Понятие национализации
Сперва обратимся к термину «национализация». В соответствии со ст. 235 ГК РФ, национализация — это передача в государственную собственность земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или какого-либо другого имущества, принадлежащего частным лицам и ставшего нерентабельным из-за кризиса или ЧС. То есть это смена статуса частной собственности, которой владеют физлица и юрлица, на статус государственной - с выплатой компенсаций или без нее.
Важно! Национализация может производиться через полный или частичный выкуп — реквизицию (согласно ст. 242 ГК РФ, последняя проводится при ЧС; имущество возвращают назад при прекращении действий, послуживших основанием для изъятия), а также посредством безвозмездной экспроприации — т.е. конфискации (согласно ст. 243 ГК РФ, данная санкция применяется к собственнику, если тот совершил какое-то правонарушение).
Правовые основы национализации
Итак, мы разобрались, что имеем дело с исключительной мерой по прекращению частной собственности и ее трансформации в государственную. Обычно в основе такого процесса стоят, в первую очередь, государственные интересы, а воля собственника национализируемого имущества учитывается в последнюю очередь.
Оснований национализации в Гражданском кодексе РФ не указано. Кроме того, в России не существует специального законодательства для такой процедуры. Есть ряд статей, в которых в том или ином виде оговаривается национализация:
Статья | Значение |
---|---|
Ст. 13 ФЗ от 8.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» | Государство имеет право национализировать любое имущество, если это требуется для обеспечения интересов в области развития авиации. |
Ст. 306 ГК РФ | Национализация разрешается лишь на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и иных убытков. |
Ст. 35 Конституции РФ | Принудительно изъять имущество в пользу государства можно только при равноценном предварительном возмещении средств. |
П. 2 ст. 235 ГК РФ | Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо в случаях, представленных в исчерпывающем перечне данного пункта. |
Чем выгодна национализация
При растущих рисках безработицы или оттока иностранного капитала национализация считается целесообразной:
Преимущества | |
---|---|
Обеспечение стабильной поставки ключевых услуг | Когда базовые услуги (например, водоснабжение) принадлежат частным лицам, это создает риски для граждан. В подобных случаях национализация обеспечивает эффективность поставок. |
Защита стратегически важных отраслей | Если стратегически важный бизнес находится в руках частного лица или иностранного инвестора, это представляет собой определенную опасность для государства и его граждан. |
Обеспечение интересов общества | Чаще всего национализация удовлетворяет общественные интересы и корректирует дисбаланс в средствах производства предприятий. |
Устранение монополий | Приобретение частных и иностранных компаний может привести к сокращению частной монополии. |
Мобилизация капитала | Национализированный бизнес может получить крупные инвестиции. |
Риски при национализации
Выясним, за что критикуют данную меру:
Недостатки | |
---|---|
Неэффективность и низкая производительность | Национализированные предприятия, ставшие государственными, могут неэффективно управляться, что способно сказаться на выручке. |
Подавление частной инициативы и снижение конкуренции | Когда правительство начинает управлять частным бизнесом, снижается уровень конкуренции, из-за чего уменьшается частная инициатива. |
Коррупция | Возможно повышение уровня коррупции в тех компаниях, которые принадлежат государству. |
В чем разница между национализацией и внешним управлением
Внешнее управление – это когда команда профессионалов приходит в компанию и руководит ей. Эти сотрудники получают зарплату, но не владеют предприятием. А национализация, как мы выяснили ранее, предполагает перевод собственности из частных рук в государственные. Причем, предприятие ожидает одно из двух: или дальнейшее управление со стороны государства, или реализация на аукционе. Таким образом, вышеупомянутый законопроект можно считать первым шагом к национализации иностранных предприятий.
Что дает принятие законопроекта
Это дает возможность российскому суду вводить внешнее управление в том случае, если зарубежная компания прекращает деятельность. Речь идет только об организациях, в которых более 25% владеют иностранные лица так называемых недружественных государств. Такая мера позволит избежать массовых банкротств и, соответственно, сохранить рабочие места, на которых трудятся российские граждане.
Собственник такого бизнеса вправе в течение пяти дней отказаться от внешнего управления, если он возобновит деятельность или продаст свою долю иному лицу, не связанному с «недружественными» государствами, и сохранит при этом бизнес и работников.
Если этого не случится, тогда суд назначит временного управляющего, и тот будет руководить предприятием три месяца. Затем акции новой организации выставят на торги, а старую - ликвидируют. Причем, новые владельцы должны сохранить, как минимум, две трети сотрудников, а также продолжать деятельность старой организации не менее одного года.
В роли внешней администрации выступит госкорпорация ВЭБ.РФ, если же речь идет о финансовой организации – то Агентство по страхованию вкладов.
С уважением к людям и законам, ваш Юрист24