Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Бухгалтерский учет и налогообложение

Обсуждаем:

Нарушение срока возврата комиссионного товара

Игорь Т. (84f08)
28.09.2017, 09:46
Добрый день!
Подскажите, как быть в такой ситуации.
Я - комитент, передаю комиссионеру товар для реализации. Раз в месяц комиссионер присылает отчёт о проданных им товарах и производит их оплату.
Также по договору комиссии комиссионер обязан вернуть мне товары в срок не позднее 90 дней с даты поставки.
Проблема началась, когда я обнаружил, что у комиссионера накопилось значительное количество товаров, поставленных много месяцев назад. Эти товары не вернулись к нам и не были оплачены.
На мою просьбу оплатить данный товар комиссионер отвечает (цитата): 
если срок возврата нарушен по каким-то причинам – это должно быть квалифицировано как неисполнение комиссионером обязательства в установленный срок, но не как отказ Комитента от приемки товара, который не реализован. Комитент не может отказаться от приемки нереализованного товара за пределами срока, поскольку это противоречит правовой природе договора комиссии. Товар не находится на балансе Комиссионера, не может переходить в собственность Комиссионера согласно условиям договора комиссии. 
Нашим договором не установлена ответственность Комиссионера за просрочку возврата нереализованного товара.  
Согласно ст. 15 ГК РФ реальный ущерб – утрата или повреждение имущества. 
Нижеперечисленные товары, переданные Вами на комиссию, в бухгалтерском учете Комиссионера  на настоящий момент имеют статус – «Товары в пути». 

Я уже заявлял комиссионеру, что срок удержания товара не может быть бесконечным. На что он отвечает, что его ответственности за просрочку возврата нет, так что "ожидайте".

Есть ли какие-то правовые нормы, устанавливающие максимальные сроки возврата по договору комиссии?
avatar 28.09.2017, 10:49
Порядок оплаты и возврата товаров Вам следовало бы поконкретнее оговорить в договоре.

Толкование ст. 993

Статья 993. Ответственность за неисполнение сделки, заключенной для комитента

1. Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).
2. В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (статьи 382 - 386, 388, 389).
3. Уступка прав комитенту по сделке на основании пункта 2 настоящей статьи допускается независимо от соглашения комиссионера с третьим лицом, запрещающего или ограничивающего такую уступку. Это не освобождает комиссионера от ответственности перед третьим лицом в связи с уступкой права в нарушение соглашения о ее запрете или об ограничении.


На 91-й день Вы вправе потребовать возврат нереализованных, полученных комиссионером 91 день назад товаров, но вы не вправе требовать за них оплату. Вы также вправе выставить комиссионеру санкции за нарушение 90-го срока оплаты товаров, если эти санкции предусмотрены договором.
90 дней. Полагаю, что это розничная сеть навязывает поставщикам такой коммерческий кредит. Но, к сожалению, определенного гражданским законодательством конкретного предельного срока нет.
Есть термин "разумный срок". Если в договоре комиссии не оговорен предельный срок возврата, то комиссионер обязан вернуть товар комитенту в разумный срок. Разумный срок приблизительно определяется исходя из обычно применяемых сроках движения товаров, насколько они скоропортящиеся и т.п.
Срок 90 дней - это разумный срок, посколько он применяется к поставщикам практически всеми розничными сетями.

Из Вашего вопроса видно, что по отчетам комитента можно проследить движение товаров и их остатки на подотчете комиссионера на конец месяца. Вместо того, чтобы забрать товар после 90 дней, Вы пытаетесь потребовать с комиссионера деньги за лежачий товар. Комиссионер в своем отказе применил "окольную" формулировку, в чем Вас и запутал.
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 ********  **     **  ********  **    **   ******  
 **        **     **  **        **   **   **    ** 
 **        **     **  **        **  **    **       
 ******    **     **  ******    *****     **       
 **         **   **   **        **  **    **       
 **          ** **    **        **   **   **    ** 
 **           ***     ********  **    **   ******  
Сообщение: