В ООО одно и то же физлицо является одновременно генеральным директором и главным бухгалтером. ООО использует в отношении своих сотрудников доверенность на получение товарно-материальных ценностей по форме М-2, в которой нужны подписи генерального директора и главного бухгалтера. Правомерно ли проставление одной подписи от генерального директора в случае, когда одно и то же лицо является одновременно главным бухгалтером?
С 01.01.2013, в связи с вступлением в действие Федерального закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отменено, по общему правилу, применение установленных унифицированных форм первичных документов, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами. В то же время отсутствует нормативный запрет на применение форм первичных документов в первоначальном или измененном виде. Если форма того или иного первичного документа применяется в первоначальном виде, то это значит, что соответствующий хозяйствующий субъект добровольно принял такое решение и обязал сам себя соблюдать все правила применения такой формы документа, включая правила оформления. Изложенные правила применяются и к использованию доверенности по форме М-2.
Форма доверенности М-2 и порядок ее применения утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 №71а. Форма М-2 содержит в себе подписи двух должностных лиц – генерального директора и главного бухгалтера и не подразумевает применение одной подписи генерального директора, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект применяет форму М-2 в измененном виде, то есть без второй подписи главного бухгалтера. При этом не установлены исключения в виде проставления одной подписи генерального директора без второй подписи главного бухгалтера на случай, когда одно и то же лицо занимает должности генерального директора и главного бухгалтера.
Необходимость применения формы М-2 с двумя подписями косвенно подтверждается также по своему смыслу общими нормами п. 2 ст. 9 Закона №402-ФЗ, ст. 252 Налогового кодекса РФ, раздела 4 Национального стандарта РФ «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (ГОСТ Р 7.0.97-2016), утвержденного Приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2004-ст, которыми предусматриваются подписи должностных лиц как обязательный реквизит любого документа.
Исходя из вышеизложенного, при применении доверенности по форме М-2 физлицо, занимающее должности генерального директора и главного бухгалтера, должно ставить две подписи – от генерального директора и главного бухгалтера. Неправомерным является проставление таким физлицом одной подписи только от генерального директора без второй подписи главного бухгалтера.
Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.