Основая цель изменений
Основная цель обширных изменений — это обеспечение большего объема гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с различными органами власти и уменьшение количества проверок.
Сферы контроля, на которые не распространяются изменения
Положения Закона №248-ФЗ не применяются к нескольким десяткам видов контроля и надзора. В частности, к таким видам относятся, в частности, экспортный контроль, государственный портовый контроль, надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, налоговый контроль, валютный контроль, таможенный контроль, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия
Положения Закона №248-ФЗ устанавливают преимущество профилактических мероприятий над контрольными мероприятиями.
К профилактическим мероприятиям относятся следующие мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.
К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся следующие мероприятия: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Оформление документов контролирующими органами
Документы составляются в электронной форме и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью. До 31.12.2023 контролирующие органы вправе направлять сведения и документы на бумажном носителе.
Перечень грубых нарушений, влекущих недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия
Грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является:
-
отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
-
отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
-
нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
-
нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
-
проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
-
принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
-
привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено Законом №248-ФЗ;
-
нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
-
совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Законом №248-ФЗ для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
-
непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена Законом №248-ФЗ;
-
проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Ответы на другие интересующие вопросы можно найти в Законе №248-ФЗ, ознакомившись с его соответствующими нормами.
Автор: А.А. Рудаков - юрисконсульт компании М-СТАЙЛ.