Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Учет ГСМ по пластиковым картам

DANIL (aa19a)
25.09.2007, 11:31
Доброго дня,коллеги!
Подскажите,кто имеет опыт учеьа ГСМ по пластиковым(топливным) картам
Организация заключила договор с АЗС на приобретение ГСМ по пластиковым (топливным) картам.Стоит ли использовать в учете счет 50.3 (денежные документы)?.Поставщик выставляет все расчетные документы в конце месяца.Возможно ли приходовать ГСМ не вконце месяца,а после каждой заправки-то есть в данном случае-это неотфактурованные поставки?
Д60.2К51-перечислен аванс поставщику ГСМ
Д50.3К60.1-оприходованы топливные карты(в рублях)
Д60.1К60.2-зачтен аванс
Д71к50.3-выдана под отчет топливная карта
Д10.3К71-оприходованы ГСМ на основании чека АЗС
Д20К10.3-списаны ГСМ на основании путевых листов?
А как быть с возвратом топливной карты? Ведь она постоянно находится у водителя(он по ней заправляется, а фирма "закидывает" на нее деньги)
Получается,что водителю необходимо сдавать перед каждым перечислением денег на карту, а ворганизации издать приказ о сроке выдаче таких карт?
25.09.2007, 12:07
Галка_ (cc3ac)
25.09.2007, 13:04
У меня как раз статья есть их журнала "Бух учет и налогообложение " №3 2006г

Приобретение ГСМ по топливным картам

Порядок расчетов по топливным картам с поставщиками ГСМ устанавливается в договоре. В нем стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов и т.д.).
Топливная карта позволяет фиксировать только количество и вид приобретенного топлива, а не его стоимость, при этом нередко многие топливные компании предоставляют ее бесплатно. Поэтому вряд ли есть смысл учитывать ее на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности", ведь она выдается водителям не на один раз, пользоваться ею приходится постоянно. В целях контроля и сохранности выданных карт организация может выдавать их водителям под роспись в ведомости учета приема и выдачи топливных карт. В ней фиксируются реквизиты топливной карты, дата ее выдачи (возврата), ФИО водителей.
Если за карту взимается плата, то фактические затраты на ее приобретение следует включить в стоимость приобретаемых материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 5/01) <3>. На практике многие предприятия учитывают такие затраты в составе прочих эксплуатационных расходов, применяя нормы п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 <4>. По мнению автора, такой поход нарушает общую методологию оценки активов организации, основной принцип которой - достоверная оценка приобретаемого имущества (п. 1 ст. 11 Закона 129-ФЗ) <5>. Аналогичный порядок следует применять и при налогообложении прибыли. Так как в ст. 264 НК РФ в числе прочих такие затраты не поименованы, поэтому согласно ст. 254 НК РФ их нужно учитывать в составе материальных расходов.
--------------------------------
<3> Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
<4> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
<5> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В бухгалтерском учете для отражения операций по приобретению ГСМ по топливным картам нет смысла использовать счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", так как ни деньги, ни денежные документы водителю не выдаются. Все расчеты по приобретению топлива учитываются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Пример 3. Допустим, что ООО "Автоснаб" заключило с топливной компанией соглашение о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты. Для этого предприятие перечислило предоплату за ГСМ в размере 20 000 руб. и приобрело топливные карты в количестве 10 шт. стоимостью 500 руб. (в том числе НДС - 76 руб.). По акту топливной компании за месяц с АЗС отпущено:
- 700 л бензина марки А-80 стоимостью 15 руб. за литр;
- 400 л бензина марки А-92 - 17 руб. за литр.
Рассчитаем количество и стоимость бензина, залитого в баки автотранспортных средств. Количество бензина за месяц составит 1000 литров (700 + 400), а его стоимость - 17 300 руб. (700 л х 15 руб/л + 400 л х 17 руб/л).
В бухгалтерском учете ООО "Автоснаб" будут сделаны следующие проводки.

-----------------------------------------T------T------T---------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет¦Кредит¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Произведена предоплата за топливо ¦ 60 ¦ 51 ¦ 20 000 ¦
¦и приобретение топливных карт ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Включены в стоимость МПЗ затраты ¦ 10 ¦ 60 ¦ 4 237 ¦
¦на приобретение топливных карт ¦ ¦ ¦ ¦
¦(500 руб. х 10 шт. х 100% / 118%) <*> ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Отражена предъявленная по приобретенной ¦ 19 ¦ 60 ¦ 763 ¦
¦топливной карте сумма НДС ¦ ¦ ¦ ¦
¦(500 руб. х 10 шт. х 18% / 118%) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Отражена стоимость топлива, залитого ¦ 10 ¦ 60 ¦ 14 660 ¦
¦в баки автотранспортных средств ¦ ¦ ¦ ¦
¦(17 300 руб. х 100% / 118%) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Отражена сумма НДС со стоимости ¦ 19 ¦ 60 ¦ 2 640 ¦
¦отпущенного топлива ¦ ¦ ¦ ¦
¦(17 300 руб. х 18% /118%) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+------+------+---------+
¦Принята к возмещению сумма НДС ¦ 68 ¦ 19 ¦ 3 403 ¦
¦по приобретенному бензину и топливным ¦ ¦ ¦ ¦
¦картам (763 + 2640) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+------+------+----------

--------------------------------
<*> В связи с тем что темой статьи является учет расчетов по приобретению ГСМ, в примере рассматривается упрощенный вариант учета затрат, связанных с приобретением топлива, - на субсчете "Топливо" счета 10, без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Несмотря на то что такой порядок учета избавляет работника от обязанности составления авансового отчета, ему следует уделить внимание отчету о движении топлива (если в путевом листе недостаточно информации о приобретении и расходовании ГСМ). Такой отчет держателя топливной карты будет необходим при проведении сверки расчетов с топливной компанией по фактически отпущенному топливу.
В случае расхождений по вине поставщика необходимо уточнить сумму задолженности организации и отразить ее в учете (обязательство перед топливной компанией показывается исходя из количества топлива, залитого в бак, согласно отчету держателя карты). Если недостача топлива выявлена по вине водителя, то организация вправе принять решение о взыскании суммы недостачи топлива с виновного лица <6>.
--------------------------------
<6> Трудовым кодексом установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя. Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета (ст. 246 ТК РФ).

Отчет держателя топливной карты и акт о фактическом отпущенном количестве топлива являются теми документами, на основании которых в учете отражается приобретение топлива. Однако, как правило, эти документы представляются только по окончании месяца, когда производится сверка расчетов и выставляется счет на предоплату ГСМ за следующий месяц. Иными словами, данные о ежедневном количестве и стоимости приобретенного топлива к бухгалтеру попадают только по окончании месяца. Возникает вопрос: правомерно ли в этом случае учесть в составе МПЗ все топливо единовременно на отчетную дату?
Для ответа на этот вопрос обратимся к Закону N 129-ФЗ. Своевременная регистрация всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета - одно из основных требований Закона. Однако реализовать его можно на основании первичных учетных документов, которые должны быть составлены в момент совершения операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Следуя положениям законодательства, можно сделать вывод, что отчет держателя топливной карты и акт об отпущенном количестве ГСМ являются теми оправдательными документами, которые должны содержать информацию о ежедневном движении топлива в количественном и стоимостном выражении. На основании таких сведений бухгалтер должен "восстановить" в учете движение ГСМ по датам в хронологическом порядке за весь прошедший месяц.
Учитывая трудоемкость такого подхода, многие предприятия, приобретающие ГСМ по топливным картам, на практике пренебрегают требованиями Закона N 129-ФЗ, приходуя и списывая топливо двумя операциями по окончании месяца. Особенно такой порядок удобен, когда путевой лист, на основании которого списывается ГСМ, оформляется не ежедневно, а раз в месяц. С учетом последних разъяснений финансового ведомства такой порядок применим, если он позволяет организовать учет отработанного времени водителей и расхода ГСМ (Письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77).
Однако применим ли он для транспортных предприятий, в которых водители работают в условиях ненормированного рабочего дня и за неделю (смену) могут сменить не один автомобиль? Очевидно, что таким вариантом учета ГСМ могут воспользоваться только небольшие транспортные фирмы. Крупным автохозяйствам следует вести оперативный учет приобретения ГСМ на основании представляемых поставщиком топлива отчетов об отпуске топлива. Только в этом случае предприятие будет обладать всей необходимой информацией о движении топлива.
В заключение напомним, что независимо от порядка расчетов за топливо организация должна учитывать ГСМ по фактическим затратам на его приобретение (п. 5 ПБУ 5/01). В них включаются суммы, уплачиваемые поставщику ГСМ, а также иные расходы, связанные с его приобретением (например, плата за обслуживание топливной карты, информационное сопровождение). Для целей налогообложения порядок оценки материально-производственных запасов аналогичен вышеизложенным правилам бухгалтерского учета: стоимость ГСМ определяется исходя из цены его приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ). В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 58-ФЗ, перечень затрат с 2005 г., которые можно учесть в стоимости ГСМ, является открытым. Иными словами, в стоимости топлива при налогообложении учитываются все затраты, связанные с его приобретением, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ). Во избежание разногласий с налоговиками организации не стоит пренебрегать данными требованиями.

А.В.Авдеев
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
18.04.2006
DANIL (aa19a)
25.09.2007, 13:17
Галка_,большое спасибо!
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **     **  **    **  **    **  **     **  **        
 **     **  **   **    **  **   **     **  **    **  
 **     **  **  **      ****    **     **  **    **  
 *********  *****        **     *********  **    **  
 **     **  **  **       **     **     **  ********* 
 **     **  **   **      **     **     **        **  
 **     **  **    **     **     **     **        **  
Сообщение: