Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

М4 и М11

Алла  7e4a  
26.10.2016, 11:41
Всем доброго времени суток!

Я знаю, что этот вопрос поднимался уже неоднократно, но, к сожалению, для себя не нашла ответа.
У нас небольшое предприятие, склада нет. Из материалов закупаются только канцтовары, хоз.принадлежности, вода, чай и т.д., также в начале деятельности приобретались столы, стулья, небольшая техника. На ТОРГ-12 при получении подпись, как правило, ставит главный бухгалтер. На него подготовлен приказ, что он может подписывать подобные документы. Как правило все привозится в офис, генеральный директор редко бывает на месте. В связи с чем возникает вопрос, кто может ставить подписи на М4 и М11?
Как я понимаю, на М4 в графе "сдал" подпись ставит тот, кто и на ТОРГ-12 (в нашем случае главный бухгалтер). А может ли он ставить подпись и в графе - принял? И в М11 он может подписаться за всех? Кроме главного бухгалтера и генерального директора из администрации есть еще менеджер по персоналу, который по факту все это и заказывает и получает. Возможно ли, чтобы он подписывал М4 в графе получил, и ставил подписи в М11. Насколько я понимаю, для этого должен быть приказ на него о материальной ответственности. Возможно ли материальную ответственность возложить на менеджера по персоналу или лучше пусть везде будет главный бухгалтер?
Хрю  e284  
26.10.2016, 12:28
М-4 и М-11 подписывают материально-ответственные лица. Нужно заключить договор о материальной ответственности.
Будет ли иметь этот договор юридическую силу - см. Пост. Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.
Там приведен исчерпывающий перечень должностей и работ, выполняемых или замещаемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о материальной отвественности за недостачу вверенного имущества.
Если должность не попала в Перечень.., то с соответствующим сотрудником, как правило, тоже заключается договор о мат. ответственности. Т.е. для острастки.
Алла  7e4a  
26.10.2016, 14:52
Хрюкман,
Спасибо за ответ!
Если главный бухгалтер - он же кассир, то он получается, что попадает в список, и с ним можно заключить договор. А правильно ли это, что один человек будет подписываться во всех документах и сдал, и принял?
Менеджера по персоналу в списке нет, но как я Вас поняла, опять-таки можно заключить договор о материальной ответственности с ним, и тогда он сможет подписывать документы. Все верно?
Хрю  e284  
26.10.2016, 15:40
С главным бухгалтером, совмещающим обязанности кассира заключается полноценный договор о материальной ответственности. Таким образом, главбух становится материально- ответственным лицом, но только по функции "Кассир".
По функции "Главный бухгалтер" - никакой мат. ответственности на основании договора о мат. ответственности быть не может.

Если один и тот же человек будет подписывать и сдал и принял - нонсенс.
В таких случаях применяются упрощенное документирование. Вместо М-4, М-11 сформируйте общий реестр мат. ценностей в организации (табл. Excel), данные которого будут ежегодно проверяться инвентаризацией.

С менеджером по персоналу хотите заключайте или нет договор о мат. ответственности. Этот договор юридическую силу иметь не будет, если у Вас не организовано полноценное складское хозяйство. Если он что-то из хоз. инвентаря покупает, затем сдает накладную, Вы заносите имущество в реестр и на счет 10.
Исправлений: 1; последнее - в 26.10.2016, 15:45.
ash  
26.10.2016, 15:55
Я извиняюсь, а зачем Вам вообще эти формы (особенно М-4)?

1. С 1.01.2013 г. формы первичных документов, используемых на предприятии, должны утверждаться (как правило, приложение к Учетной политике) - 402-ФЗ ст.9 ч.4
2. В соответствии с той же статьей унифицированные формы необязательны, организация имеет право утвердить свои.

Так зачем Вам ковыряться с М-4, если есть ТОРГ-12?
Алла  7e4a  
26.10.2016, 16:18
ash,
То есть можно прописать в учетной политике, что не применяется форма М4, а факт поступления подтверждается ТОРГ-12? Но как же отражать списание? Форма М11 все же должна иметь место? 
Алла  7e4a  
26.10.2016, 16:22
Хрюкман,
Хрюкман
Вместо М-4, М-11 сформируйте общий реестр мат. ценностей в организации (табл. Excel), данные которого будут ежегодно проверяться инвентаризацией.
Извините, не совсем поняла. Поступили канцтовары и сразу их списали. На конец года ничего не будет. То есть можно создать реестр в Excel, в котором указать наименование материала, количество, сумму, счет учета, счет списания и даты оприходования и списания, и вывести остаток. И такой реестр составлять на конец года. И то, что остается по нему должна подтвердить инвентаризация. А в течение года не оформлять ни М4, ни М11. Так?
Хрю  e284  
26.10.2016, 16:42
Алла
Хрюкман,
Хрюкман
Вместо М-4, М-11 сформируйте общий реестр мат. ценностей в организации (табл. Excel), данные которого будут ежегодно проверяться инвентаризацией.
Извините, не совсем поняла. Поступили канцтовары и сразу их списали. На конец года ничего не будет. То есть можно создать реестр в Excel, в котором указать наименование материала, количество, сумму, счет учета, счет списания и даты оприходования и списания, и вывести остаток. И такой реестр составлять на конец года. И то, что остается по нему должна подтвердить инвентаризация. А в течение года не оформлять ни М4, ни М11. Так?
 Немного не так поняли. Мои комментарии относятся к хоз. инвентарю длительного пользования (мебель и т.п.).
 Для расходных материалов - приходуете на основании накладных поставщиков и сразу же отпускаете в расход. Раз в месяц составляется акт на списание расходных мат. ценностей (без инвентаря длительного пользования).
 Если у Вас только офис, т.е. только одна площадка, то М-4, М-11, ТОРГ-12 можно не применять. Мат. объекты принимаются к учету на основании первички поставщиков (продавцов). 
ash  
26.10.2016, 16:51
Алла
ash,
То есть можно прописать в учетной политике, что не применяется форма М4, а факт поступления подтверждается ТОРГ-12? Но как же отражать списание? Форма М11 все же должна иметь место? 

Да, форма ТОРГ-12 вполне удовлетворяет критериям первичного документа (тот же 402-ФЗ).

Со списанием сложнее.
Любой "производственник" Вам скажет, что М-11 - это вовсе не документ на списание. Это документ, фиксирующий передачу ТМЦ с места хранения (со склада) в место "использования" (в цех, например). В цеху оно может тоже лежать незнамо сколько. Расход материалов на производство фиксируется, например, актом (унифицированной формы нет).

Вы Ваши канцтовары никуда никому по большому счету не "передаете". Утвердите свой первичный документ, фиксирующий именно расход материалов за месяц.
Вообще нужно исходить из конкретной ситуации.
У Вас есть человек, который эти канцтовары выдает? Тогда можно утвердить что-то типа ведомости или журнала выдачи, а на основании нее составлять акт (подписывают директор и главбух).
Если просто кто хочет берет что надо - просто акт.
Алла  7e4a  
26.10.2016, 17:00
ash,
ash
Если просто кто хочет берет что надо - просто акт.
Это скорее наш вариант. То есть составить акт на конец месяца с перечнем материалов, счетами учета, суммами количеством за подписью главного бухгалтера и генерального директора. А приход на основании накладной поставщика. Верно?
Алла  7e4a  
26.10.2016, 17:10
Хрюкман,
Хрюкман
Мои комментарии относятся к хоз. инвентарю длительного пользования (мебель и т.п.).
Извините, опять-таки не поняла. Если мы приобрели мебель, то передаем ее в эксплуатацию, списываем в затраты. И на конец года она будет только на забалансовом счете. То есть она списана, но мы осуществляем контроль за ней. Или же Вы имеете в виду то, как я написала: 
Алла
То есть можно создать реестр в Excel, в котором указать наименование материала, количество, сумму, счет учета, счет списания и даты оприходования и списания, и вывести остаток. И такой реестр составлять на конец года. И то, что остается по нему должна подтвердить инвентаризация.

Простите, за мою глупость, никак не могу уяснить.
Хрю  e284  
26.10.2016, 17:30
Мебель:
 
Д 10 К 60 - на дату оприходования
Д 44 К 10 - на дату отпуска в эксплуатацию.
На забалансовом счете - до момента выбытия.

Расходные материалы:

Д 10 К 60 - на дату оприходования
Д 44 К 10 - на дату отпуска в расход.

Про реестр Excel, можно забыть. Это частная, неоригинальная форма бух. регистра.
Алла  7e4a  
26.10.2016, 17:57
Хрюкман,
Да, это я понимаю. 
Хрюкман
Д 10 К 60 - на дату оприходования
Это по идее оформляется М4. Но как я поняла можно не оформлять М4, достаточно накладной от поставщика.
Хрюкман
Д 44 К 10 - на дату отпуска в эксплуатацию.
Хрюкман
Д 44 К 10 - на дату отпуска в расход.
Здесь должна иметь место М11. Но Вы говорили про регистр. Значит все же правильнее М11? Только определиться с подписантами, как Вы говорили на основании договоров материальной ответственности. Чтобы не было подписи одного человека, то подпись допустим гл.бухгалтер и мннеджер или гл.бухгалтер и ген.директор (думаю, он все может подписывать).
Хрю  e284  
26.10.2016, 18:21
Если у Вас предельно простые процессы (офис), то и документооборот становится предельно простым.
М-4, М-11 необходимы там, где есть существенный материальный оборот.

В вашем случае главбух ставит на накладной от поставщиков штамп "Принято" и принимает мат. ценности к учету.
На таблице в Excel можно не зацикливаться. Это частная неоригинальная форма учета.
Хрю  e284  
26.10.2016, 19:06
Не М-11, а акт на списание (отпуск в расход), который можно оформлять раз в месяц (квартал) на все списанные за период материалы.
Акт на списание может подписывать ген. директор, а лучше кто-то другой, допустим какой-нибудь руководитель. Причем в акте на списание целесообразно указать графу "Утверждаю" на случай, если директор захочет сей процесс проконтролировать.

Интересное у нас состязание:"Кто кого перепилит".
Алла  7e4a  
27.10.2016, 13:11
Хрюкман,

Спасибо огромное за ответы и терпение!
Хрюкман
Интересное у нас состязание:"Кто кого перепилит".
Даже не думала состязаться, просто надо раз и навсегда уяснить для себя этот вопрос.
Еще раз спасибо!
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **    **  ********    ******   ********  **     ** 
  **  **   **     **  **    **     **      **   **  
   ****    **     **  **           **       ** **   
    **     **     **  **           **        ***    
    **     **     **  **           **       ** **   
    **     **     **  **    **     **      **   **  
    **     ********    ******      **     **     ** 
Сообщение: