовательно, организация, применяющая метод начисления, может принять решение о создании резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли, закрепив его в учетной политике для целей налогообложения, без создания одноименного резерва в бухгалтерском учете.И.о. заместителя руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса
О.М. Спицына
Исправлений: 1; последнее - в 08.12.2007, 23:33.
09.12.2007, 12:52
Нет, это не предмет учетной политики. Просто наш Минфин всегда забывает правила русского языка и взаимоувязки нормативных документов. Мы сказали, а как нас понять мы не можем сказать. Это, видите ли, не входит в наши обязанности. А что по правилам русского языка "Может" можно трактовать как выбор и в т.ч. закрепленный в учетной политике, это много лет устраивало всех. Теперь не устраивает. И хамское отношение Минфина выражается в том, что он не бухгалтерам об этом говорит, а в очередных письмах аудиторам. Кстати, в этом же письме он такое говорит об амортизации - ее можно менять каждый год, как и способы ее начисления и сроки. Поехали мозги у руководства - они уже русский-то учет забыли, в голове МСФО. А что не согласовывается - плевать. Так что не надо защищать Минфин.
Но позиция по данному вопросу сложилась, как я сказала.
Что касается ст. 266 - там право прямо указано. И я всегда говорю, что создавать резерв в налоговом учете я бы не стала, если бы меня не заставлял высший финансовый менеджмент. Это дает отсрочку налога по году, но расплата наступит в 1 квартале. Какой смысл париться и садить на данный резерв человека?

С уважением, Людмила
avatar 10.12.2007, 11:31
Эмма,

1. audit-eskoni1 спрашивал только про резерв по сомнительным долгам.
2. речь шла только о БУ, поэтому Ваши ссылки на НК и письма УФНС к делу не относятся.
3. Таким образом, из всех Ваших аргументов остается только один - толкование слова "может", а этот вопрос мы уже рассмотрели. Каждый волен остаться при своем мнении, только не ошибитесь в своем упорстве.
Ескони (80c78)
10.12.2007, 11:34
Мне вообщето интересно, почему все-таки это обязанность, а не право. Если читать тот же п.7 ПБУ 1/98...
Ескони (80c78)
10.12.2007, 11:36
то в нем говорится всего лишь о готовности к признанию расходов в большей степени чем к признанию доходов. Ведь там не говорится о том, что организация должна минимизировать свои расходы. А готовность предусматривается в отношении всех расходов как мелких так и крупных.
Ескони (80c78)
10.12.2007, 11:37
Я действительно спрашивал только про бу, с ну все вроде понятно, читая ст.266 НК РФ.
Эмма  
10.12.2007, 11:52
Да, действительно, виновата. Потом уже не смотрела на сам вопрос. Но,все равно, остаюсь при своем мнении. А в письме УФНС сказано:

=организация, применяющая метод начисления, может принять решение о создании резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли, закрепив его в учетной политике для целей налогообложения, без создания одноименного резерва в бухгалтерском учете.
Т.е. я так понимаю: хотите отсрочить платежи по прибыли, можете создавать резер в НУ без БУ. А вообще создание резервов - право.
Ескони (80c78)
10.12.2007, 11:55
Спасибо. Я такого же мнения.
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **     **  **        ********   **    **  ******** 
 ***   ***  **        **     **  ***   **  **    ** 
 **** ****  **        **     **  ****  **      **   
 ** *** **  **        ********   ** ** **     **    
 **     **  **        **         **  ****    **     
 **     **  **        **         **   ***    **     
 **     **  ********  **         **    **    **     
Сообщение: