За исключением отдельных положений, в целом 01.07.2021 вступит в действие Федеральный закон РФ от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №248-ФЗ). Кратко остановимся на некоторых аспектах грядущих изменений.

Основая цель изменений

Основная цель обширных изменений — это обеспечение большего объема гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с различными органами власти и уменьшение количества проверок.

Сферы контроля, на которые не распространяются изменения

Положения Закона №248-ФЗ не применяются к нескольким десяткам видов контроля и надзора. В частности, к таким видам относятся, в частности, экспортный контроль, государственный портовый контроль, надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, налоговый контроль, валютный контроль, таможенный контроль, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Положения Закона №248-ФЗ устанавливают преимущество профилактических мероприятий над контрольными мероприятиями.

К профилактическим мероприятиям относятся следующие мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся следующие мероприятия: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Оформление документов контролирующими органами

Документы составляются в электронной форме и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью. До 31.12.2023 контролирующие органы вправе направлять сведения и документы на бумажном носителе.

Перечень грубых нарушений, влекущих недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия

Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:

  • отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

  • отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;

  • нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;

  • нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;

  • проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

  • принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

  • привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено Законом №248-ФЗ;

  • нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

  • совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Законом №248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

  • непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена Законом №248-ФЗ;

  • проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Ответы на другие интересующие вопросы можно найти в Законе №248-ФЗ, ознакомившись с его соответствующими нормами.

Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.