Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Отпускные как прямые затраты

06.10.2015, 12:48
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, у нас очень большая номенклатура изделий, у всех своя трудоемкость, все рассчитано и утверждено заказчиком (Госзаказ, раздельный учет естественно). Сумма заработной платы вешается на 20 счет по нарядам на конкретное изделие.  А отпускные основных производственных рабочих - это же тоже прямые расходы. Как их распределять??? Опять же - резерв под выплату отпусков. Ну, предположим, я его создаю в декабре, когда у меня вообще нет выпуска продукции. Незавершенка? Какую аналитику выбирать? Я что-то в растерянности ужасной... Бухгалтеры производств с широкой номенклатурой, помогите, пожалуйста.
Кирилл  a8ac  
06.10.2015, 19:35
думаю, что отпускные и резерв нужно учитывать на счете 20 и распределять между заказами пропорционально базе, установленной учетной политикой для целей налогообложения (п. 7 ПБУ 12/2008): материальным расходам на конкретный заказ, плановым расходам на оплату труда и т.п.
ash  
06.10.2015, 19:47
Прайм
Ну, предположим, я его создаю в декабре, когда у меня вообще нет выпуска продукции. Незавершенка? Какую аналитику выбирать?
А как Вы учитываете обычную зарплату в декабре (когда нет выпуска продукции)?
Резерв отпусков точно так же.

Вообще резерв отпусков - это своего рода "довесок" к зарплате.
Конкретный работник проработал столько-то дней, заработал столько-то денег - плюс к этому определенное количество дней отпуска, по которым формируется оценочное обязательство.
Используются те же самые счета затрат, что и для зарплаты (и взносам) по этому работнику.

Или Вы имели в виду, что целый год резерв не формировали, и только на 31.12 сформировали?
Тогда действительно проблема.
08.10.2015, 09:46
Дело в том, что у меня база - зарплата основных производственных рабочих! И зпл распределяется, соответственно, по нарядам... В декабре у меня весь народ дружно получает среднюю зпл и занимается общехозяйственными работами. Если честно, я вообще не создаю резервов. Только вот перестали быть МП, поэтому и вопросы возникли...
ash  
08.10.2015, 11:47
Прайм
Только вот перестали быть МП, поэтому и вопросы возникли...
Т.е. Вы в первый раз создаете резерв по состоянию на 31.12.2015, а раньше никогда не создавали?
Тогда проблем куча, но все они решаемые.
  1. Нужно оценить резерв (точнее, оценочное обязательство) по состоянию на 31.12.2014. А если влияние этого резерва на финансовые показатели существенно - то и на 31.12.2013, так как по ПБУ 1/2008 Вам придется в отчетности это показывать ретроспективно (п.15).
  2. На расходы по основной деятельности текущего (2015) года будет относиться только разница между резервом на 31.12.2015 и резервом на 31.12.2014. Как правило, это не такая уж большая величина. То, что должно было быть сформировано раньше, - см. тот же п.15 ПБУ 1/2008.
  3. Так и не совсем понятно, на какой счет и по какой аналитике Вы в декабре разносите вот эту самую "среднюю зпл". На общехозяйственные (26)?
  4. По идее сумму резерва за 2015 год нужно распределить пропорционально расходам на оплату труда за год. Но вообще нужно конкретные суммы смотреть (с учетом существенность в т.ч.) и действовать по обстоятельствам. Вы вот все, что выше, сделайте (на это уйдет время), потом посчитайте так сказать "пропорцию распределения", а потом уже с конкретными цифрами можно будет что-то решить.
08.10.2015, 11:58
Спасибо большое!  Как-то стало в голове укладываться... а то потерянная была абсолютно...

Да, в декабре все на 26 счет, т.к. выпуска нет.
Я вообще думаю, могу же я в УП закрепить, что отпускные ОПР идут на 25 счет? у меня тогда столько головной боли исчезнет!
ash  
08.10.2015, 12:30
Прайм
Я вообще думаю, могу же я в УП закрепить, что отпускные ОПР идут на 25 счет? у меня тогда столько головной боли исчезнет!
Да в принципе наверно можете.
Только зачем?
Понимаете, на самом деле это Вам сейчас кажется, что все сложно и запутанно.
Когда разберетесь, все окажется не так страшно.

Вы когда с МП "слетели"?
Вам надо делать дополнения и изменения УП с учетом этого фактора. На какую дату?

При этом Вам надо отразить в УП метод формирования оценочного обязательства по отпускам.
Как это лучше делать - зависит от конкретной ситуации (в частности, от программы). 
Например, можно начислять это обязательство ежемесячно процентом от ФОТ, а потом по состоянию на 31.12 делать "инвентаризацию" и корректировать сумму.
При таком способе нет никакого смысла учитывать "резерв" в расходах по отдельному счету.
Берете по итогам месяца обороты по ФОТ по счетам и аналитике - и добавляете процент резерва.
Проблема только с корректировкой на конец года.
08.10.2015, 12:54
Ну вот по результатам отгрузки 2 квартала мы уже не МП((

Про 26 счет смотрите в чем загвоздка. У нас госзаказчик. Раздельный учет. Бешеная номенклатура продукции. Полуфабрикаты, давальческое сырье, нормированные затраты... По результатам работы за месяц я по нарядам! разношу затраты по начисленной зарплате на аналитику по 20 счету. А на основании чего и каким образом я должна разнести непосредственно на 20 счет отпускные? В моей УП прописано, что и 25 и 26 списываются на 20 пропорционально зпл ОПР. Т.о. мои отпускные не списываются сразу в затраты, а висят в незавершенке либо в готовой продукции. Я логично рассуждаю? Мне это кажется проще, нежели ломать голову, как сразу же их списать на 20. Не?

Про резервы сижу и плАчу. Мне нужно обратно в школу((( Я понимаю, что произойдет щелчок и я пойму высший смысл этих лишних, на мой взгляд, действий, но пока одна морока... Нараспечатывала себе Ваших ответов, ПБУ, комментариев, сижу изучаю...
ash  
08.10.2015, 14:18
Прайм
Ну вот по результатам отгрузки 2 квартала мы уже не МП((
1. Начнем с этого.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся...
...
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Т.о. если в прошлом году у Вас было соответствие по этому критерию, то Вы перестанете быть субъектом МП только в 2016 году.

Но на самом деле для неприменения ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства" недостаточно быть МП. Там формулировка такая:

3. Настоящее Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Так что посмотрите внимательно 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ст. 6 ч. 5 - Вы, например, можете попадать под обязательный аудит по сумме активов (60 млн. на конец 2014 г.).
То есть у Вас или с начала этого года есть обязанность формировать оценочный резерв, или возникнет только со следующего.
(В середине года это случается, если, например, учредители поменялись).
2. У Вас проблема не с формированием резерва (оценочного обязательства), а с разнесением отпускных при отсутствии резерва. Как раз резерв начислять очень просто - добавляете по каждой аналитике к расходам на зарплату еще процент на резерв. Куда зарплата по нарядам - туда и процент резерва. Нет в каком-то месяце производства - резерв за этот месяц на общехозяйственные (вместе с зарплатой). А отпускные начисляете за счет этого резерва.
3. Да вот в этом как раз и смысл.

Я понимаю, что произойдет щелчок и я пойму высший смысл этих лишних, на мой взгляд, действий, но пока одна морока...
Вы более правильно формируете затраты и обязательства.
Условно говоря, если вдруг кто-то увольняется, то Вы должны ему выплатить компенсацию за отпуск. Вот она в этом резерве уже и сидит.
PS Только пока не читайте про формирование резерва отпусков в НУ. Там нет экономического смысла, чистая формалистика. Вот когда поймете смысл для БУ, тогда за НУ возьметесь.
08.10.2015, 16:12
ash
У Вас проблема не с формированием резерва (оценочного обязательства), а с разнесением отпускных при отсутствии резерва. Как раз резерв начислять очень просто - добавляете по каждой аналитике к расходам на зарплату еще процент на резерв. Куда зарплата по нарядам - туда и процент резерва. Нет в каком-то месяце производства - резерв за этот месяц на общехозяйственные (вместе с зарплатой). А отпускные начисляете за счет этого резерва.
Да!!! вот оно решение! А я все никак не могла понять, в чем же прикол! Конечно же, в этом случае все упрощается в разы! Спасибо Вам огромное!
ash  
08.10.2015, 16:32
Ну вот и ладненько подмигнул
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 ********         **  ********  **     **  **     ** 
 **     **        **  **        **     **  **     ** 
 **     **        **  **        **     **  **     ** 
 **     **        **  ******    **     **  **     ** 
 **     **  **    **  **        **     **  **     ** 
 **     **  **    **  **        **     **  **     ** 
 ********    ******   ********   *******    *******  
Сообщение: