Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Игорь Отев

Дата последнего входа: 12 суток назад
Дата регистрации: 25.09.2017 16:59:29
Игорь Отев -> Всем
Инвентаризация ОС. Как не «сесть в калошу».

Инвентаризации посвящены многие публикации, существует достаточно четкий порядок действий, определенный законодательством (методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49), однако на практике встречается много «подводных камней, начиная от цели ее проведения, заканчивая оформлением ее результатов.
Закон и реальность

Сразу поясним, инвентаризация бывает «для закона», например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, перед реорганизацией и чаще всего проводится формально путем распечатывания и подписания инвентаризационных ведомостей и описей из бухгалтерской программы. При этом все сухие, чистые, довольные и цель достигнута.
А бывает инвентаризация «для себя» или по-настоящему, когда ставится цель реально пересчитать остатки имущества, а иногда и оценить его состояние, присвоить инвентарные номера или штрих-коды, определить принадлежность к помещениям и т.д.

Свои или варяги?

Расскажите нам какая мотивация у штатного сотрудника организации за свою зарплату идти зимой на улицу и искать под снегом трубы и их пересчитывать или у материально-ответственных лиц «искать» у себя пересорт или недостачу? Мы таких примеров знаем очень мало, поэтому в инвентаризацию «для закона» верим мало!

Жизнь полна импровизаций – новому собственнику, арбитражному управляющему, банку необходимо знать фактический перечень имущества, которое им досталось, два учредителя поссорились и делят имущество которое наработали за все время, собственник контролирует деятельность удаленных филиалов и сохранность имущества… да таких примеров можно привести много.

В таких случаях, чаще всего, прибегают к помощи сторонних специализированных организаций. Почему специализированных? Да потому что они на этом «собаку съели» и все сделают как нужно: и территорию прозонируют и имущество идентифицируют правильно и, самое главное, сделают это быстрее чем Вы!

Да за это необходимо заплатить, но цель оправдывает средства. Хотя не всегда! Мы не за какие деньги не сможем провести инвентаризацию большого производственного предприятия за одну ночь или, когда нам не дают доступа к инвентаризируемым объектам.

Как мы работаем при инвентаризации?

1. Стараемся слышать заказчика. Какие цели он ставит, сроки, результат. При необходимости корректируем его и находим общее понимание вопроса.

Пример: одному предпринимателю за долги отдали комплекс имущества и не было никаких исходных данных о количестве и стоимости имущества, поэтому нам ничего не оставалось как самостоятельно идентифицировать объекты, создать базу учета и совместно с оценочной организацией определить рыночную стоимость имущества для постановки его на бухгалтерский учет.

2. Учитываем совокупность факторов и особенностей деятельности заказчика. Подстраиваемся под них.

Пример: инвентаризацию заказало одно крупное ведомство. Задачей было провести инвентаризацию офисного имущества, произвести привязку каждого инвентаризируемого объекта к помещению, произвести оклейку стикерами с штрих-кодами и составить сличительную ведомость с данными бухучета. Задачу решали несколько недель – то одного государственного деятеля нет, то другого, то совещания у них и кабинеты закрыты или заняты. Но цель достигнута пусть и большими затратами труда.

3. Проводим идентификацию объектов, сличаем с данными учета, пересчитываем, перевешиваем, измеряем. В ряде случаев по желанию заказчика, присваиваем инвентарные номера, производим оклейку этикетками.

Пример: строительная организация имела несколько участков. И важно было провести инвентаризацию на всех площадках одновременно. Заранее были сформированы инвентаризационные ведомости и описи по материально-ответственным лицам и площадкам. Сотрудники выявили недостачи и зафиксировали их несмотря на противодействия должностных лиц организации заказчика.

4. Оформляем результаты инвентаризации по согласованному с заказчиком формату отчета.

Пример: Когда есть более или менее полные данные бухгалтерского учета задачи инвентаризаторов заключается не только в идентификации объектов, но и в сопоставлении с данными заказчика, потому как отличие между названиями «шкаф трехстворчатый» и «трехстворчатый шкаф» могут значительно осложнить жизнь бухгалтерии и материально-ответственным лицам. Но и полное отсутствие учетных данных не упрощает задачу, так как затрудняется последующая работа с базой инвентаризируемых объектов, поэтому чаще всего, формируются фототаблицы к инвентарным описям.

В статье указаны лишь отдельные, наиболее распространенные, ситуации, с которыми встречаются исполнители во время инвентаризации как основных средств, так и материальных запасов.





Отключить мобильную версию