В соответствии с п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Причем, такие заявления по самым надуманным основаниям направлены в большинстве случаев исключительно на затягивание судебного разбирательства и вынесения судом итогового решения. Более того, поскольку суды в большей части оставляют такие заявления без удовлетворения, то в целях дальнейшего затягивания судебного разбирательства ответчики подают апелляционные жалобы в вышестоящие суды на решения нижестоящих судов в части взыскания неустойки.
В целях борьбы с такими заявлениями и апелляционными жалобами ниже будут приведены наиболее часто встречающиеся аргументы ответчиков и возможные контраргументы, которые суды успешно принимают от поставщиков (истцов):
Аргумент №1 ответчика
Отсутствие денежных средств вследствие различных обстоятельств (в частности, неисполнение третьими лицами договорных обязательств по оплате товаров, работ, услуг, большая задолженность ответчика перед контрагентами, выполнение ответчиком обязательств по погашению кредитов).
Возражения истца на аргумент №1 ответчика
Обратить внимание суда, что к обстоятельствам, не освобождающим должника от исполнения обязательств относятся, в частности:
- неисполнение контрагентами должника своих обязательств перед должником, отсутствие у должника денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
- наличие задолженности перед другими кредиторами, наложение ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствие бюджетного финансирования, добровольное погашение долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнение ответчиком социально значимых функций, наличие у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Аргумент №2 ответчика
Размер пени за просрочку оплаты чрезвычайно завышен и значительно превышает банковские проценты, ключевую ставку.
Возражения истца на аргумент №2 ответчика
1) В ст. 421 ГК РФ регламентирован принцип свободы договора. В п. 1 ст. 421 ГК РФ указано о свободе юридических лиц в заключении договора. В п. 4 ст. 421 ГК РФ говорится об определении условий договора по усмотрению сторон. В п. 2 ст. 1 ГК РФ регламентировано, что юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении его условий.
Исходя из приведенных норм ГК РФ, при согласовании и подписании договора ответчик действовал без какого-либо влияния и принуждения, на основе своего свободного волеизъявления. Никто не принуждал ответчика к заключению договора с содержащимися в нем условиями, включая условие о размере неустойки за просрочку оплаты товара. В течение согласования и подписания договора ответчик не заявил каких-либо возражений по размеру неустойки. Следовательно, подписывая договор, ответчик выразил свое согласие с размером неустойки.
2) В п. 2 ст. 333 ГК РФ установлено, что уменьшение пени допускается в исключительных случаях при наличии доказательств, что взыскание пени приведет к получению кредитором необоснованной выгоды. В Определении Верховного Суда РФ от 24.02.2015 №5-КГ14-131 соразмерность суммы пени последствиям нарушения обязательства определена как выплата кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. С учетом того, что сумма задолженности большая, просрочка оплаты имеет длительный период, в течение которого ответчик или вообще не платил или платил небольшими суммами, у ответчика отсутствовало стремление погасить задолженность, размер взыскиваемой неустойки является соразмерным последствиям нарушения обязательства по просрочке оплаты.
Аргумент №3 ответчика
Требование истца о взыскании пени в заявленном размере является злоупотреблением правом.
Возражение истца на аргумент №3 ответчика
Истец реализует свое законное право на взыскание пени в силу ст. 330 ГК РФ. Как раз наоборот, требование ответчика об уменьшении размера пени на основании ст. 333 ГК РФ является умышленным затягиванием судебного дела и вынесения судом решения.
В п. 3 ст. 1 ГК РФ закреплен принцип добросовестности при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается недобросовестное осуществление гражданских прав.
В ч. 2 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту — АПК РФ) также регламентирован принцип добросовестности при осущестлении процессуальных прав.
Истец не претендовал на то, чтобы ответчик погасил задолженность единовременным платежом или платежами за короткий промежуток времени. Ответчик мог погашать задолженность хотя бы небольшими платежами по мере появления денежных средств, но не делал этого. Если бы истец не предъявил иск, то ответчик вообще бы ничего не заплатил, видимо, выжидая истечения срока исковой давности. Только предъявление иска вынудило ответчика хоть как-то активизироваться.
Предъявление ходатайства (если речь идет об апелляционной жалобе, значит, подача жалобы) о снижении размера пени по надуманным основаниям является злоупотреблением как материальными, так и процессуальными правами. В связи с этим, истец просит арбитражный суд при рассмотрении ходатайства ответчика учесть норму п. 2 ст. 10 ГК РФ, согласно которой при злоупотреблении правами суд может отказать полностью или частично в защите принадлежащего лицу права, а также норму ч. 5 ст. 159 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд имеет право в отказе в удовлетворении ходатайства при его несвоевременной подаче и его явном свидетельствании о здоупотреблении правами.
Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.