Во время путешествия мы берем с собой не только вещи первой необходимости, которые можно купить в любом супермаркете, но порой и что-то ценное, по-настоящему незаменимое для нас, без чего никак не обойтись в поездке. Итак, что же делать, если ваш багаж потеряли?
Постарайтесь не впадать в панику и трезво оценить ситуацию. Следуйте инструкции:
- Отыщите в аэропорту стойку «Розыск багажа» (по-английски - «Lost and found»). Как правило, она находится недалеко от ленты выдачи, в том же зале. Если вы не нашли такую стойку, уточните у персонала аэропорта, где она располагается;
- На указанной стойке оформите заявление о пропаже или акт PIR - Property Irregularity Report. В документе укажите свои ФИО, контакты, по которым с вами можно связаться, номер билета, номер рейса и маршрут, опишите потерянный чемодан и его содержимое. Акт заполняют на языке страны следования или на английском в нескольких экземплярах. Заявка регистрируется в системе с присвоением порядкового номера. По нему можно отслеживать статус потерянного багажа. PIR составляется только при наличии талона багажной бирки, а также авиабилета, поэтому всегда следите за их сохранностью и на всякий случай фотографируйте на камеру мобильного телефона сразу при получении. Не забудьте указать адрес, куда необходимо доставить багаж. Если его найдут, перевозчик уведомит владельца багажа и доставит его в аэропорт, указанный пассажиром, или бесплатно по указанному адресу по просьбе пассажира (п. 154 Правил);
- Далее ожидайте ответа от сотрудников аэропорта. На розыск багажа перевозчику отводится 21 день со дня предъявления заявления о неполучении багажа (п. 154 Правил).
Если в багаже находились вещи первой необходимости, к примеру, гигиенические принадлежности, то авиакомпания должна выдать вам средства для покупки новых.
Компенсация за утерянный или поврежденный багаж
Размер компенсации будет зависеть от того, какими авиаперевозками вы пользовались – внутренними или международными.
Согласно ст. 126 ВЗК РФ, претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение полугода. Указанный срок исчисляется так: в случае недостачи или повреждения груза либо просрочки доставки - со дня, который следует за днем выдачи груза. А в случае утраты багажа - спустя 10 дней по истечении срока доставки.
Выплаты при внутренних перелетах
Если ваши чемоданы потеряли или повредили на внутренних рейсах, то выплаты будут определяться Воздушным кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 119 ВК РФ, размер ответственности за утерю багажа без объявления ценности составляет стоимость багажа, который был утерян, однако не более 600 руб. за один кг веса багажа.
Выплаты при международных перелетах
Что касается международных перелетов, то здесь размер выплат за утерю багажа устанавливается, согласно международным договорам РФ.
В случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности за утерю багажа без объявленной ценности равен сумме 1288 СПЗ (специальных прав заимствования), а за утерю багажа с объявленной ценностью вам выплатят сумму объявленной ценности.
Багаж с объявленной ценностью
Если вы сдавали багаж с объявленной ценностью, то при потере или повреждении груза вы получите всю указанную сумму. За установление ценности каждая компания взимает определенную плату.
Обратите внимание! Запрещено сдавать в багаж драгоценности, ценную технику и прочие дорогие предметы. Их можно перевозить только в ручной клади.
Сколько длятся поиски
У авиакомпании есть 21 день, чтобы найти ваши утерянные вещи. Если за это время пропажа не обнаружилась, багаж считается официально утерянным. А значит, вы вправе подать заявление на компенсационную выплату.
Доставят ли найденный багаж
Если багаж найден, сотрудники аэропорта сообщают об этом владельцу, а затем в тот же день отправляют груз ближайшим рейсом. Как только чемодан попадает в аэропорт, с вами свяжутся и предложат:
- самостоятельно забрать вещи;
- уведомить сотрудников авиакомпании о своем местонахождении, чтобы те доставили найденный багаж за счет авиаперевозчика.
Если багаж поврежден
Если ваши вещи были повреждены в процессе перевозки, обратитесь к обслуживающему персоналу аэропорта в зоне выдачи. Работники зафиксируют повреждения и предложат вам составить заявление о том, что груз испорчен. Если вы заметили наличие повреждений уже после того, как покинули аэропорт, позвоните в call-центр авиакомпании и узнайте, где можно подать заявление.
На российской территории заявление о порче багажа подается в течение шести месяцев. А в международных авиакомпаниях на это отводится всего семь дней.
Как снизить вероятность потери багажа
Сохраняйте все чеки на вещи и багаж. Лучше покупать сумки и чемоданы, чем-то отличающиеся от остальных. Можно наклеить на них яркое изображение. В некоторых аэропортах при упаковке чемоданов в защитную пленку предлагают отдельную услугу – добавление крупной запоминающейся наклейки.
Прикрепите к багажной сумке бирку с вашими контактными данными или вставьте в специальный прозрачный карман на чемодане карточку с обозначенным на ней номером телефона. Кроме того, в некоторых случаях можно оставлять свои контакты на сайте авиакомпании при регистрации онлайн. Благодаря этому, в случае потери сотрудники аэропорта смогут до вас дозвониться.
Не забывайте убирать с чемодана идентификационные бирки прошлых перелетов после каждой поездки, чтобы они не мешали специальному оборудованию считывать данные о грузе.
Страхование багажа
При большой стоимости вашего багажа рекомендуем застраховать его от возможной потери. Если она случится, вы сможете рассчитывать на компенсацию полной стоимости перевозимых вещей.
С уважением к людям и законам, ваш Юрист24