Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит

Форум – Бухгалтерский учет и налогообложение

Обсуждаем:

Резерв по сомнительным долгам в учетной политике по бухг. учету

Olesya  3645  
21.10.2014, 16:38
Всем хорошего дня)) Посоветуйте пожалуйста как в учетной политике правильно расписать про резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учетебе!
21.10.2014, 17:17
Это не предмет учетной политики в бухгалтерском учете. В налоговом - да.

С уважением, Людмила
Olesya  3645  
21.10.2014, 17:27
Аудиторы написали в заключении " В п. 70 Приказа Минфина России № 34н от 29.07.1998 указана обязанность создавать резерв по сомнительным долгам, порядок создания такого резерва должен быть закреплен в учетной политике"
avatar
Проходимец  614c  
21.10.2014, 17:36
а я думал, что в учетной политике пишут то что не однозначно прописано в законодательстве.либо не прописано, либо есть приставка "как прописано в учетной политике"

а в бух учете мы обязаны создавать резерв по сомнительным долгам и его создание прописано, поэтому какой смысл вносить в учетную политику по бух учету какое то упоминание о создание резерва по сомнительным долгам? 

но если хочетсявсе таки прописать в учетной политике, то можно просто скопировать пункт 70 . 

"Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам."
Olesya  3645  
21.10.2014, 17:40
а можно их в конце года создавать?
Alex  3987  
21.10.2014, 17:55
Olesya
а можно их в конце года создавать?
Ну, если инвентаризация ДЗ проводится с максимально допустимым интервалом - годовым, то, видимо, да. Но многие куда чаще сверяются с контрагентами, либо вообще резервируют задолженность в реальном времени, если в учетной системе есть необходимые данные / заложены алгоритмы определения сомнительности. Кстати говоря, как раз такие особенности резервирования зачастую и закрепляют в учетной политике, вынося в приложения процентные таблицы, описание алгоритмов и т.д.
avatar
Проходимец  614c  
21.10.2014, 18:24
Olesya
а можно их в конце года создавать?
мне казалось, что я где то читал что резерв по сомнительным долгам нужно обязательно создать как только закончился срок договора.
то есть не ждать концы года и инвентаризации дебиторской задолженности .
а теперь не могу это найти.

зато нашел мнение что порядок формирования резерва по сомнительным долгам нужно прописать в учетной политики и идет ссылка на ПБУ 21
однако лично я после прочтения ПБУ 21 или п 70 положения 34 н не могу прийти к выводу что есть такая обязанность прописать порядок в учетной политике.

тем более что как мы видим из того же 70 пункта. резерв начисляется отдельно по каждому случаю. а значит порядок расчета может отличаться для каждого резерва.
я так понимаю вот эту строчку
"Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично."
ЕкатеринаS (c3642)
21.10.2014, 18:41
Для целей НУ в учетной политике указывается информация только о том, создает ли организации резерв по сомнительным долгам или нет. Правила создания для всех одинаковые - ст. 266  НК РФ.

Для целей БУ скопировать в Учетную политику п.70 можно, но методику обязательно нужно дополнять:как создается резерв - ежемесячно, ежеквартально или только по итогам годовой инвентаризации. На основе чего делаются выводы о том, долг сомнительный. Какое подразделение (юристы, менеджеры, может и сам директор)  оценивает финансовое состояние должника и т.д.

И потом многие забывают о том, что в НУ резерв создается только по дебиторской задолженности покупателей, а БУ по всей задолженности, в том числе по авансам выданным поставщикам.
zkaima  
21.10.2014, 22:23
Enic
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Это и есть предмет описания в УП: как именно оценивать платежеспособность и вероятность.
Например (это не идеал, так как приспособлен для сближения с НУ)


Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
avatar
Escapist  
22.10.2014, 02:16
zkaima
Enic
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Это и есть предмет описания в УП: как именно оценивать платежеспособность и вероятность.
Например (это не идеал, так как приспособлен для сближения с НУ)


Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
То что не идеал видно из формулировки, что буквально по тексту "резерв по сомнительной задолженности исчисляется по сомнительной задолженности". В чем сомнительность догадайтесь сами. Ну и ссылка на срок возникновения методологически некорректна, правильнее ссылка на просрочку от установленного договором срока погашения. Впрочем, подходы могут быть любые, экономически обоснованные. В учетной политики или приложении к ней принципы расчета резерва прописывать надо обязательно. 
22.10.2014, 10:06
В БУ нельзя создавать резерв по налоговым правилам, поэтому прописывать в учетке про 90 дней и пр. нельзя.

С уважением, Людмила
Olesya  3645  
22.10.2014, 10:11
Тогда как лучше прописать, с учетом того, что в НУ резерв не создается, а в бу- только один раз в год
22.10.2014, 10:13
Людмила
В БУ нельзя создавать резерв по налоговым правилам, поэтому прописывать в учетке про 90 дней и пр. нельзя.
Почему нельзя? Ссылку на нормативку можно привести?
zkaima  
22.10.2014, 10:34
Enic
"Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Внимательно читаем основания : признание задолженности сомнительной зависит от степени вероятности ее погашения в срок. Степень вероятности определяем сами. Видела табличку, в которой по каждой потенциально сомнительной задолженности проставлена степень вероятности ее погашения (80%,100%  ит.д.). Далее : величина резерва также зависит от платежеспособности должника и оценки вероятности долга. Так что, хотя и не очень красиво прописывать про 90 дней, но не противоречит правилам.
avatar
Татьяна  629e  
22.10.2014, 11:43
Escapist
В учетной политики или приложении к ней принципы расчета резерва прописывать надо обязательно. 
+100500
zkaima
Видела табличку, в которой по каждой потенциально сомнительной задолженности проставлена степень вероятности ее погашения (80%,100%  ит.д.)
я тоже видела подобное. в учетной политике данной организации было указано типа: оценку погашения дебиторской задолженности осуществляет экспертная комиссия в составе... резерв сомнительных долгов создается в % от задолженности согласно экспертной оценке.
как-то так...
avatar
Проходимец  614c  
22.10.2014, 12:17
с учетом того что я явно чего то недопонимаю беда
далее у меня только вопрос , для целей изучения вопроса и впредь что бы не допускать ошибки смайлик

формирование Учетной политики для целей сближения НУ и БУ, с этим все ясно и понятно.

а если отойти от практики и вернуться к теории.
давайте вернемся к пункту 70. предположим что все таки нужно обязательно прописывать в учетной политики для целей бухгалтерского учета

"Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации."
этим мы показали что наша организация для целей БУ создает резерв.
далее
что считается сомнительным долгом

"Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями."

-либо срок уплаты прошел, либо мы считаем, что долг не будет погашен до окончание срока уплаты, на основание нашей оценки
но в любом случае как только срок уплаты прошел , даже если мы знаем что нам заплатят(но нет обеспечительных гарантий), долг все равно становится сомнительный.

далее надо прописать, в какой величине мы создаем резерв

"Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично."
это означает что для каждого конкретного случая у нас будет отдельный расчет, и он может быть каждый раз разный. на основание нашей оценки ну или суждения.


ну и дальше небольшое дополнение что бы не нарушать бух учет

"Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам."

мне не совсем понятно(то что выделено жирным), почему нужно подробно расписывать порядок расчета резерва, при этом прописывать все варианты. а если я захочу выбрать новый вариант расчета, то я им не смогу воспользоваться пока не внесу изменения в УП

а еще вопросик. я так понимаю то это должен быть арифмитический расчет, либо анализ на основе каких то цифр. то есть нельзя просто собраться и сказать резерв будет такой и издать приказ?
и главное , как вы считаете, можно ли создать резерв равный нулю?
просто раз порядок расчет не прописан, то я могу прописать такой расчет , который всегда будет приводить к нулевому значению

например смайлик понимаю что крайность но для наглядности
величина резерва равна 10 % от дебиторской задолженности задолженности на следующий день после истечения срока уплаты согласно договора , умноженный на 0.

P.S. я прихожу к выводу что исключительно с точки зрения правильности и теории, а на рад сближение БУ и НУ и избежание споров.Можно в УП просто скопировать пункт 70.
а под каждое начисление резерва подкладывать решение комиссии с цифрами или анализом на основание которого определился размер резерва.
как с расчетом отпускных, под каждый отпуск свой расчет.
в таком случае, если я неукоснительно следую 70 п прикза 34 н , то какой смысл писать об этом в УП.
Исправлений: 1; последнее - в 22.10.2014, 12:35.
avatar
Проходимец  614c  
22.10.2014, 12:38
Татьяна
я тоже видела подобное. в учетной политике данной организации было указано типа: оценку погашения дебиторской задолженности осуществляет экспертная комиссия в составе... резерв сомнительных долгов создается в % от задолженности согласно экспертной оценке.
как-то так...
получается можно поставить в табличку 0% и когда это нужно , экспертная комиссия выберет именно этот показатель?
avatar
bogidar  
22.10.2014, 13:36
В УП надо писать то, что не предусмотрено нормативный актами. Как раз копировать императивные пункты из приказов Минфина - это признак того, что ПБУ 1/2010 не читано.

А вот разработать методику оценки 63-го и раскрыть ее в УП - верно. Потому что это будет определять работу кого-то по оценке резерва. Эксперному суждению нужен алгоритм, иначе получится отсебятина, ничем не регламентированная (что русскому бухгалтеру и надо).

Критерий адекватности УП состоит в том, что тот же аудитор если и задаст вопросы, то по существу. А не так, что перечитал с тоской и скукой в учетке скопированную нормативку и пришел к бухам с вопросом "так как вы млин его все-таки формируете?"
Это касается любых учетных разделов, где есть выбор и (или) разработка метода.

Задолбало перечитывать ПБУшки в этих псевдотолстеньких УП.

Для топикстартера: никто тут нормальной методики не напишет, т.к. это стоит времени и денег. И кстати немалых, если раздел расчетов серьезный.  И слишком много нюансов, возникающих из-за специфики расчетов каждой конторы. Бесплатными будут советы "скопировать п. 70 в УП" и "сделать как в НК".

И вот этот: можно на халяву воспользоваться общими идеями банковских резервов (например, введение градации по 5 категориям).
Например,
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2004 г. N 254-П
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ПО ССУДНОЙ
И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
22.10.2014, 13:55
bogidar
И вот этот: можно на халяву воспользоваться общими идеями банковских резервов (например, введение градации по 5 категориям).
Я, кстати, часто так и поступаю - использую 254 Положение, там красивая (понятная) таблица для определения категории и нормальные (адекватные) проценты формирования резерва, когда нужно определить стоимость дебиторки
avatar
Проходимец  614c  
22.10.2014, 15:03
bogidar
Как раз копировать императивные пункты из приказов Минфина - это признак того, что ПБУ 1/2010 не читано.
сейчас еще разок  перечитаю эээ 
хотя я написал почему именно копируется пункт 70.
потому что в нем написано все ,что нужно для расчета.

bogidar
Эксперному суждению нужен алгоритм, иначе получится отсебятина, ничем не регламентированная (что русскому бухгалтеру и надо). зачем надо?
так никто с этим и не спорит
но как прописать алгоритм для абсолютно всех ситуаций?
ведь приказ 34 н дает мне возможность, каждый раз определять величину резерва по новому на основе моей оценки.
один вариант оценки может не подойти к другому случаю, а если у меня их 100 штук в одном отчетном периоде. тогда что все 100 штук вариантов расчета прописать в УП?
причем я должен заранее предугадать какой вариант мне понадобиться через пол года.


bogidar
никто тут нормальной методики не напишет
все зависит от целей. 
в небольших организациях особого смысла в этих резервах нет. поэтому и нет смысла делать какой то мудреный расчет, который стоит денег и времени.

ну и еще. никак не соображу. если долг сомнительный, то почему резерв создается не в полном объеме? а в какой то части.он или есть или его нет.

bogidar
Задолбало перечитывать ПБУшки в этих псевдотолстеньких УП.
в каждой профессии есть свои минусы. да и в чем смысл перечитывания 
меня тоже раздражает. сидишь тратишь время, изучаешь материал, разрабатываешь методику,тщательно ее прописываешь. а потом приходит человек и говорит правильно ли я воспользовался прописанным расчетом, правильно ли кнопочки на калькуляторе нажал и получает за это больше чем я за год.

смайлик помните в фильме о чем говорят мужчины. там в самом начале рекламщики приходят к саше, а он такой как же я задолбался и уходит,а рекламщики такие. задолбался он ,а я не задолбался смайлик
шутка если что
bogidar
И вот этот: можно на халяву воспользоваться
чем же он лучше того же НК РФ?
лично на мой взгляд, хотя конечно я просто студентсмайлик, в НК очень правильный метод. и сроки короткие всего 90 дней. я бы до 30 сократил.
сомнительный долг он или есть или нет . то есть или 0% или 100% , чего придумывать табличку или расчет, ставить 25 % потом 45, чего от этого изменится. руководитель должника когда заплатит тогда и заплатит не раньше на него наш расчет не повлияет.
а пользователь отчетности не в курсе этого мудреного расчета.
он видит что у него Актив такой то ,дебиторская задолженность такая то, он из нее и принимает свое решения.
а потом оказывается что дебиторская задолженность не 1 млн, а только 500 тыс. потому что мы уменьшили ее на резерв в 50 %.
а в дверь уже стучаться те кому был обещан эти 500 тыс. а их никогда и не будет.

P.S. прост рассуждаю.
Olesya  3645  
22.10.2014, 15:58
УХХХ))) смотрю тема всем понравилась))смайлик
Olesya  3645  
22.10.2014, 16:01
Вот, что я написалато есть?!то есть?!то есть?! надо еще прописать в каком размере


Общество формирует резерв по сомнительным долгам.

Суммы созданных резервов по сомнительным долгам учитываются по счету 63 «Резерв сомнительных долгов» и относятся на финансовые результаты в составе прочих расходов. Аналитический учет по счету 63 ведется в разрезе контрагентов (дебиторов). 

Резерв по сомнительным долгам формируется по итогам отчетного года.


Порядок создания резерва на дату составления  годовой отчетности

По итогам отчетного года происходит инвентаризация. В рамках проведения инвентаризации дебиторской задолженности формируется перечень сомнительной задолженности, не оплаченной в срок в соответствии с условиями заключенных с контрагентами договоров, и производится экспертная оценка вероятности погашения долга полностью или частично в зависимости от финансового состояния должника. Резерв создается от суммы дебиторской задолженности с учетом НДС. В качестве основного критерия экспертной оценки долга берется наличие рисков неоплаты долга, неполной его оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков.

Для получения экспертной оценки председатель формирует запрос в профильные подразделения. Экспертами выступают специалисты следующих профильных подразделений:

- по задолженности, возникшей по договорам реализации – отдел продаж Общества;

- по задолженности, находящейся в процессе судебного производства либо подтвержденной судебными актами, а также в отношении должников, находящихся в процедуре банкротства – юридическая служба Общества;

- по задолженности по расчетам по договорам уступки права требования – финансовая / юридическая служба Общества.

Экспертная оценка надежности контрагента производится на основании периода просрочки платежа, доли в общем объеме продаж (за период) и просроченной необеспеченной задолженности на конец отчетного периода.

По итогам экспертной оценки формируется отчет с указанием размера сомнительной задолженности, подлежащей резервированию. Отчеты подписываются руководителями структурных подразделений - экспертов, согласовываются с главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации.

На основании утвержденного Отчета в бухгалтерском учете отражается создание резерва по сомнительным долгам.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная Обществом в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам переносится на следующий отчетный период.  При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного периода.

Списание долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, производится за счет резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав прочих расходов

Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы, суммы резервов подлежат восстановлению.
zkaima  
22.10.2014, 17:05
По-моему, неплохо.
avatar 22.10.2014, 17:37
Enicсадитесь, вам 2
avatar
Проходимец  614c  
22.10.2014, 17:49
Дебетокреникъ
Enic, садитесь, вам 2
объяснений не будет ?

zkaima
По-моему, неплохо.
но ведь это и есть 70 пункт
Автор:
Ваш Email:

Защита от спама:
Введите код, который вы видете ниже (защита от роботов-спамеров).
 **    **  ********  **      **  **      **  ********  
  **  **      **     **  **  **  **  **  **  **     ** 
   ****       **     **  **  **  **  **  **  **     ** 
    **        **     **  **  **  **  **  **  **     ** 
    **        **     **  **  **  **  **  **  **     ** 
    **        **     **  **  **  **  **  **  **     ** 
    **        **      ***  ***    ***  ***   ********  
Сообщение: