По просьбе Московской Аудиторской Палаты руководителем департамента методологии и контроля качества аудита АКГ «Интреэкспертиза» проведен анализ проекта Министерства финансов РФ Федеральных правил (стандартов) независимости аудиторов и аудиторских организаций, и даны рекомендации по внесению исправлений и дополнений в данный проект.[spoiler]
Автор: Королева Юлия Игоревна, руководитель департамента методологии и контроля качества аудита АКГ «Интерэкспертиза»
1. Предложения к пункту 9 повестки заседания САД 11 июля 2011 г.:
Рекомендовать Минфину России утвердить следующие федеральные стандарты аудиторской деятельности:
· «Аудиторские доказательства»; · «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»; · «Особенности аудита отдельной части отчетности».
1.1. До утверждения стандарта аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» рекомендуется внести ряд изменений.
1.1.1. Общая концепция стандарта отвечает современным требованиями к аудиту, более соответствует МСА 500 «Аудиторские доказательства».
В новой редакции стандарта устранены отдельные недочеты, имевшие место в ПСАД № 5. В частности, новая редакция стандарта устанавливает именно требования к аудиторским доказательствам, не содержит формулировок в повествовательной форме, например: «Обычно аудитор считает необходимым полагаться на аудиторские доказательства, которые лишь предоставляют доводы в поддержку определенного вывода, а не носят исчерпывающего характера, и зачастую собирает аудиторские доказательства из различных источников или из документов различного содержания с тем, чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группу однотипных хозяйственных операций».
1.1.2. На наш взгляд данный стандарт требует следующих уточнений (изменений).
1.1.2.1. Определение аудиторских доказательств, изложенное в следующей редакции: «4. Аудиторскими доказательствами является информация, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности» предлагаем дополнить, изложив в следующей редакции: «4. Аудиторскими доказательствами является информация, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности, и на которой основывается мнение аудитора».
Предлагаемая редакция определения является, на наш взгляд, более полной и более соответствующей международным стандартам аудита.
1.1.2.2. Дополнить стандарт определением предпосылок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данное определение содержалось в ПСАД № 5. Термин «предпосылки составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» многократно используется как в рассматриваемом стандарте, так и в иных стандартах аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, например, правило (стандарт) № 9 «Связанные стороны», Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка», Правило (стандарт) № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», Правило (стандарт) № 20 «Аналитические процедуры» и т.д. При этом, его определение содержалось лишь в ПСАД № 5.
1.1.2.3. Внести изменения в пункт 15 рассматриваемого стандарта, устанавливающий требования письменной формы для сбора доказательств путем применения процедуры подтверждения, не в полной мере согласующейся с положениями п. 36 Правила (стандарта) № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», предусматривающими возможность получения устного подтверждения по незначимым статьям.
Кроме того, данный пункт дублирует положения п. 5 ПСАД № 18.
1.1.2.4. Исключить раздел «Отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств» (пункты 28-35) как полностью дублирующий положения раздел «Отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств» (п. 11-17) ПСАД № 16 «Аудиторская выборка».
1.1.2.5. Пересмотреть приложение к рассматриваемому стандарту. Вопросы, которые может рассмотреть аудитор при изучении работы эксперта руководства аудируемого лица, изложены не систематично.
Некоторые формулировки приложения некорректны, неясно сформулированы. Например:
«1. На характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, связанных с выполнением требований пункта 23 федерального стандарта аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», могут влиять следующие обстоятельства:
а) характер и сложность вопроса, по которому привлечен эксперт руководства аудируемого лица;
б) риски существенного искажения, связанные с вопросом;
в) доступность альтернативных источников аудиторских доказательств;
г) характер, объем и цели работы эксперта руководства аудируемого лица;
д) был ли принят эксперт руководства аудируемого лица на постоянную работу или он был привлечен на временной основе для выполнения конкретной работы;
е) степень, в которой руководство аудируемого лица может контролировать или влиять на работу эксперта руководства аудируемого лица;
ж) существуют ли технические стандарты или профессиональные и отраслевые требования, регулирующие деятельность эксперта руководства аудируемого лица;
з) характер и объем средств контроля аудируемого лица в отношении работы эксперта руководства аудируемого лица;
и) знание и опыт аудитора в области, в которой действует эксперт руководства аудируемого лица;
к) предыдущий опыт работы аудитора с данным экспертом руководства аудируемого лица».
Комментарий: подпункты «д» и «е» дублирующие друг друга.
«2. Компетентность эксперта руководства аудируемого лица определяется характером и уровнем выполняемой экспертизы. Навыки определяются способностью эксперта руководства аудируемого лица проявлять компетентность в сложившихся обстоятельствах. Фактором, определяющим навыки, может быть доступность времени и ресурсов….
5. Аудитору также уместно рассмотреть:
а) соответствие компетентности эксперта руководства аудируемого лица тематике, в контексте которой он привлекается, в рамках его специализации;…».
Комментарий: Компетентность (от англ. competence) - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Одно из определений опыта - совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации.
Таким образом, компетентность не может определяться уровнем работы, компетентность зависит от навыков, а не наоборот и навыки, в общем случае, не определяются доступностью времени и ресурсов.
Предлагаем пересмотреть приведенные положения.
«8. … Понимание аудитором работы эксперта руководства аудируемого лица распространяется на следующие вопросы:
а) есть ли какие-либо аспекты в области работы эксперта руководства аудируемого лица, которые имеют отношение к аудиту;
б) регулируется ли работа эксперта руководства аудируемого лица профессиональными или иными стандартами, нормативными правовыми актами;
в) какие допущения и методы использованы экспертом руководства аудируемого лица и являются ли они общепризнанно применимыми при проведении экспертизы, надлежащими для целей подготовки бухгалтерской отчетности;
г) характер внутренней и внешней информации, использованной экспертом аудитора».
Комментарий: предлагаем изложить в следующей редакции «Понимание аудитором работы эксперта руководства аудируемого лица зависит от следующих факторов».
2. Предложения к пункту 10 повестки заседания САД 11 июля 2011 г.
Королева Юлия Игоревна, руководитель департамента методологии и контроля качества аудита АКГ «Интерэкспертиза»