Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Бухгалтерский учет и налогообложение

Обсуждаем:

Компенсация среднего заработка от военкомата

Аняша (1b46c)
03.09.2006, 15:48
С недавнего времени мы занимаемся обслуживанием жилого фонда (т.е.выполняем часть обязанностей ЖЭУ). Впервые столкнулась с ситуацией: военкомат проводит учения по оповещению населения о чрезвычайной ситуации, от фирмы (ООО) требуется предоставить 20 сотрудников для обучения и последующего участия в учениях. Военкомат оплачивает нам средний дневной заработок этих сотрудников и ЕСН на сумму начисленного ФОТ. Документально все это оформляется договором, затем в военкомат предоставляется приказ (копия) со списком этих сотрудников и расчет среднего заработка на каждого. От нас требуется сф, в которой одной строкой прописано "компенсация ФОТ" , ставка ндс - без ндс, второй строчкой - "компенсация суммы ЕСН" ( и ФСС НС). Перечисляются деньги. И военкомату хорошо, а всем нам плохо. Сотрудники получают за месяц меньше денег, а мы в бухгалтерии не знаем как все это провести.
Помогите, кто сталкивался, как же все это д.б.оформлено правильно?
Такой набор документов применялся в то время, когда существовало муниципальное предприятие по обслуживанию жилья. Но и в данном случае это не кажется правильным.

04.09.2006, 13:16
А почему работник получают меньше, если военкомат все возмещает - и среднюю зарплату и начисления на нее?



Отправка отредактированного (04-09-06 13:43)
Аняша (14202)
04.09.2006, 17:13
А у некоторых рабочих средний заработок получается меньше, чем если бы отработали день..
Я недостаточно полно изложила ситуацию? Никто не сталкивался с таким?
Мы думаем, что оформляться это все должно примерно так, как оформляются в торговле операции по оплате транспортных расходов поставщиком в случае, когда покупатель возмещает эти расходы. Или каким-то подобным образом. Возможно это? Помогите, а.

05.09.2006, 07:38
===А у некоторых рабочих средний заработок получается меньше

- А у некоторых рабочих средний заработок может получиться и больше.
А как же оплата отпусков, больничных, командировочных и прочего, что оплачивается по среднему?



Хорошо, что вам еще хотят возместить из расчета по среднему, а не из расчета не более 1000 рублей в месяц как того требует законодательство плюс доплата воинкомата зкак военослужащему, а что там может получиться - неизвестно


Вопрос неоднозначный и в разъснениях весьма противоречивый.
Сами законодатели не могут разобраться. А военкоматы вероятно выработали свою технологию и следуют ей.
Поэтому и учитывайте у себя так в какой степени возмещает военкомат.Главное, что бы в результате ващего учета не "пострадало" предприятие - т.е. либо ничего не учитываете ни в доходах ни в расходах - все через возмещение, либо наоброт - и в доходы и в доходы, что бы в результате финансовый результат был нулевым.
Ну а если вы еще кроме возмещения будете доплачивать до среднего, то
возможно это будет уже в неуменьшение прибыли, хотя кто знает - может "сумеете" и иначе провести.

Просмотрите внимательно нижеследующие материалы, уловите противоречия и выработайте свою пзицию. Благо, везде есть ссылки на законодательство, которен используется как в одну сторону, так и в другую.
Прежде всего, обратите внимание на Письмо и следующую за ним статью.
Противоречивость в том, что одни пытаются обосновать формально, исходя из норм НК, другие же пыта.тся объяснить все так, что бы работник не пострадал ни в плане зарплаты, ни в плане отчислений в ПФ, отсюда и по иному трактуется нормы НК.
Вторая позиция лично мне больше нравиться.

***

Вопрос: ООО просит дать разъяснения по вопросу налогообложения сумм, выплачиваемых в 2004 г. работникам на время призыва на военные сборы.
1. Как правильно квалифицировать расходы, связанные с выплатой компенсации работникам на время призыва на военные сборы? Облагаются ли данные выплаты ЕСН?
2. Взимается ли НДФЛ с указанных выплат?
3. Как учитываются такие выплаты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль? Включаются ли полученные от военкоматов суммы компенсаций во внереализационные доходы?
4. При выставлении счета военкоматам на возмещение организации затрат, связанных с выплатой указанных сумм работникам этой организации, проходившим военные сборы, следует ли составлять счет-фактуру?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2005 г. N 03-05-01-04/42

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу налогообложения сумм, выплачиваемых работникам на время призыва на военные сборы, и сообщает следующее.

1. В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 157, граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определенного размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу "Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации").
Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.
Статьей 236 гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Учитывая вышеизложенное, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, организациями за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и единым социальным налогом не облагаются.

2. Что касается вопроса взимания налога на доходы физических лиц с вышеуказанных сумм, выплачиваемых работникам, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 210 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.
Пунктом 29 ст. 217 Кодекса освобождены от налогообложения доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.
Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы) на время призыва на военные сборы, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

3. В соответствии со ст. 255 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 6 ст. 255 Кодекса определяет, что к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53 "О воинской обязанности и воинской службе" и пп. 18 п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.02.1999 N 223 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605" граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда.
Выплата им среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.
Таким образом, сумма начисленного работнику среднего заработка в пределах 10 минимальных размеров оплаты труда, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах, в целях гл. 25 Кодекса относится к расходам на оплату труда.
Пункт 1 ст. 251 Кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в данной статье.
Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов организации, связанных с выплатой работникам, призванным на военные сборы, среднего заработка, в целях гл. 25 Кодекса относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, так как данный вид доходов не поименован в ст. 251 Кодекса.

4. На основании ст. 168 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса счета-фактуры выставляются в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, при выставлении счета военкоматам на возмещение организации затрат, связанных с выплатой вышеуказанных сумм работникам этой организации, проходившим военные сборы, [/b]счета-фактуры составлять не следует.[/b]

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
21.02.2005

***


"Новая бухгалтерия", 2005, N 8

ДОЛГ РОДИНЕ НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

За работником, призванным на военные сборы, по закону сохраняется средний заработок по месту работы, но не более 1000 руб. Реализация этой нормы с точки зрения уплаты налогов оказывается "головной болью" и для работодателя, и для работника.
О том, почему так происходит и на что следует обратить внимание при выплате среднего заработка, расскажет предлагаемая статья.

На основании Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) Президент РФ издал Указ от 09.02.2005 N 136, которым постановил призывать в 2005 г. граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооруженных Силах РФ, а также в войсках других министерств и ведомств.
Поскольку прохождение военных сборов для гражданина является государственной обязанностью, то работодатель, чей работник призван на военные сборы, обязан в соответствии со ст. 170 ТК РФ освободить его от выполнения трудовых обязанностей на период сборов с сохранением за ним места работы (должности) на это время. А вот тратить собственные денежные средства на содержание работника на период военных сборов работодатель не обязан. Работника, призванного на военные сборы, хлебом насущным на этот период обеспечивает федеральный бюджет.
В частности, гражданам во время прохождения военных сборов выплачивается средний заработок по месту постоянной работы в размере не более 1000 руб. Кроме того, в воинской части им выплачиваются также оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ).
Что касается среднего заработка (в пределах 1000 руб.), то его выплачивает работнику непосредственно работодатель. Это предусмотрено п. 30 Положения о порядке проведения военных сборов, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26.06.1993 N 605. Основанием выплаты является справка о пребывании на сборах, которую работнику выдает военкомат.
В месячный срок после представления организацией необходимых документов, подтверждающих факт выплаты среднего заработка, военкомат компенсирует организации выплаченные работнику средства.
Итак, у работодателя в связи с призывом на военные сборы его работника возникают дополнительные хлопоты, связанные с поиском исполняющего обязанности временно отсутствующего работника, выплатой среднего заработка призванному на военные сборы работнику и истребованием из военкомата выплаченной суммы среднего заработка. При этом в связи с налогообложением данной суммы и у организации, и у работника возникают проблемы. О них речь пойдет ниже.

Единый социальный налог

От того, начисляется ЕСН или нет, в настоящее время напрямую зависит размер будущей пенсии работника. Ведь именно взносы в Пенсионный фонд РФ, сумма которых определяется по налогооблагаемой базе по ЕСН, определяют размер как страховой, так и накопительной части пенсии.
Если ЕСН на средний заработок за время сборов не начислять, то выполнение работником государственного долга по защите Родины будет уменьшать размер его пенсии. Это уменьшение может быть довольно ощутимым. Ведь согласно п. 3. ст. 54 Закона N 53-ФЗ общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, может достигать 12 месяцев.
Над этой проблемой задумались московские налоговики и решили ее по-своему. Задача заключалась в том, чтобы на средний заработок, сохраняемый за работником на время военных сборов, работодатель начислял ЕСН. Тем самым и долг гражданин выполняет, и хоть какие-то деньги ему за это на лицевой счет в Пенсионный фонд РФ идут.
В результате появилось Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2004 N 28-11/220. В нем приведены следующие рассуждения.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ, не признаются объектом обложения по ЕСН, если у организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Однако сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде, включается в расходы на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ).
Следовательно, на суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы, п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется.
Таким образом, по мнению московских налоговиков, организация должна начислять ЕСН на суммы среднего заработка, выплачиваемые работнику, призванному на военные сборы, в общеустановленном порядке.


Однако сразу возникает следующий вопрос. Если средний заработок за время военных сборов выплачивается из бюджета, то должен ли бюджет выделять средства еще и на уплату ЕСН?
Минфин России, к которому и обращен данный вопрос, ответил на него Письмом от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42.
Прочитав все тот же п. 1 ст. 236 НК РФ, финансисты обратили внимание на то, что речь в нем идет о выплатах и вознаграждениях только по договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Суммы же среднего заработка, выплачиваемые призванным на военные сборы за счет средств федерального бюджета, такими выплатами не являются. Следовательно, ЕСН они не облагаются.
Таким образом, организация вправе, руководствуясь Письмом Минфина России, не начислять ЕСН на средний заработок работников, призванных на военные сборы. В утешение призывникам остается лишь напомнить, что платежом красен долг, а не обязанность.
А вот у индивидуальных предпринимателей прохождение военных сборов на размере пенсии никак не отразится. Это связано с тем, что обязанность платить в Пенсионный фонд РФ фиксированный платеж размере 150 руб. в месяц за время сборов с них никто не снимает.

НДФЛ


Налоговый (налог на прибыль) и бухгалтерский учет

В связи с направлением работника на военные сборы появляется повод поговорить о налоге на прибыль организаций, а также о налоговом и бухгалтерском учете.
В Письме Минфина России от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42 сказано, что согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей.
Таким образом, сумма среднего заработка в пределах 1000 руб. за время военных сборов уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
В то же время ст. 251 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, поименованные в данной статье. А суммы, поступающие из федерального бюджета, в ст. 251 НК РФ не поименованы.
Следовательно, денежные средства, полученные от военкоматов в качестве компенсации, относятся к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Многие организации такая позиция финансистов вполне устраивает. Сначала средний заработок они могут включить в расходы, а потом такую же сумму, полученную от военкомата, они включат в доходы. Итоговый результат, если эти операции попали в один налоговый период, налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не изменит.
Однако организациям, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы", такая позиция совершенно не подходит. Ведь в таком случае им следует включать в свой доход средства, полученные от военкомата, хотя очевидно, что ничего, кроме дополнительных хлопот, организация не получила.
По нашему мнению, с позицией финансистов по данному вопросу можно поспорить исходя из следующего.
Финансовые органы утверждают, что данная выплата не поименована в ст. 251 НК РФ. Между тем в п. 2 данной статьи сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям. Сумму, которая из федерального бюджета через организацию передается конкретному гражданину, прошедшему военные сборы, ничем иным считать и нельзя.
Следовательно, нет оснований для того, чтобы относить такую выплату к доходам организации.
В качестве дополнительного аргумента можно привести случай, когда ФСС РФ перечисляет организации недостающие средства на выплату ее работникам пособий по временной нетрудоспособности. Такое пособие не является доходом организации.
Это подтвердил и Минфин России в Письме от 01.06.2005 N 03-03-02-02/80, которое ФНС России довела до сведения налоговых органов на местах. В Письме Минфин указал, что средства, получаемые налогоплательщиками от ФСС РФ, не являются доходами в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций", 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ и при определении соответствующих налоговых баз не учитываются.
Как в случае с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, так и в случае с военными сборами организация выступает лишь посредником по выплате денежных средств.
Что касается включения среднего заработка в расходы, то совершенно очевидно, что в п. 6 ст. 255 НК РФ речь идет о тех случаях, когда источником выплаты среднего заработка является сама организация, а не федеральный бюджет.
В нашем же случае следует руководствоваться п. 34 ст. 270 НК РФ, согласно которому целевые отчисления, произведенные на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, по нашему мнению, операции, связанные с выплатой среднего заработка работнику за время прохождения им военных сборов (в пределах 1000 руб.), а также с истребованием этой суммы от военкомата, в налоговом учете вообще не отражаются.
Они отражаются только в бухгалтерском учете в виде следующих проводок:
Дебет 76 - Кредит 70
- начислена сумма компенсации (в пределах 1000 руб.);
Дебет 70 - Кредит 68
- удержан НДФЛ с суммы компенсации;
Дебет 70 - Кредит 50
- выплачена сумма работнику;
Дебет 51 - Кредит 76
- получена компенсация от военного комиссариата.

Бывают случаи, когда работодатели помимо выплат, предусмотренных ст. 6 Закона N 53-ФЗ, производят доплату работнику, призванному на военные сборы, до его фактического среднего заработка.
Если это предусмотрено коллективным или трудовым договором организации, то такая доплата, по нашему мнению, может уменьшать базу по налогу на прибыль в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ. В этом случае в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ на сумму доплаты необходимо начислить ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Если в коллективном или трудовом договоре организации таких положений нет, то доплата производится за счет чистой прибыли (т.е. в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумма доплаты не учитывается).
Следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ единый социальный налог и взносы в ПФР на нее не начисляются <*>.
--------------------------------
<*> Это касается только плательщиков налога на прибыль. Работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, на сумму доплаты придется начислить страховые взносы в ПФР. Такова позиция налоговиков. Они считают, что п. 3 ст. 236 НК РФ распространяется только на плательщиков налога на прибыль.

Что касается НДФЛ, то, поскольку доплата до среднего заработка является доходом работника, она в соответствии со ст. 210 НК РФ подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

В.Егоров
АКДИ "Экономика и жизнь"
Подписано в печать
20.07.2005




***

Работник организации был призван на военные сборы. В соответствии с коллективным договором за время прохождения сборов организацией выплачена работнику сумма среднего заработка в размере 4500 руб., что предусмотрено коллективным договором. После представления организацией необходимых документов часть суммы (1000 руб.) возмещена организации военкоматом. Как отражаются данные операции в учете организации?

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе предусмотрен п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно п.2 ст.6 Федерального закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Федерального закона N 53-ФЗ, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанный порядок установлен Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157. В соответствии с п.3 Положения Министерство обороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства.
Аналогичные положения содержатся в ст.170 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, выплачиваемая работнику компенсация в части, возмещаемой военкоматом за счет средств федерального бюджета, не является расходом организации.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, начисление суммы компенсации, подлежащей выплате работнику за счет средств федерального бюджета, отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Указанная компенсация, выплачиваемая за счет средств федерального бюджета, не облагается единым социальным налогом (ЕСН), поскольку не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) (п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ), а также на нее не начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование (п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).
На основании п.1 ст.217 НК РФ рассматриваемая компенсация, выплачиваемая в соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ за счет средств федерального бюджета, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
В целях налогообложения прибыли компенсация, выплачиваемая работнику за счет средств федерального бюджета, не может быть признана расходом организации, так как организация, по сути, в данной ситуации выступает в качестве посредника между работником и Министерством обороны РФ <*>. По той же причине полученные организацией через военкомат денежные средства не признаются доходом организации в налоговом учете.
В рассматриваемой ситуации коллективным договором предусмотрена доплата работникам, призванным на военные сборы, до среднего заработка за время прохождения сборов. На основании п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, сумма доплаты работнику до среднего заработка за счет средств организации учитывается в составе внереализационных расходов. Начисление суммы доплаты до среднего заработка отражается записью по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 73.
Поскольку Трудовым кодексом РФ не установлена обязанность организации производить какие-либо выплаты работникам за время прохождения последними военных сборов, выплачиваемая работнику сумма доплаты до среднего заработка не может быть признана обоснованным (то есть экономически оправданным) расходом (п.1 ст.252 НК РФ) и не учитывается в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, сумма доплаты работнику до среднего заработка, начисленная исходя из положений коллективного договора, признается постоянной разницей (п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н), приводящей к возникновению постоянного налогового обязательства - суммы налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете на счете 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство", в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (п.7 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов).
Указанная выплата работнику за счет средств организации не облагается ЕСН на основании п.3 ст.236 НК РФ и на нее не начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование (п.2 ст.10 Федерального закона N 167-ФЗ).
Сумма доплаты работнику до среднего заработка, производимой на основании положений коллективного договора, является объектом налогообложения по НДФЛ (пп.10 п.1 ст.208, п.1 ст.209 НК РФ). Налоговая ставка по этому виду доходов установлена в размере 13% (п.1 ст.224 НК РФ). Сумма НДФЛ удерживается из суммы доплаты организацией - налоговым агентом непосредственно при ее выплате (п.4 ст.226 НК РФ), что отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 73 и кредиту счета 68.
Выплата всей суммы компенсации работнику отражается записью по дебету счета 73 в корреспонденции со счетом 50 "Касса".
Получение денежных средств от военкомата отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76.


В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету 68:
68-1 "Расчеты по налогу на прибыль";
68-2 "Расчеты по НДФЛ".

Содержание операций Дебет Кредит Сумма,
руб. Первичный
документ
Начислена компенсация,
подлежащая выплате
работнику за счет средств
федерального бюджета

---- операция 1

76


73


1 000
Расчетно-
платежная
ведомость

------операция 2
Начислена компенсация,
подлежащая выплате
работнику за счет средств
организации
(4500 - 1000)



91-2



73



3 500

Расчетно-
платежная
ведомость

-------------операция 3
Признано постоянное
налоговое обязательство
(3500 х 24%)

99

68-1

840
Бухгалтерская
справка-расчет

-----операция 4

Удержан НДФЛ с суммы
компенсации
(3500 х 13%)

73

68-2

455
Налоговая
карточка

-----------------операция 5

Выплачена компенсация
работнику (4500 - 455)

73

50

4 045 Расчетно-
платежная
ведомость
-----------------операция 6

Получены денежные
средства от военкомата
51
76
1 000 Выписка банка по
расчетному счету



<*> Рассматриваемая ситуация, на наш взгляд, аналогична начислению выплат, производимых работникам организации за счет средств ФСС РФ (к примеру, выплат по больничным листам). Указанные суммы также не признаются расходами организации.

Е.А.Кондрашкина
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
04.10.2004

***

Работник организации был призван на военные сборы. За время прохождения сборов организацией выплачена компенсация работнику в размере 1000 руб., которая затем возмещена организации военкоматом. Как отражаются данные операции в учете организации?

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе предусмотрены п.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно п.2 ст.6 Федерального закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Федерального закона N 53-ФЗ, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанный порядок установлен Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157. В соответствии с п.3 Положения Министерство обороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства.
Аналогичные положения содержатся в ст.170 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, выплачиваемая работнику компенсация не является оплатой его труда (поскольку выплачивается за время отсутствия работника на рабочем месте), а также не является расходом организации (поскольку компенсируется работодателю за счет средств федерального бюджета военкоматом).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, начисление суммы компенсации, подлежащей выплате работнику за счет средств федерального бюджета, отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Указанная компенсация не облагается единым социальным налогом (ЕСН), поскольку не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) (п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ), а также на нее не начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование (п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).
На основании п.1 ст.217 НК РФ рассматриваемая компенсация, выплачиваемая в соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ за счет средств федерального бюджета, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
Выплата компенсации работнику отражается записью по дебету счета 73 в корреспонденции со счетом 50 "Касса".
Получение денежных средств от военкомата отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76.
В целях налогообложения прибыли рассматриваемая компенсация, выплачиваемая работнику, на наш взгляд, не может быть признана расходом организации, так как организация в данной ситуации по сути выступает в качестве посредника между работником и Министерством обороны РФ <*>. По той же причине полученные организацией через военкомат денежные средства не признаются доходом организации в налоговом учете.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма,
руб. Первичный
документ

------------операция 1

Начислена компенсация,
подлежащая выплате
работнику за счет средств
федерального бюджета

76
73
1 000
Расчетно-
платежная
ведомость

------------операция 2


Выплачена компенсация
работнику

73

50

1 000 Расчетно-
платежная
ведомость

------------операция 3


Получены денежные
средства от военкомата
51
76
1 000 Выписка банка по
расчетному счету

-------------------------------
<*> Рассматриваемая компенсация, на наш взгляд, аналогична выплатам, производимых работникам организации за счет средств ФСС РФ (к примеру, выплатам по больничным листам). Указанные суммы также не признаются расходами организации.

Е.А.Кондрашкина
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
01.10.2004
Аняша (94697)
07.09.2006, 17:58
Спасибо большое, Анатолий. Сегодня нашла вот такое сообщение.

27.06.2006 Военные учения не обременят фирму ЕСН
Фирма обязана сохранять за своими сотрудниками средний заработок на время прохождения военных сборов, однако ЕСН эти выплаты не облагаются. К такому выводу пришел Минфин в письме от 16 июня 2006 г. № 03-05-02-04/81. Финансисты указали, что зарплата, сохраняемая на время сборов, не относится к вознаграждениям, которые начисляют в пользу работников по трудовым договорам. Ведь такие затраты организациям компенсирует Минобороны за счет средств федерального бюджета (п. 3 постановления правительства от 1 декабря 2004 г. № 704).
Источник материала: Федеральное Агентство Финансовой Информации

Теперь, выходит, надо убрать суммы начисленного ЕСН из расходов по прибыли, да? (это было на сайте buhgalteria.ru)

08.09.2006, 09:16
Я уже ответил на ваш вопрос.

Влпрос в том, почему работник должен страдать, не имея отчислений в пенсионный фонд? Работник вправе отказаться от такой "обязанности"
Не потому ли ваш военкомат и требует:
"Военкомат оплачивает нам средний дневной заработок этих сотрудников и ЕСН на сумму начисленного ФОТ. "
- т.е он готов вам возместить и сренюю зарплату и ЕСН на нее.
Коль он вам возмещает, то начисляете ЕСН и перечисляете в бюджет. Если не возмещает ЕСН, то и не начисляйте.

В вышепрведенных материлах обе позиции хорошо изложены, вот и выбирайте одну из них в зависимости что вам возмещает военкомат.


==Теперь, выходит, надо убрать суммы начисленного ЕСН из расходов по прибыли, да?

- из какой прибыли? Если вы платите за счет военкомата то все это может пройти мимо ваших доходов- расходов, либо включаете все в доходы возмещение военкомат и столько же в расходы, т.о все по нулям по вашей прибыли.
А если начисляете из своих денег, то про это все выше сказано.

(это было на сайте buhgalteria.ru)
Аняша (94697)
08.09.2006, 16:11
Спасибо, Анатолий, мы уже нашли свой вариант в приведенных вами материалах. Про прибыль - просто засомневались, может не ту позицию выбрали.
Елена Университетова (802ed)
19.01.2016, 16:37
Моего мужа врача-невролога отправили в военкомат в районный город, мы же проживаем в областном. Авансом командировочные не платили, т.е. он сейчас пребывает в командировке за свои деньги, а военкомат оплатит ПОТОМ. Мой вопрос: не должна ли была поликлиника, его направившая, заплатить командировочные авансом, как это делают у нас в университете?
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **     **   ******    ********  ********   *******  
 ***   ***  **    **      **     **        **     ** 
 **** ****  **            **     **        **        
 ** *** **  **   ****     **     ******    ********  
 **     **  **    **      **     **        **     ** 
 **     **  **    **      **     **        **     ** 
 **     **   ******       **     **         *******  
Сообщение: