Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости
Описание

УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)

Тема: Работа
Описание: Цель группы состоит в оказании БЕСПЛАТНЫХ услуг в виде on-line консультаций в сфере бухгалтерского учёта - ориентированно на индивидуальных предпринимателей, бухгалтеров.
Создана: 06.10.2010 15:47:18
Участников: 49
Тип группы: Это открытая группа. В неё может вступить любой желающий.
Это видимая группа. Ее наличие видно всем пользователям.
Отчеты
В блоге пока нет сообщений
Обсуждения
В форуме пока нет сообщений
Теги
Теги не найдены

Управление
Модераторы
Нет руководства

Живая лента
показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 21, 2010 1:29 pm
Право на применение УСНО
(audit-buh.com)
Организация применяет УСНО. Она планирует без внесения изменений в учредительные до-кументы и утверждения положения о филиалах (представительствах) создать несколько пунктов по приему и выдаче заказов, а также приему наличных денежных средств за оказанные услуги. В каждом пункте будет организовано от одного до нескольких рабочих мест, по месту нахождения пункта будет зарегистрирован кассовый аппарат.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не имеют права применять УСНО организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

С учетом изложенного не теряет ли организация право на применение УСНО? В силу ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособ-ленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в ее учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

При этом согласно ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке ее на учет подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Поскольку налоговое законодательство не содержит определения понятий «филиал» и «представительство» для целей налогообложения, на основании ст. 11 НК РФ в подобной ситуации институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они употребляются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Из статьи 55 ГК РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Следовательно, если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве такового в своих учредительных документах, она вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм гл. 26.2 НК РФ.

Данная позиция Минфина по этому вопросу представлена в письмах от 09.07.2010 № 03 11 06/3/99, от 02.07.2010 № 03 11 06/3/97, от 17.11.2009 № 03 11 06/2/243, от 12.11.2009 № 03 11 06/2/240.
Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (постановления ФАС ДВО от 19.02.2009 № Ф03-206/2009, ФАС СЗО от 18.11.2008 № А42-1739/2008 и от 08.08.2008 № А05-609/2008). Организация применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы». В I квартале 2010 года она передала часть принадлежащего ей недвижимого имущества в управление в паевой инвестиционный фонд (ПИФ).

Имеет ли организация право применять УСНО в 2010 году? В пункте 4 ст. 1012 гл. 53 «Доверительное управление имуществом» ГК РФ сказано, что особенности доверительного управления паевыми инвестиционными фондами устанавливаются законом. Пунктом 6 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» определено, что, помимо существенных условий договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом, предусмотренных ГК РФ и данным законом, правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом должны содержать одно из условий, предусмотренных указанным пунктом. Таким образом, на участников договоров, заключенных в соответствии с названным законом, распространяются положения гл. 53 «Доверительное управление имуществом» ГК РФ.

В силу п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В связи с изложенным положение п. 3 ст. 346.14 НК РФ распространяется в том числе на налогоплательщиков, применяющих УСНО и являющихся учредителями доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Таким образом, организация-«упрощенец» имеет право применять УСНО, будучи участником договора доверительного управления, но с одним ограничением - объект налогообложения должен быть «доходы минус расходы».

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 указанной статьи НК РФ. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором он предполагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект налогообложения меняться не может.

Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие.

Поэтому при передаче имущества в доверительное управление в закрытый паевой инвестиционный фонд в I квартале 2010 года организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, на основании положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ считается утратившей право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям, то есть с 1 января 2010 года. Об этом говорится и в письмах Минфина РФ от 23.10.2006 № 03 11 04/2/217, от 08.07.2010 № 03 11 06/2/108.




Постоянная ссылка:
http://audit-buh.com/2010/10/19/pravo...-usno.html
показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 19, 2010 3:10 pm
Нарушения порядка исчисления и выдачи пособий гражданам
(audit-buh.com)
Рассказано об ошибках, допускаемых бухгалтерами при расчете среднего заработка для выплаты пособий, при выплате пособия женщине в период выполнения ею трудовых обязанностей, женщине, принятой на работу непосредственно перед отпуском по беременности и родам, при применении районного коэффициента для определения размера пособий.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон № 165 ФЗ) страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ. Как показывает практика проверок, наибольшее количество отказов в возмещении расходов по выплате пособий связано непосредственно с расчетом суммы пособий.

Документ, который регулирует вопрос исчисления пособий, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. Им является Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Положение № 375). С 1 января 2010 года данный документ действует в редакции Постановления Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, которым внесены изменения, связанные с отменой ЕСН и переходом страхователей на уплату страховых взносов. Проверки страхователей, осуществляющих расходы за счет средств ФСС, проводимые в 2010 году, охватывают прошлые отчетные периоды (в частности, 2007 - 2009 годов). Мы отметим те нарушения, которые были выявлены по результатам проверок и явились предметом спора в арбитражных судах.
При расчете среднего заработка учтены выплаты, которые должны исключаться из расчетного периода

Действовавший до 01.01.2010 п. 4 Положения № 375 указывал, что в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Включение данных выплат в расчет среднего заработка для оплаты больничных листов в проверяемых периодах было нарушением, которое зачастую являлось предметом спора, рассматриваемого в арбитражном суде. Так, в Постановлении от 01.03.2010 № А43-24663/2009 ФАС ВВО, признавая позицию организации неправомерной, указал, что социальные выплаты в виде стоимости питания, предоставляемого всем сотрудникам организации, не отнесены к оплате труда и не подлежат включению в расчет среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в силу п. 4 Положения № 375. Аналогичное решение в части выплат по возмещению работникам затрат на отопление было вынесено в Постановлении ФАС ЗСО от 29.06.2009 № Ф04-3638/2009(9115 А27-25).

На что следует обратить внимание в 2010 году?
В соответствии с п. 2 Положения № 375 в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, применяемых у того или иного работодателя, которые включены в базу для начисления страховых взносов в ФСС (ранее - начисления ЕСН). К указанным выплатам, в частности, относятся: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Обратите внимание, что при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам следует учитывать положения ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которой определены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. Ими являются все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсаций (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или выплатой соответствующего денежного возмещения и др.

В силу ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

В статье 165 ТК РФ приведен перечень случаев, в которых работникам предоставляются гарантии и компенсации (помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.). Гарантии и компенсации сверх тех, которые прописаны в нормативных актах РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть установлены коллективным договором (возмещение расходов работников на оплату стоимости питания, проживания, проезда). В этом случае они под определение «компенсация» не подпадают.

Следовательно, возмещение расходов работников на оплату стоимости питания в столовой, проезда к месту работы в соответствии с коллективным договором признается вознаграждением, начисляемым работодателем в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в неденежной форме.

Таким образом, поскольку эти выплаты подлежат обложению страховыми взносами в 2010 году исходя из сумм выплат и тарифа страховых взносов в размере, предусмотренном п. 1 ст. 57 Федерального закона № 212-ФЗ, они должны быть включены в расчет среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Сумма пособия по временной нетрудоспособности исчислена работникам со страховым стажем менее шести месяцев исходя из среднего заработка.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255 ФЗ и п. 20 Положения № 375 застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, исчисленное пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам выплачива-ется в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ с учетом этих коэффициентов (с 01.01.2009 - 4 330 руб.)(Федеральный закон от 19.06.2000 № 82 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

К сожалению, встречаются нарушения, когда расчет пособия по больничным листам лицам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, осуществляется исходя из среднего заработка. Примером может служить спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЦО от 02.06.2010 по делу № А62-8702/2009. В нем арбитры указали, что действия организации в данной ситуации неправомерны, и поддержали ФСС.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщине в период непосредственного исполнения ею трудовых обязанностей.

Как отмечают контролеры ФСС, данное нарушение часто выявляется в ходе проверок организаций и учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 165 ФЗ целевым назначением пособия по беременности и родам является возмещение утраченного в связи с отпуском заработка. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам. Таким образом, если женщина, имея право на отпуск по беременности и родам, продолжает работать, то основания для выплаты ей пособия по беременности и родам за период, совпавший с периодом отпуска, отсутствуют. Данный вывод был сделан в Постановлении ФАС ДВО от 27.02.2010 № Ф03-778/2010.

Аналогичное решение было вынесено в Постановлении ФАС ЗСО от 25.01.2010 по делу № А45-9720/2009. В нем арбитры еще раз указали: п. 1 ст. 255 ТК РФ устанавливает, что отпуска по беременности и родам предоставляются женщинам по их заявлениям и на основании выданных в установленном порядке листов нетрудоспособности.

Следовательно, дородовой отпуск подлежит предоставлению начиная с той даты, которая указана в листке временной нетрудоспособности. Поэтому отказ со стороны ФСС организации в возмещении пособия по временной нетрудоспособности за период, в котором застрахованное лицо получило заработную плату, обоснован и правомерен.
Обращаем внимание работодателей, что положения ст. 255 ТК РФ о том, что отпуск по беременности и родам предоставляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов, касается тех случаев, когда рождение ребенка происходит ранее либо позднее даты окончания дородового отпуска.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщине, принятой на работу непосредственно перед отпуском по беременности и родам.

Заметим, что данный факт является одним из оснований для отказа в возмещении произведенных расходов. Анализируя арбитражную практику за 2010 год, приходим к выводу, что мнения арбитров на этот счет разделились. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 16.02.2010 № А78-3556/2009 установлено, что сотрудница была принята на работу перед наступлением страхового случая, не имела диплома о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности, трудовые обязанности фактически не выполняла. Оценив обстоятель-ства дела, суд пришел к выводу о преднамеренном создании налого-плательщиком такой ситуации с целью неправомерного получения средств от ФСС. Аналогичные решения были приняты в постановлениях ФАС ПО от 25.05.2010 № А12-16532/2009, ФАС ДВО от 20.04.2010 № Ф03-1785/2010, ФАС СЗО от 13.05.2010 № А56-38812/2009.

Совершенно иное мнение было выражено в Постановлении ФАС СЗО от 29.04.2010 № А26-4764/2009. В нем арбитры отметили, что работодатель не вправе отказать в приеме на работу женщине по причине ее беременности (в том числе за один день перед наступлением отпуска по беременности и родам). Установив наличие фактических трудовых отношений, наступление страхового случая и факт выплаты пособия по беременности и родам, суд пришел к выводу о недоказанности нарушения работодателем законодательства РФ при выплате сотруднице указанного пособия. Аналогичное решение было вынесено в Постановлении ФАС УО от 08.06.2010 № Ф09-4106/10 С2. Суд признал неправомерным отказ ФСС в возмещении пособия по беременности и родам, поскольку установил факт наступления страхового случая, реальность трудовых отношений, а также соблюдение всех требований, необходимых для возмещения средств из бюджета. Аналогичные выводы содержат постановления ФАС УО от 26.05.2010 № Ф09-3844/10 С2, от 14.04.2010 № Ф09-2348/10 С2, от 18.03.2010 № Ф09-1592/10 С2, от 20.01.2010 № Ф09-11065/09 С2.
Таким образом, поскольку в настоящее время по данному вопросу единого мнения не сложилось, учреждению, принявшему на работу беременную женщину, следует быть готовым отстаивать свою правоту в суде.

Размер выплаты пособия при рождении ребенка не соответствует дате наступления страхового случая.

Данное нарушение было предметом спора между организацией и ФСС, рассмотренного в Постановлении ФАС СЗО от 22.01.2009 № А13-7308/2007. Изучив все материалы дела, арбитры пришли к выводу, что ФСС обоснованно не принял к зачету расходы по выплате страхового обеспечения при рождении ребенка, исчисленные в размере, установленном на день обращения с заявлением о выплате пособия. Поскольку в силу ст. 22 Федерального закона № 165 ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, определяющим фактором для решения вопроса о применении закона, регулирующего размер пособия, является именно дата наступления страхового случая, а не дата обращения с заявлением о выплате пособия. Поэтому пособие следовало исчислять в размере, установленном на день рождения ребенка.

Заметим, что размеры пособий, связанных с материнством и детством, установлены Федеральным законом от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях, гражданам, имеющим детей». Начиная с 01.01.2008 они подлежат индексации и перерасчету на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, определяемый федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Данная норма предусмотрена ст. 4.2 Федерального закона № 81 ФЗ, введенной Федеральным законом от 01.03.2008 № 18 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг».

Так, в 2009 году единовременное пособие при рождении ребенка составляло 9 989,86 руб., с 01.01.2010 - 10 988,85 руб. (Федеральный закон от 02.12.2009 № 308 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»). Таким образом, лицу, у которого ребенок родился, например, 31.12.2009, единовременное пособие при рождении ребенка должно быть выплачено в размере 9 989,86 руб., несмотря на то что обращение за ним последовало уже в 2010 году.

При исчислении пособия по уходу за ребенком неверно применен районный коэффициент

Статьей 5 Федерального закона № 81 ФЗ предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. В Постановлении от 22.01.2009 по делу № А13-7308/2007, исследовав и оценив материалы дела, ФАС СЗО признал правомерным отказ ФСС в принятии к зачету расходов, связанных с неправильным применением районного коэффициента при исчислении пособий, выплаченных работникам организации.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что граждане, которым были выплачены спорные пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с применением районного коэффициента 1,25, состояли в трудовых отношениях с организацией, расположенной в городе Череповце Вологодской области. При этом фактически они работали и проживали по месту нахождения структурного подразделения организации, расположенного на территории, где районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих не были установлены.

Размер районного коэффициента к заработной плате, установленный для указанной категории работников, определен Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.06.1990 № 258/10-64 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены в северных и восточных районах Вологодской области» и на момент выплаты организацией спорных пособий составлял 1,15. При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в спорный период организация должна была исчислять и выплачивать пособия с применением районного коэффициента в размере 1,15.

Несколько слов в заключение

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на следующий момент. Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки (п. 85 Порядка № 1012н ). При этом под ошибкой следует понимать непреднамеренное нарушение верности данных учета и отчетности, совершенное в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета (Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).

Удержание излишне выплаченных в результате счетной ошибки сумм пособий с работника нужно осуществлять в соответствии с нормами ст. 138 ТК РФ, которой установлено ограничение размера удержаний. Общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы (в данном случае - пособия) не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% выплаты, при-читающейся работнику.




Постоянная ссылка:
http://audit-buh.com/2010/10/19/narus...detej.html
показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 13, 2010 8:35 am
Как запланировать налоговую проверку?
(audit-buh.com)
Всем известно, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, планирование которых долгое время являлось конфиденциальной процедурой налоговых органов. Но в 2007 г. государство выработало новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок - была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту - Концепция). Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это не закрытый, а открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Общедоступные критерии, на основании которых должен производиться отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок, подробно описаны в самой Концепции и всесторонне проанализированы в юридической литературе. В настоящей статье мы проанализируем причины редкого использования Концепции налоговыми органами на практике. На наш взгляд, основной проблемой, препятствующей реализации Концепции на практике является то, что она основана на принципах, не соответствующих реальному положению дел в области налогов и сборов. Итак, согласно п. 2 Концепции, основными принципами, на которых она основана, являются: - режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; - своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; - неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; - обоснованность выбора объектов проверки. Какие из перечисленных принципов реализуются на практике? Пожалуй, только один - неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. И то при условии, что мы не будем брать во внимание различные коррупционные проявления (данная тема явно выходит за рамки настоящей статьи). Реализации данного принципа способствует осуществляемый в ходе проведения выездной налоговой проверки контроль со стороны Управлений ФНС России по субъектам в отношении нижестоящих территориальных налоговых инспекций и существование «негласных» минимальных сумм начислений налогов по результатам проведения выездных налоговых проверок. Существование этих «негласных» минимальных сумм способствует не только неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, но и неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае отсутствия подобных нарушений. Важность такого принципа, как «режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков», переоценить очень трудно. Учитывая огромное количество недобросовестных налогоплательщиков, на наш взгляд, защита добросовестных налогоплательщиков и введение для них режима наибольшего благоприятствования должно стать чуть ли не главной задачей государства в области налогов и сборов. Однако на практике происходит с точностью да наоборот. Кого можно считать добросовестным налогоплательщиком? В первую очередь того налогоплательщика, деятельность которого уже проверили (в отношении налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка) и не выявили каких-либо налоговых правонарушений. При этом с большой степенью вероятности можно утверждать, что даже при отсутствии соответствующих критериев, позволяющих полагать совершение налогоплательщиком налоговых правонарушений, данный налогоплательщик будет обязательно включен в план выездных налоговых проверок через два-три года. Принцип своевременности реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений также реализуется далеко не всегда. Особенно ярко это видно в ходе проведения камеральных налоговых проверок. Предположим, инспекция располагает информацией на основе представленной налоговой декларации  о совершении налогоплательщиком правонарушения в конкретном налоговом периоде. Вовсе не факт, что по результатам проведения камеральной проверки такой декларации будет вынесено соответствующее решение. Вполне возможно, что инспекция подождет некоторое время (может быть и три года), а затем выйдет на выездную налоговую проверку, что даст колоссальные начисления с большим количеством доказательств. И наконец, самый «желанный» принцип для любого добросовестного налогоплательщика - «обоснованность выбора объектов проверки». Всем известно, сколько у нас в стране фирм-однодневок (анонимных, номинальных организаций, «прокладок» и т.п.). В отношении данных фирм у налоговых органов имеется масса информации, свидетельствующей о совершении ими налоговых правонарушений. Эта информация предоставляется как другими налоговыми органами, правоохранительными органами, так и получается самостоятельно в ходе осуществления практической деятельности. В ходе судебных заседаний представители налогоплательщиков очень часто спрашивают и суд и налоговый орган о том, почему налоговый орган предъявляет претензии, основанные на недобросовестности контрагентов налогоплательщика, именно к налогоплательщику, а не к самим контрагентам, в отношении которых имеется масса материалов, подтверждающих совершение ими налоговых правонарушений? Ответ очень прост. Это, в первую очередь, не выгодно налоговому органу. Дело в том, что показателем эффективности деятельности налогового органа является не только объем доначисленных по результатам налоговых проверок налогов, но и объем взысканных налогов. Понятно, что с фирмы-однодневки ничего взыскать не получится, поскольку она зарегистрирована на подставных лиц, не имеет какого-либо имущества и тем более денежных средств на расчетных счетах. Соответственно, возникает недоимка, за результаты борьбы с которой налоговая инспекция ежегодно отчитывается в вышестоящий налоговый орган. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что из всех принципов, на которых основана Концепция, реально работает только один - неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. Да и то, данный принцип не имеет никакого отношения к формированию плана выездных налоговых проверок. Если не работают основополагающие принципы, то не стоит удивляться тому, что не работает Концепция «в целом». Налоговым органам по-прежнему проще получить информацию от внешних (информация, предоставляемая правоохранительными и иными органами) и внутренних (информация, содержащаяся в информационных базах данных) источников, а не заниматься трудоемким анализом показателей деятельности налогоплательщиков на основе общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков.




Постоянная ссылка:
http://audit-buh.com/2010/10/12/plani...ocess.html
показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 11, 2010 7:52 pm
Без комиссий и «уточненок», даже если есть убыток
(audit-buh.com)
Налоговики по-прежнему считают, что компании, которые показывают в отчетности убыток, умышленно занижают налогооблагаемую базу. Таких налогоплательщиков инспекторы вызывают на убыточные комиссии и активно агитируют к подаче уточненных деклараций с прибылью. Как избежать комиссий и подачи «уточненок», даже если ко времени подготовки декларации в компании ожидается убыток? Однажды мне уже пришлось подавать «уточненку», исправив небольшой убыток на маленькую прибыль. Делать это пришлось после другого бухгалтера, которая по незнанию или недосмотру учла много сомнительных расходов. Мне это сыграло на руку. В итоге инспекторам такая прибыль понравилась больше убытка. Но в другой раз мне уже совсем не хотелось подавать «уточненку» и ходить на убыточные комиссии. И для себя я выделила несколько способов, которые помогли мне этого избежать. СПОСОБ № 1.  Найти хотя бы небольшой доход . Если убыток обозначился небольшой, для экспресс-увеличения дохода можно продать какой-то товар. К примеру, дружественному контрагенту или физлицу. Платеж в этом случае лучше оформить с отсрочкой. Если выручка определяется по методу начисления, сумма по договору сразу отправляется в доход. Ничто не запрещает компании расторгнуть договор в следующем периоде. Например, по инициативе покупателя. Кроме этого никогда не помешает проверить документы, подтверждающие доходы. Вдруг что-то потерялось. На основании пункта 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» компания сможет отразить в учете дополнительную выручку, отыскав потерявшиеся документы. СПОСОБ № 2.  Исключить спорные расходы . Есть вариант не учитывать так называемые спорные расходы. Наверняка найдутся затраты, которые могут не понравиться инспекторам. Такие расходы можно учитывать только в бухгалтерском учете, а для целей налогообложения не принимать. К примеру, по мнению многих налоговых инспекторов, расходы на поиск сотрудников через кадровые агентства, если у компании есть своя служба персонала, сомнительны. Не доверяют инспекторы и маркетинговым расходам. СПОСОБ № 3. Отнести расходы на счет 97 . Некоторые расходы, которые касаются длительного периода времени, можно отнести на счет 97 «Расходы будущих периодов». Я так учитывала расходы на создание сайта. Такие затраты не учитываются в себестоимости до тех пор, пока компания не станет получать доход. Это позволяет списывать их равномерно в течение нескольких налоговых периодов. В итоге сумма расходов за текущий период уменьшается. Но при этом важно не упускать из виду то, что постепенно списываются только прямые расходы. С косвенными расходами по пункту 2 статьи 318 НК РФ так поступать нельзя. СПОСОБ № 4. Подготовить грамотные объяснения или жалобу в УФНС . Если нет желания подгонять показатели, можно подготовить вразумительные и подробные объяснения для убыточной комиссии. К примеру, банк поднял кредитную ставку, а покупатели стали задерживать оплату или вовсе отказались сотрудничать. Во время выступления в инспекции лучше подробно описать меры, которые призваны уменьшить убыток в ближайшем будущем. Если по итогам комиссии налоговики все-таки настаивают на «уточненке», остается обращение в УФНС.

показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 8, 2010 11:15 am
оптимизация НДС
(audit-buh.com)
Скажу сразу: оптимизировать НДС законными средствами практически невозможно. К сожалению, это так, и с этим фактом нужно смириться. Есть, конечно, и исключения из правила - отдельные ситуации, в которых легальная оптимизация НДС возможна. Но в большинстве случаев оптимизировать НДС нельзя. Его можно только воровать у государства. Очень важно понимать это, чтобы не попадаться на уловки некоторых "оптимизаторов". Думаю, вам не раз приходилось встречаться с предложениями "легальных" схем, позволяющих любой компании уменьшить НДС чуть ли не до нуля. Не верьте. Такая оптимизация невозможна. Вам просто предлагают "серую" или "черную" схему, применение которой в конечном счете ни к чему хорошему не приведет. Сейчас мы рассмотрим несколько наиболее популярных вариантов такой псевдооптимизации НДС, и вы поймете, что на самом деле по степени законности они мало чем отличаются от обычных "черных" схем с однодневками. Начнем с того, что встречается чаще всего, - компания, по сути, не избавляется от однодневок, но прекращает работать с ними напрямую. Для этого создаются так называемые фирмы-прокладки, или "белые" буферные фирмы, и там, где раньше была одна однодневка, теперь появляется блок из нескольких компаний. Многие ограничиваются одной или двумя буферными компаниями, иногда встречаются, наоборот, более длинные цепочки. Но, чтобы такая схема обеспечивала более-менее приемлемый уровень безопасности, их должно быть не меньше трех. Дело в том, что сейчас налоговые органы проверяют на добросовестность не только поставщиков компаний, но и поставщиков их поставщиков. Однако дальше поставщиков третьего уровня доходят все-таки довольно редко, если, конечно, проверка не "заказная" или не проверяется "экспортный" НДС. При этом желательно, чтобы если не первая, то хотя бы одна из последующих буферных компаний продавала собственные товары, а не действовала как агент или комиссионер, проводящий обороты "за балансом". Иначе налоговики постараются дойти до продавца товаров, который отразил реализацию за свой счет, и в итоге выйдут на однодневку. Что представляет собой буферная фирма? Это организация, внешне ничем не отличающаяся от нормальной, законопослушной, "белой и пушистой" компании, реально занимающейся тем или иным бизнесом. Буферная фирма представляет достоверную отчетность  и платит налоги, причем не в символическом, а в более или менее соответствующем масштабам ее деятельности размере, например 0,2-0,5 процента от оборота. Ее директор - "респектабельный", действительно существующий человек, который знает, какую должность он занимает, и при необходимости готов подтвердить факты взаимоотношений его компании с вашей, дать показания налоговикам, милиции или в суде. У буферной фирмы есть необходимые для ее деятельности помещения: офисные, складские, производственные, есть почтовый адрес и контактный телефон. Есть сайт в Интернете, где говорится, что она действительно занимается, например, торговлей теми товарами, которые вы у нее приобретаете. Она отвечает на запросы налоговых органов, проходит все виды проверок. Она существует уже не первый год и вообще "живет долго", до 7-11 лет, а в конце "жизненного пути" официально ликвидируется. Словом, эта компания не соответствует ни одному из признаков однодневок, которые мы разбирали в начале семинара. При этом все буферные фирмы, задействованные в схеме, для вас являются абсолютно внешними структурами. То есть нет никаких признаков прямой или косвенной аффилированности этих организаций с вашей компанией, ее собственниками, топ-менеджментом и другими сотрудниками. Если все эти условия выполняются, вероятность того, что у налоговых органов не будет никаких претензий по поводу работы вашей компании с буферной фирмой, достаточно велика. Это значит, что, если вы, например, приобретаете у нее товары или услуги, вы сможете их стоимость учесть в расходах, а НДС по ним принять к вычету.
Тем не менее признать такие схемы "белыми" ни в коем случае нельзя, поскольку экономия на налогах здесь достигается за счет того, что на каком-то этапе схемы появляется однодневка, на которую и приходится бОльшая часть налоговой нагрузки. Хотя и в чистом виде "черными" эти схемы тоже не являются, поскольку непосредственного контакта основной "белой" компании с однодневкой не происходит. Применять такие схемы, конечно же, не рекомендуется. Однако практика показывает, что очень многие компании сейчас предпочитают работать именно так. Считается, что применение буферных структур - оптимальный вариант налоговой "оптимизации", обеспечивающий достаточный уровень эффективности и безопасности и при этом не требующий серьезных затрат. На самом деле это далеко не так.
Начнем с того, что такая схема достаточно дорога. Поскольку каждая из буферных компаний должна быть похожа на "белую" компанию, на их содержание требуется немало денег. Кроме того, как я уже сказал, все они должны платить налоги, причем в таких суммах, чтобы это было похоже на правду. В результате эффективность схемы заметно снижается. Конечно, она все равно остается на более высоком уровне по сравнению с эффективностью легальных схем, но разрыв между ними заметно сокращается. А если выгода невелика, то не лучше ли оставаться в рамках закона?
Что касается безопасности, то и здесь не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нужно учитывать, что, как правило, компания не создает буферные структуры самостоятельно, а пользуется услугами профессиональных "оптимизаторов", которые предлагают ей готовые "белые" фирмы. Но проблема в том, что на самом деле эти фирмы могут мало чем отличаться от обычных "помоек". Причем проверить их добросовестность и надежность зачастую бывает очень сложно. Мы уже говорили о том, как отличить однодневку по внешним признакам. Можно, например, познакомиться с директором, чтобы убедиться, что это реально существующий и вполне адекватный человек. Можно съездить в гости, чтобы своими глазами увидеть, что у компании есть офис. Можно направить письмо на ее почтовый адрес с просьбой предоставить какую-либо информацию, чтобы узнать, будет ли эта организация отвечать на запросы налоговой инспекции. Можно даже попросить платежки на уплату налогов. Но выяснить, сдает ли компания именно достоверную отчетность, практически невозможно. Даже если мы сможем ознакомиться с данными ее налоговых деклараций и увидим, что компания действительно показывает серьезные обороты, это еще не значит, что сведения о работе именно с нашей компанией нашли отражение в ее учете и отчетности. Еще сложнее обстоит дело со сроком жизни буферной компании. Ведь нам нужно, чтобы она не только не исчезла в процессе работы с ней, но и продолжала существовать еще как минимум 4 года после того, как мы перестанем с ней работать. А никакой гарантии, что все будет именно так, у нас нет. И мне нередко приходится слышать о том, что люди какое-то время работали через буферные компании и платили за это серьезные деньги. А потом, когда началась налоговая проверка и инспекторы стали отправлять запросы в эту компанию, никаких ответов от нее не пришло. И предъявлять претензии некому. Ведь тех "оптимизаторов", которые предложили использовать схему с этой буферной фирмой, теперь, конечно, уже не найти. А самое главное - даже если вся схема построена идеально, все буферные компании качественные и не связаны ни между собой, ни с вашей компанией, все равно нельзя быть уверенным в том, что у налоговиков не будет к вам никаких претензий. Если инспекторы окажутся достаточно настойчивыми, они смогут проследить весь путь движения товаров и в конце концов выйдут на однодневку. И тогда отвечать за ее действия придется именно вам, поскольку ни с самой однодневки, ни с буферных фирм просто нечего взять. Таким образом, буферные фирмы в какой-то степени способны защитить ваш бизнес от налоговых претензий, связанных с использованием однодневок, но полной безопасности не гарантируют. Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2010, № 08




Постоянная ссылка:
http://audit-buh.com/2010/10/07/o-buf...i-nds.html
показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 6, 2010 7:56 pm
Как правильно жаловаться на налоговую
Когда речь заходит о правилах обжалования действий и решений налоговых органов (а именно так официально называется данная процедура) нужно различать две сферы обжалования. В первую попадают не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, отказ в возврате излишне уплаченного налога  и т.п.). Вторую группу составят решения, изданные по итогам проверки. Это может быть как решение о штрафе, так и о взыскании сумм налогов, пеней без привлечения к ответственности.
Теперь поговорим о каждой из сфер в отдельности.Если проверки не былоЕсли налоговый инспектор «обидел» бухгалтера вне рамок налоговой проверки (например, потребовал документы, требовать которые не имеет права или не ответил на заявление организации о зачете), то добиться справедливости можно двумя равнозначными путями.Во-первых, можно подать мотивированную жалобу вышестоящему начальству. Причем жаловаться можно непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС — выбор остается за бухгалтером (ст. 138 НК РФ). Более того, законодательство не запрещает направить сразу несколько жалоб: например, непосредственному руководителю и в УФНС. Или в УФНС и ФНС.В жалобе нужно четко и конкретно изложить факты. То есть указать на действия (бездействие), которые допустил инспектор; нормы Налогового кодекса или других актов, которые при этом были нарушены; последствия, к которым привело данное нарушение. Затем нужно привести свое требование — отменить решение инспекции, применить меры дисциплинарного воздействия и т.п. К жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих правоту организации, а если обжалуется официальный документ, выпущенный инспекцией (например, требование), то обязательно нужно приложить и копию этого документа.Жалобу подписывает руководитель или уполномоченное им лицо (в этом случае нужно приложить копию доверенности, если у инспекции ее еще нет, либо указать на то, что доверенность у инспекции имеется). Наконец, нужно составить два экземпляра описи документов, входящих в «жалобный» пакет.Теперь жалобу можно либо принести лично и сдать в экспедицию, получив штампик о приеме на втором экземпляре описи, либо направить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.Во-вторых, можно жаловаться сразу в суд. Этот путь предпочтителен в тех случаях, когда действия (бездействие) или решения инспекции затрагивают финансовые интересы организации. Например, выставлено инкассо на счет, или отказано в зачете/возврате налога. В этих ситуациях, как показывает практика, надеяться на восстановление справедливости вышестоящим начальством не стоит. Подача такой жалобы лишь затянет процесс.Опять же, как показывает практика, подготовку заявления в суд лучше доверить юристу, поскольку ошибки, допущенные при этом могут либо затянуть процесс (если суд вернет заявление или оставит его без движения), либо стать причиной проигрыша дела. Поэтому организации, где нет своих специалистов-«арбитражников», лучше не скупиться и потратиться хотя бы на одну консультацию у адвокатов. Заметим, что этим траты не ограничатся — обращение в суд, в отличие от обжалования в вышестоящий орган, облагается государственной пошлиной.Обжалование результатов проверкиТеперь поговорим о том, как обжаловать результаты проверки. Тут у бухгалтера гораздо меньше вариантов поведения. Первое, что нужно учитывать — обратиться в суд можно только после того, как была направлена жалоба вышестоящему руководству. Это правило действует с 2009 года, благодаря поправкам, внесенным в ст. 101.2 НК РФ.При этом жаловаться вышестоящему руководству можно по-разному. Налоговый кодекс позволяет направить жалобу как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. Давайте посмотрим, в чем разница между этими процедурами и какая из них выгоднее.Апелляционная жалоба, как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы весьма короткий — всего 10 рабочих дней с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). Но положительной стороной такого «ускорения» является то, что решение не вступит в силу вплоть до его утверждения вышестоящим органом. А на это НК РФ отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК РФ). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.Дело в том, что обжалование решения, не вступившего в силу, НК РФ признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Что касается процедуры подачи жалобы, то она передается через инспекцию, вынесшую решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), поэтому направлять пакет документов непосредственно в УФНС не нужно.Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.Таким образом, выходит, что, если держать в уме возможность дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в суде, то подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно не позже, чем через месяц после вступления его в силу. Дело в том, что НК РФ отводит инспекторам на рассмотрение жалобы один месяц, но, если речь идет о жалобе на вступившее в силу решение, то этот срок может быть увеличен на 15 рабочих дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов (п. 3 ст. 140 НК РФ). Вот и выходит, что у инспекции есть почти два месяца для законной проверки доводов, изложенных в жалобе, а отведенный Налоговым кодексом налогоплательщику на составление жалобы год сжимается до одного месяца. Так что затягивать с обжалованием решения, уже вступившего в силу, тоже не стоит. Обратите внимание, что в этом случае жалобу надо направлять непосредственно в УФНС, а не в инспекцию, принявшую решение.

Постоянная ссылка:
http://audit-buh.com/2010/03/05/kak-p...ovuyu.html
показать полностью
audit-buh.com Частный-Бухгалтер -> УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА БЕСПЛАТНО (on-line консультации)
октября 6, 2010 4:04 pm
Предоставляем гарантию на проданную продукцию...
Бухгалтер on-line.
Проводя гарантийный ремонт, организация не включает в базу по НДС суммы возмещения его стоимости и использованных запчастей (письмо Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-07/53). Поэтому заказчик принять к вычету «входной» НДС со стоимости гарантийного обслуживания и запчастей не вправе. Гражданское законодательство По общему правилу продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ).

Обязанности продавца при продаже товаров ненадлежащего качества предусмотрены в статьях 470, 471, 474-477 Гражданского кодекса РФ и Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).

Согласно пункту 6 статьи 5 Закона № 2300-1, изготовитель вправе устанавливать на продукцию гарантийный срок. Это период, в течение которого в случае обнаружения недостатка в продукции изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя: о бесплатном ремонте товара, его замене, возврате денег за бракованный товар, об уменьшении цены покупки. Но только если виновником в том, что товар испорчен, не являются ни покупатель, ни третьи лица, ни форс-мажор (п. 2 ст. 476 Гражданского кодекса РФ).

Гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором. Причем действие гарантии распространяется в том числе и на комплектующие изделия, составные части основного товара.

Итак, один из способов выполнения обязательств о качестве товара в рамках договора купли-продажи - гарантийный ремонт. Причем проводить его предприятие может как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, возмещая им стоимость услуг. Бухгалтерский учет
Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, для равномерного учета затрат предприятие может создавать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. То есть нормы данного нормативного акта предоставляют право предприятиям на самостоятельное принятие решения создавать или не создавать такой резерв.
› |

Однако пунктом 3 ПБУ 8/01 (Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности») определен такой момент.

Условным фактом хозяйственной деятельности является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем есть неопределенность (возникнет ли он и каковы будут его последствия). К условным фактам относятся, в частности, выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданной ею в отчетном периоде продукции. Они приводят к возникновению условных обязательств.

В пункте 8 ПБУ 8/01 сказано о необходимости создания резерва, если:

- существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;

- величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.

Принимая во внимание данные нормы, скорее всего в рассматриваемом случае создание резерва будет для организации не правом, а обязанностью. Вместе с тем необходимо учитывать и нормы пунк- та 13 ПБУ 8/01. Там определено, что при невыполнении хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 8 ПБУ 8/01, резерв в связи с условными обязательствами не создается.

Итак, если предприятие формирует резерв, следует помнить, что его размер оно определяет самостоятельно (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Суммы, зарезервированные на гарантийный ремонт, ежемесячно учитывают на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» (субсчет «Резерв на гарантийный ремонт») в размере 1/12 планируемых годовых расходов на ремонт.

При использовании резерва в учете организации отражают сумму расходов, связанных с выполнением признанных обязательств, или кредиторскую задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва (п. 11 ПБУ 8/01).

Бухгалтер должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44)КРЕДИТ 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
- произведены отчисления в резерв на гарантийный ремонт;

ДЕБЕТ 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»КРЕДИТ 10 (70, 69, 60, 76)
- списаны расходы на проведение гарантийного ремонта;

ДЕБЕТ 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт и обслуживание»КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- списан неиспользованный остаток резерва по гарантийному ремонту (в том числе в случае прекращения предоставления гарантии на продаваемую продукцию в день прекращения действия договора, предусматривающего гарантийный ремонт).В конце отчетного года проводят инвентаризацию резерва. В случае недостаточности зарезервированных сумм неперекрытые резервом расходы отражаются в учете организации в общем порядке. То есть бухгалтер должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44) КРЕДИТ 96
- доначислен резерв.В случае если зарезервированных средств оказалось больше, чем потребовалось, неиспользованная сумма признается прочим доходом организации:

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91
- включена в доходы неиспользованная сумма резерва.Однако в случае, если организация продолжит создавать «гарантийный» резерв в следующем году, предельный размер вновь создаваемого резерва корректируется с учетом данных уже истекшего года.

При проведении гарантийного ремонта собственными силами принятые в ремонт изделия учитывают на забалансовом счете 002.

Отметим и такой момент. Унифицированных документов по учету резервов не предусмотрено. По мнению автора, можно использовать:

- договоры купли-продажи продукции, где предусмотрен гарантийный ремонт;

- соглашение о сервисном обслуживании;

- акты выполненных работ, наряд-заказы на выполнение работ;


- справки с расчетом сумм резерва.
› |

Порядок налогообложения сумм Рассмотрим особенности налогового учета гарантийных обязательств.

Налог на прибыль В налоговом учете решение о создании «гарантийного» резерва предприятие принимает самостоятельно.

В том случае, если организация решила создать резерв, следует в учетной политике прописать предельный размер отчислений (определяется в соответствии со ст. 267 Налогового кодекса РФ).

Резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым согласно с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

Формирование резерва по каждому виду изделий Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Соответственно, создают один общий резерв (письма Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-06/1/587, от 19 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/119).

Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации продукции (если резерв не создается, расходы отражают на дату их осуществления). Предельный размер резерва рассчитывается так:

Р = ФРГз : Вз × Во,

где Р - предельный размер резерва; ФРГз - расходы налогоплательщика на гарантийный ремонт за предыдущие три года; Вз - выручка от реализации продукции, по которой предоставлялась гарантия, за предыдущие три года; Во - выручка от реализации товаров с гарантийным сроком за отчетный (налоговый) период.

Выручка от реализации товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию, берется без НДС.

В статье 267 Налогового кодекса РФ сказано: «Если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации».

А в ситуации, когда предприятие ранее вовсе не продавало товары с гарантией, как правило, резерв создают в размере ожидаемых расходов (но не более). Для его определения можно воспользоваться плановыми расчетами с учетом срока гарантии, а по истечении налогового периода скорректировать предельный размер резерва, используя уже фактический (истекший) период времени, в котором продукция продавалась (п. 4 ст. 267 Налогового кодекса РФ).

Суммы, потраченные на гарантийный ремонт, списывают за счет созданного резерва.

В конце налогового периода предприятие должно решить, будет оно далее создавать резерв или нет. В последнем случае по окончании налогового периода в ситуации, когда фактические затраты превысили «зарезервированные», в прочих расходах учитывается вся сумма превышения. Если за истекший год использован не весь «гарантийный» резерв, его остаток можно перенести на следующий налоговый период.

Налог на добавленную стоимость Гарантийные услуги (включая стоимость запчастей и деталей) не облагаются НДС, когда:

- ремонт и техническое обслуживание проводятся в период гарантийного срока эксплуатации товаров;

- за оказание данной услуги дополнительная плата с покупателя не взимается (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Организации, которые непосредственно проводят гарантийное обслуживание, освобождены от налогообложения в рамках только тех сумм, которые получены в качестве возмещения стоимости гарантийного ремонта и использованных запасных частей (письма Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-07/53 и от 29 мая 2008 г. № 03-07-11/210). Соответственно, предприятие-заказчик не может принять к вычету «входной» НДС со стоимости гарантийного обслуживания, а также со стоимости запчастей, необходимых для ремонта. А вот на сумму налога, уплаченного со стоимости вознаграждения, уменьшить налоговую базу по НДС разрешено. Но только если сумма вознаграждения указана отдельно в договоре. Поскольку передача запчастей для ремонта в сервисную мастерскую не облагается НДС, «входной» налог будет увеличивать стоимость деталей (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Если ранее он был принят к вычету, сумму следует восстановить и уплатить в бюджет (п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, поскольку компания при проведении гарантийного ремонта ведет как облагаемую, так и не облагаемую НДС деятельность, следует организовать раздельный учет (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ), если доля расходов на необлагаемые операции за налоговый период превысила 5 процентов величины совокупных расходов на производство.

Важно запомнить

Как правило, по гарантийным обязательствам создают резерв. Его размер организация устанавливает самостоятельно. Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №10, октябрь 2010 г.




Постоянная ссылка:
http://audit-buh.com/2010/10/06/predo...kciyu.html
Теги:




Отключить мобильную версию