Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Бухгалтерский учет и налогообложение

Обсуждаем:

Транспортный налог - карьерный самосвал.

14.05.2007, 11:08
Скажите, пожалуйста, может у кого-то есть карьерный самосвал. Какой вид транспортного средства ставите?
Вопрос в том, что это "грузовые машины" или "другие самоходные транспортные средства, машины, механизмы на пневматическом и гусеничном ходу"?
14.05.2007, 11:24
Вопрос: Имеет ли право собственник автомобиля категории БелАЗ квалифицировать его в целях уплаты транспортного налога по категории "Другие самоходные транспортные средства"?

Ответ: В настоящее время отсутствует однозначное правовое понимание по данному вопросу. Минфин России и налоговые органы указывают на необходимость обложения автомобилей марки БелАЗ по категории "Грузовые автомобили". Например, в Письме Минфина России от 26.05.2004 N 04-05-11/82 указано: "автомобили марок БелАЗ, КрАЗ, МАЗ, являющиеся грузовыми автомобилями повышенной грузоподъемности, подлежат государственной регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Следовательно, данные автомобили являются объектами обложения транспортным налогом по категории "Грузовые автомобили".
В то же время арбитражная практика опровергает такую позицию. Подавляющая часть решений арбитражных судов по данному вопросу указывает на необходимость обложения автомобилей категории БелАЗ транспортным налогом по категории "Другие самоходные транспортные средства", облагаемой по более низкой, чем грузовые автомобили, налоговой ставке.
Например ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21.11.2005 N Ф04-5745/2005(17040-А27-15) указал, что: "...мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (в том числе карьерные самосвалы - БелАЗ), относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу - "другие самоходные транспортные средства".
Аналогичные выводы присутствуют в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 21.11.2005 N Ф04-4920/2005(17042-А27-26), от 05.03.2005 N Ф04-813/2005(8899-А27-33), от 16.11.2005 N Ф04-8239/2005(16891-А27-15).
Таким образом, принимая во внимание позицию Минфина и налоговых органов по данному вопросу, а также сложившуюся арбитражную практику, правомерность налогообложения автомобилей категории БелАЗ транспортным налогом по категории "Другие самоходные транспортные средства", облагаемой по более низкой, чем грузовые автомобили, налоговой ставке, придется доказывать в суде. При этом решение, скорее всего, будет в пользу налогоплательщика.

Ю.М.Лермонтов
Минфин России
13.04.2006


***

Арбитражная практика по вопросу классификации спецавтомобилей в большинстве принятых решений поддерживает налогоплательщика, который уплачивает транспортный налог со спецавтомобилей (автокранов, карьерных самосвалов) по ставке для категории "самоходные машины" (Постановления ФАС ДВО от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1806, ФАС ЗСО от 29.05.2006 N Ф04-2986/2006(22886-А27-15), ФАС ВВО от 28.02.2006 N А11-3291/2005-К2-18/203). Но есть отдельные судебные решения, свидетельствующие о том, что уплачивать налог по спецтехнике надо по ставке для грузовых автомобилей, так как навесное оборудование установлено на их платформе (Постановление ФАС ВСО от 26.01.2006 N А33-16762/05-Ф02-7116/05-С1).
Судебных решений, принятых в пользу налогоплательщика, большинство. Это, вероятно, явилось одной из причин изменения Минфином своей точки зрения. В Письме от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21 финансовое ведомство сделало те же выводы, что и налоговики, указав, что со спецтехники, зарегистрированной в органах гостехнадзора, налог уплачивается по ставке для "самоходных транспортных средств и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу".

***

Еще одна проблема, с которой столкнулись многие налогоплательщики, - определение категории того или иного транспортного средства. Ведь для разных категорий транспортных средств предусмотрены разные ставки налога.
В прошлые годы Минфин России (см., например, Письмо от 05.04.2005 N 03-06-04-04/17) настаивал на том, что в целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Руководствуясь этими документами, чиновники Минфина России разъясняли, что, например, автомобили-тягачи, автокраны, автомобили пожарные, автоцистерны, экскаваторы, созданные на базе грузовых автомобилей, автобетоносмесители подлежат обложению транспортным налогом по категории "грузовые автомобили" (Письма от 05.04.2005 N 03-06-04-04/17, от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1, от 02.02.2005 N 03-06-04-04/03).
Стремление Минфина России отнести всю специальную технику к категории "грузовые автомобили", а не к категории "прочие самоходные транспортные средства" объяснимо. Ведь ставки налога по грузовым автомобилям существенно выше, чем ставки налога в отношении прочих транспортных средств.
Однако, как показывает арбитражная практика, суды далеко не всегда соглашаются с логикой налоговых органов.
Так, например, в судебном порядке налогоплательщикам удалось доказать, что автокраны относятся именно к категории "прочие самоходные транспортные средства" (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского круга от 08.04.2005 N А28-22606/2004-862/18).
Аналогичные решения принимают суды в отношении карьерных самосвалов (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2005 N А33-30176/04-С3-Ф02-3281/05-С1) и специальных автомобилей, таких как поливомоечная машина, снегоочиститель, мусоровозы, пескоразбрасыватели (Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2005 N Ф09-1446/05-АК).
Можно предположить, что именно арбитражная практика заставила финансовое ведомство в 2006 г. смягчить свою позицию и признать, что определение категорий транспортных средств является прерогативой соответствующих регистрирующих органов.

Примечание. Определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.
В соответствии со ст. 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств.
Таким образом, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
Письмо Минфина России
от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21

**
Транспортный налог

Постановление ФАС Уральского округа от 23.08.2006 N Ф09-7335/06-С1

По мнению суда, использование налогоплательщиками при определении ставок транспортного налога по самоходным транспортным средствам кодов Общероссийского классификатора основных фондов ОКОФ 13-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) правомерно, что подтверждается правоприменительной практикой арбитражных судов.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.07.2006 N Ф03-А51/06-2/1806

Суд поддержал налогоплательщика, сделав вывод, что для целей исчисления транспортного налога самосвалы "БелАЗ" относятся к "другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на гусеничном ходу", а не к грузовым транспортным средствам.
В обоснование он указал, что карьерные самосвалы марки "БелАЗ", принадлежащие организации, зарегистрированы в органах Государственной инспекции Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, на них выданы паспорта, где указано наименование транспортного средства - "самоходная машина".
В отношении данных транспортных средств введен межгосударственный стандарт "Самосвалы карьерные. Общие технические условия" ГОСТ 30537-97, в соответствии с п. 3.1 которого карьерный самосвал является самоходной колесной машиной с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемой внешними средствами, предназначенной для транспортировки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования. Поэтому карьерные самосвалы марки "БелАЗ" отличаются от автомобилей-самосвалов категории транспортных средств (относятся к грузовым автомобилям), так как не предназначены для движения по автомобильным дорогам и не регистрируются в органах ГИБДД.
14.05.2007, 11:35
Лесик А., спасибо Вам огромное за ссылки!
Обидно, что как всегда вопросы неоднозначные возникают...
и что делать как всегда непонятно...
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
       **  **     **  **    **  ********  **    ** 
       **  **     **   **  **   **         **  **  
       **  **     **    ****    **          ****   
       **  **     **     **     ******       **    
 **    **   **   **      **     **           **    
 **    **    ** **       **     **           **    
  ******      ***        **     ********     **    
Сообщение: