Всегда ли нужно платить проценты, если нарушены сроки оплаты по договору? Разбираемся на примере практической ситуации.

Между ООО (поставщиком) и АО (покупателем) планируется заключение договора поставки оборудования. В договоре не предусмотрено никаких пеней и штрафов за нарушение срока оплаты оборудования. Покупатель настаивает на включении в договор отдельного положения о том, что за просрочку оплаты оборудования он не уплачивает проценты по ст. 395 Гражданского кодекса РФ.

Правомерно ли такое положение договора поставки?

В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Из приведенной нормы ГК РФ следует, что проценты выплачиваются вне зависимости от того, предусмотрено ли или нет в договоре их начисление и уплата. Договором может быть установлен иной размер процентов.

Согласно п. 4 ст. 401 ГК РФ заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Проценты, предусмотренные в п. 1 ст. 395 ГК РФ, являются мерой ответственности за нарушение, в том числе, договорных обязательств по оплате. Поэтому положение договора о том, что при нарушении обязательства по оплате оборудования покупатель не уплачивает проценты, предусмотренные в п. 1 ст. 395 ГК РФ, противоречит норме п. 4 ст. 401 ГК РФ и является ничтожным.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Таким образом, договор поставки оборудования в целом остается действительным.

Обоснованность такого подхода подтверждается судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2020 №306-ЭС20-2351).

Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.