Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения 2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;
Аренда земли у Комитета по управлению имуществом.
Является этот Комитет государственной организацией?
Может у кого прокатывало как нарушение договорных обязательств (ст.265 п.13)?
Присоединяюсь с пени по аренде федерального имущества.
Правда в этом году у меня еще не было просрочек, а до этого была на УСН доходы, поэтому было по фиг.
Но на будущее было бы интересно.
Вопрос: Организация заключила договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем (ФГУП) на праве хозяйственного ведения. В 2004 г. арендатором на основании соответствующих положений договора начислены и перечислены в федеральный бюджет пени как санкция за просрочку оплаты арендной платы.
Вправе ли организация на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ включить в состав внереализационных расходов сумму пеней, уплаченных в федеральный бюджет за нарушение договорных обязательств?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2005 г. N 03-03-04/4/83
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли расходов организации в виде пеней, уплачиваемых в связи с несвоевременной уплатой арендных платежей по аренде имущества, находящегося у арендодателя на праве хозяйственного ведения, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Пункт 2 ст. 270 Кодекса определяет, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
Таким образом, пени, штрафы и иные санкции, перечисленные в бюджет, не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Как следует из предоставленных сведений, за неисполнение обязательств по уплате арендных платежей в установленный срок арендатор уплатил в федеральный бюджет пени за каждый день просрочки.
При этом арендная плата и пени учитываются в составе доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации 2010240 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности".
Учитывая изложенное, сообщаем, что расходы в виде пеней за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченных арендатором в федеральный бюджет, в связи с п. 2 ст. 270 Кодекса не признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
10.11.2005
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2006 по делу N А56-13319/2006
Суд указал, что арендная плата по договору не относится к налоговым платежам. Соответственно пени, которые начислены за несвоевременное исполнение обязательств, вытекающих из договора аренды, также не являются налоговыми платежами. Поэтому правила п. 2 ст. 270 НК РФ в данном случае не применяются. Суммы пеней можно учесть при налогообложении прибыли на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Но тут довод, что пени не были взысканы, а были уплачены добровольно
Арбитражная практика
1. Пени за нарушение срока внесения арендной платы, уплаченные арендатором в связи с условиями договора аренды земельного участка, заключенного с земельным комитетом горадминистрации, учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль (Постановление ФАС МО от 27.07.2005 N КА-А40/6944-05).
Налоговый орган установил, что общество неправомерно включило в состав внереализационных расходов пени, уплаченные платежным поручением в соответствии с условиями договора аренды земельного участка у Московского земельного комитета. Пунктом 7.2 этого договора предусмотрено, что в случае невнесения арендной платы в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере 0,2% от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период, начиная с 6 числа первого месяца квартала по день уплаты включительно. При этом налоговый орган сослался на положения п. 2 ст. 270 НК РФ.
Судами установлено, что заявитель нарушил договорные обязательства, предусмотренные договором аренды земельного участка, арендодателем по которому является Московский земельный комитет, и добровольно исполнил свои обязательства по договору. В связи с этим решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2004 в удовлетворении требований Московскому земельному комитету было отказано. Указанным решением арбитражного суда было установлено, что пени в сумме 326 530,70 руб. были начислены заявителю в соответствии с п. 7.2 договора аренды, т.е. за нарушение договорных обязательств.
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Учитывая вышеизложенное, ссылка налогового органа на п. 2 ст. 270 НК РФ не принята судами, поскольку пени не были взысканы с общества Московским земельным комитетом на основании предоставленного ему права, установленного законодательством РФ, а были признаны и уплачены должником по договорным обязательствам.
В соответствии со ст. 15 Закона г. Москвы от 16 июля 1997 г. N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" в случае нарушения арендатором установленных в соответствии со ст. 10 настоящего Закона сроков внесения арендной платы за землю начисляется пеня в размере, определяемом договором, но не более 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки платежа. То есть Московский земельный комитет может начислить пени арендатору только в случае нарушения договорных обязательств.
Таким образом, начисленные налогоплательщику пени за нарушение договорных обязательств правомерно учтены им в составе расходов при исчислении налога на прибыль.