Добрый день, уважаемые форумчане.
Имеется следующая ситуация.
Производится реорганизация общества в форме выделения другого юридического лица. В рамках реорганизации выделяемой организации передаются основные средства, а также, связанные с ними отложенные налоги.
Возникает вопрос: насколько правомерно передавать отложенные налоги выделяемой организации?
С одно стороны, есть Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, в которых указано:
"34. При реорганизации организации в форме выделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.
38. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в пунктах 36 и 37 настоящих Методических указаний. Данные о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации на дату внесения в Реестр записи о возникшей организации.
То есть можно сделать следующий вывод: имеется бухгалтерская отчетность реорганизуемой организации, содержащая, в том числе, отложенные налоги, и все показатели такой отчетности, включая отложенные налоги «распределяются» между реорганизуемой организацией и выделяемой организацией.
С другой стороны есть пункт 18 ПБУ 18/02, согласно которому "отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается в сумме, на которую по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не будет увеличена налогооблагаемая прибыль, как отчетного, так и последующих отчетных периодов" (аналогичное требование содержится в п. 17 ПБУ 18/02 в отношении ОНА).
То есть в данному случае, поскольку основные средства у реорганизуемой организации выбывают, то отложенные налоги по ним следует списать, после чего уже формировать разделительный баланс.
Вот и возникает вопрос, можно ли все-таки передавать отложенные налоги, или их следует списать у реорганизуемой организуемой организации на основании п.17,18 ПБУ 18/02.
Абсолютное большинство отложенных налогов связано с различиями в текущей балансовой стоимости активов и обязательств.
Если при реорганизации режим налогообложения не изменяется, то логично передавать именно ту часть отложенных налогов, которые соответствуют разнице в балансовой стоимости активов и обязательств, полученных новым ЮЛ.
Ведь если в бюджет было уплачено, например, меньше налога (скажем, при использовании амортизационной премии), то почему балансовая стоимость ОС не должна различаться и должен пострадать бюджет?
Если в 1С в новом ЮЛ вводить остатки активов и обязательств с разной балансовой стоимостью (показатели БУ не равны НУ), то 1 С самостоятельно рассчитает и отразит ОНА и ОНО в корреспонденции со счетом 99, а в "старом" ЮЛ спишет их также со счетом 99.
Гораздо лучше это сделать вводом остатков.