Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Бухгалтерский учет и налогообложение

Обсуждаем:

НМА

ridona (5813f)
07.06.2020, 22:39
Здравствуйте!

Физ лицо для организации хочет сделать логотип. Организация , получив за вознаграждение этот логотип как должна учесть в БУ (без регистрации т.е патента на него нет)?
Кирилл  a8ac  
08.06.2020, 08:24
ridona
Физ лицо для организации хочет сделать логотип. Организация , получив за вознаграждение этот логотип как должна учесть в БУ (без регистрации т.е патента на него нет)?
еслми с физлицом заключен договор на отчуждение прав на логотип, то для организации это НМА. Регистрировать его, получать патент - не обязательно (Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123)
ridona (5813f)
08.06.2020, 10:53
А физ лицо имеет право заключать договор об отчуждении прав ,если логотип у него не зарегистрирован и нет патента?
Olimp  
08.06.2020, 13:46
ridona, Имеет право и может.
Погрузитесь в объем прав при создании и регистрации.
08.06.2020, 14:20
Наверно у юристов лучше спросить, договор типа авторского заказа с правами организации. Что касается вопроса - вы ведь о бухгалтерском учете спрашиваете. Единовременно расходы не учитываются, капитализируются на срок, в течение которого организация намерена использовать такой логотип.  В налоговом учете было письмо МФ о рекламных расходах...
Вот 2019, полный учет из Консультанта, правда разработка организации сторонней.

Как отражаются в учете организации затраты на изготовление (дизайн) логотипа фирмы? При принятии к бухгалтерскому учету логотипа организация не смогла надежно определить срок его полезного использования.
Организация с целью привлечения внимания к компании и индивидуализации своих товаров понесла затраты на разработку фирменного логотипа (оригинального изображения), который планируется размещать на всех носителях, где упоминается данная организация или ее товар. Стоимость работ по разработке дизайна логотипа, выполненных сторонней организацией, составила 60 000 руб. (в том числе НДС 10 000 руб.). Логотип предполагается использовать длительный период.
Выручка, определенная нарастающим итогом с начала налогового периода (без учета НДС), в периоде выполнения работ по изготовлению логотипа составила 6 000 000 руб. Иных расходов на рекламу организация не осуществляла.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Гражданско-правовые отношения
Логотип в качестве произведения дизайна относится к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, и является объектом авторских прав (пп. 1 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Исключительное право на логотип с момента его создания сторонней организацией принадлежит заказчику, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 1296 ГК РФ).
Отметим, что регистрация исключительного права на логотип не является обязательной (что следует из п. 1 ст. 1232, п. 4 ст. 1259 ГК РФ).
Бухгалтерский учет
Логотип, исключительное право на который принадлежит организации, одновременно удовлетворяющий всем критериям, предусмотренным п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, принимается на учет в качестве объекта НМА (п. 4 ПБУ 14/2007).
НМА принимается к учету по фактической (первоначальной) стоимости, которая в данном случае определяется исходя из договорной цены на создание логотипа без учета НДС (п. п. 6, 7, 8, 10 ПБУ 14/2007).
При принятии НМА к бухгалтерскому учету организация определяет срок его полезного использования, в течение которого предполагает использовать данный НМА с целью получения экономической выгоды (п. 25 ПБУ 14/2007). В рассматриваемом случае при принятии к учету НМА организация не могла надежно определить срок его полезного использования.
НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. Амортизация по ним не начисляется (п. п. 25, 23 ПБУ 14/2007).
В отношении НМА с неопределенным сроком полезного использования организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования этого актива. Если указанные факторы перестают существовать, то организация определяет срок полезного использования данного НМА и способ его амортизации (п. 27 ПБУ 14/2007). В данной консультации операции, связанные с пересмотром срока полезного использования НМА с неопределенного на определенный, не рассматриваются.
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Они приведены ниже в таблице проводок.
Налог на прибыль организаций
Логотип, на который у организации имеются исключительные права, для целей налогообложения прибыли является НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ). Однако в данном случае он не относится к амортизируемому имуществу, поскольку не соблюден стоимостный критерий признания его таковым, установленный п. 1 ст. 256 НК РФ (стоимость логотипа меньше 100 000 руб.).
По общему правилу стоимость такого НМА для целей налогового учета списывается единовременно при вводе его в эксплуатацию или признается равномерно с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В то же время, по мнению Минфина России, затраты на изготовление логотипа организации (дизайна) организация вправе учесть в составе расходов на рекламу (Письмо от 12.09.2014 N 03-03-06/1/45762). В данной консультации исходим из того, что организация руководствуется этими разъяснениями.
Расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Рекламные расходы, указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли не нормируются. Иные рекламные расходы (не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ) признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Расходы на изготовление фирменного логотипа в составе ненормируемых рекламных расходов (в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ) не поименованы, в связи с чем они признаются с учетом положений абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, т.е. в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
В данном случае предельная величина, предусмотренная для учета нормируемых рекламных расходов указанной нормой, в периоде выполнения работ по изготовлению логотипа составляет 60 000 руб. (6 000 000 руб. x 1%). Следовательно, стоимость выполненных работ в размере 50 000 руб. (60 000 руб. - 10 000 руб.) включается в состав расходов на рекламу, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в полной сумме.
По общему правилу расходы на оплату работ, выполненных сторонними организациями, признаются на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (в данном случае на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Сумму НДС, предъявленную исполнителем со стоимости выполненных работ по изготовлению логотипа, организация вправе принять к вычету при наличии надлежаще оформленного счета-фактуры и соответствующих первичных документов, после принятия на учет выполненных работ, при условии, что логотип предназначен для использования в облагаемых НДС операциях (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).
Применение ПБУ 18/02

Примечание. С 2020 г. действуют изменения, внесенные в ПБУ 18/02 Приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н. Начать применять их можно и раньше, отразив этот факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данные изменения не затрагивают порядок бухучета отложенного налогового обязательства. См. Обзор.

В данном случае в налоговом учете расходы на создание логотипа признаются единовременно на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ. В бухгалтерском учете расходы на приобретение этого НМА могут быть признаны либо в момент его выбытия, либо через амортизацию после того, как организация сможет достоверно определить срок его полезного использования. Таким образом, на дату признания стоимости логотипа в составе расходов для целей налогообложения прибыли возникают налогооблагаемая временная разница (НВР) и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (ОНО). Это следует из п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, с учетом разъяснений, содержащихся в Толковании Р82 "Временные разницы по налогу на прибыль", утвержденном Бухгалтерским методологическим центром 15.10.2008 (п. п. 4, 6, 8, 9 Толкования Р82).
ОНО будет уменьшаться (погашаться) по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете либо будет списано при выбытии НМА (п. 18 ПБУ 18/02). В данной консультации эти операции не рассматриваются, бухгалтерские записи в таблице проводок не приводятся.
Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок
К балансовому счету 68 "Расчеты по налогам и сборам":
68-НДС "Расчеты по НДС";
68-пр "Расчеты по налогу на прибыль".

Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Отражены расходы на создание логотипа
08-5
60
50 000
Акт приемки-сдачи выполненных работ
Отражен НДС, предъявленный изготовителем
19-2
60
10 000
Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС
68-НДС
19-2
10 000
Счет-фактура
Логотип отражен в составе НМА
04
08-5
50 000
Карточка учета нематериальных активов
Отражено ОНО
(50 000 x 20%)
68-пр
77
10 000
Бухгалтерская справка-расчет
Оплачены работы по изготовлению логотипа
60
51
60 000
Выписка банка по расчетному счету
ridona (5813f)
09.06.2020, 15:41
Кирилл
Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09 по делу N А40-41784/08-98-123


А где в постановление прописано ,что регистрировать не обязательно?
Кирилл  a8ac  
09.06.2020, 19:34
ridona
А где в постановление прописано ,что регистрировать не обязательно?
Разработанный в соответствии с договором логотип в отличие от товарного знака, имеет совершенно иную правовую природу. Логотип - это незарегистрированное в Патентном ведомстве Российской Федерации оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (услуг или группы товаров данной фирмы), которое специально разрабатывается с целью привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам. При этом для обладания правами на логотип достаточно заключения договора на его создание, следовательно, организация вправе использовать его без соответствующей регистрации.
ridona (5813f)
09.06.2020, 22:31
т.е с физ лицом нужно заключать не договор отчуждения прав , а договор создания?
09.06.2020, 22:41
Логотип НЕ является НМА, поскольку без регистрации он НЕ подлежит правовой охране, а в таком случае отсутствует один из критериев признания НМА - наличие контроля. Если логотип зарегистрировать - получите Товарный знак - и он уже станет НМА.
ridona (5813f)
09.06.2020, 22:50
физ лицо создал логотип он не зарегистрирован какой договор нужно с ним заключить?
ridona (5813f)
10.06.2020, 12:12
Константин-Аудитор
Логотип НЕ является НМА, поскольку без регистрации он НЕ подлежит правовой охране, а в таком случае отсутствует один из критериев признания НМА - наличие контроля. Если логотип зарегистрировать - получите Товарный знак - и он уже станет НМА.


В  ГК РФ ст. 1259 п4  прописано Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей., то правовой  охраны может и не быть для логотипа .Разве для  признание НМА  не достаточно договор отчуждения прав тем более в ПБУ 14/2007  п.2 пп b через запятую перечислены документы на права т.е. может быть из них что то одно   : 
Права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности?
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **     **  ********   **     **  **     **  ********  
 ***   ***  **     **  ***   ***  ***   ***  **     ** 
 **** ****  **     **  **** ****  **** ****  **     ** 
 ** *** **  **     **  ** *** **  ** *** **  ********  
 **     **  **     **  **     **  **     **  **     ** 
 **     **  **     **  **     **  **     **  **     ** 
 **     **  ********   **     **  **     **  ********  
Сообщение: