Как рекламировать свои товары или услуги, чтобы не пришлось платить крупные штрафы из-за нарушения правил и чьих-то прав? Здесь главное - придерживаться основных положений ФЗ №38 «О рекламе» от 22.02.2006 г. Рассказываем подробнее.

Для чего нужен такой закон

Закон о рекламе обеспечивает права потребителей на достоверную информацию о рекламируемом товаре и добросовестную конкуренцию на рекламном рынке. Действие этого закона распространяется на производителей, рекламодателей и тех, кто распространяет рекламный контент.

В ст. 5 можно найти объяснение, что такое добросовестная и недобросовестная реклама, и что запрещено в ней использовать. В ст. 2 обозначено, где можно размещать рекламную информацию. Гл. 3 посвящена тому, как именно рекламировать те или иные товарные услуги, в частности, лекарства, алкоголь, услуги медицинского характера, БАДы, детское питание, оружие, азартные игры, ценные бумаги. О том, что будет за нарушения закона – можно прочитать в ст. 38.  

Соблюдение закона контролирует Федеральная антимонопольная служба. ФАС вправе проверять любую рекламу и при обнаружении нарушений сразу привлекать виновных к административной ответственности. Наказать за некорректную рекламу может не только ФАС, но и любой потребитель или конкурент предпринимателя. Для этого достаточно обратиться в суд или прокуратуру. Нередко истцы отсуживают у компаний крупные суммы денег.

Что реклама, а что - нет

Рекламой считается информация, которую распространяют любым способом, в любой форме и с применением любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на то, чтобы привлечь внимание к объекту рекламирования, формировать и поддерживать к нему интерес и продвигать его на рынке.

Реклама всегда мотивирует человека на действие: скачать полезное вложение на сайте, чтобы привести посетителя к покупке, купить сразу, оставить отзыв и т.д. Если информация подчеркивает особые характеристики товара или услуги и описывает выгоду от приобретения – это и есть реклама. Например, прайс-лист на услуги – это не реклама. А заметно выделенная услуга в прайсе с указанием конкретной скидки – уже реклама.  

Важно! Законом о рекламе не регулируются политическая агитация, обязательные сведения о продукте, производителе и импортере, объявления, не имеющие отношения к предпринимательству.

Требования к рекламе

Рекламная информация должна быть честной и проверенной. Указывайте корректно параметры продукта, достоверные результаты тестирований и исследований, никогда не вводите в заблуждение клиентов. Этому же правилу нужно следовать, сообщая о сроках проведения акций, условиях конкурсов или источниках публикации. Не скрывайте важную информацию. Сообщайте подробные сведения о продавце.

Текст должен быть читабельным, поэтому не используйте мелкий незаметный шрифт. Цена должна быть в рублях. Стоимость в валюте тоже можно указать, но в качестве дополнительной.

Обратите внимание! Согласно закону о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (ФЗ № 436), если вы распространяете рекламу через Интернет, СМИ или на мероприятиях - в виде печатной продукции, аудио либо видео, маркируйте ее одной из возрастных категорий (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

Что запрещено

Реклама не может бестактно сопоставлять собственные товары с продукцией компаний-конкурентов, порочить их деловую репутацию и честь, указывать на доминирующее положение и целенаправленно ограничивать конкуренцию. Также нельзя рекламировать свой товар под видом аналога какого-то другого продукта, выпускаемого иным предприятием.  

В рекламе недопустимо применять:

  • бранные слова и выражения, а также непристойные и оскорбительные образы, связанные с полом, возрастом, языком, социальной категорией, национальностью, профессией и т.д.,
  • иностранные слова без их перевода,
  • сцены употребления алкоголя и сигарет (и обычных, и электронных),
  • образы врачей и фармацевтов, если реклама никаким образом не связана с медициной,
  • образы представителей власти, которые одобряют этот товар или данную услугу,
  • исторические памятники и государственные символы в непристойном контексте,
  • в аудио- и видеорекламе нельзя использовать технические приемы и эффекты, влияющие на бессознательное человека (к примеру, 25-й кадр).

Реклама не может быть размещена в учебной литературе, дневниках и тетрадях учеников, также ее не должно быть в счетах для оплаты за услуги ЖКХ. Кроме того, запрещено размещать рекламу ближе, чем на сто метров, от детских учреждений.

Важно! Нельзя манипулировать сознанием несовершеннолетних и побуждать их к вредным и запретным действиям.

Существуют отдельные ограничения в отношении рекламы алкоголя, лекарств, медицинских изделий, БАДов, продуктов детского питания, оружия, рискованных игр, финансовых услуг, ценных бумаг, услуг по заключению договоров ренты. Так, нельзя распространять рекламу крепких алкогольных напитков в Интернете, на ТВ и радио, в печатных изданиях, в формате видео или аудио.

В рекламе запрещено употреблять превосходную степень. Забудьте об использовании в рекламе слов «главный», «лучший», «единственный», «самый», «№1», если вы не можете это доказать (например, «самые низкие цены», «единственный поставщик в регионе» и пр.). В подобной рекламе следует указать конкретный критерий, который имеет объективное подтверждение, и по которому производится сравнение. Иначе вас ждет штраф от антимонопольной службы.

Что могут посчитать запрещенным приемом

Иногда рекламодатель пытается обойти закон и совершает нарушения, которые, на первый взгляд, не очевидны, или к которым трудно придраться напрямую. Однако таких нарушителей все равно ждут штрафы. Речь идет о неэтичной рекламе с двусмысленными выражениями, граничащими с непристойными призывами и предложениями. Например, реклама:

  • туристической компании: «Закопай тещу в песок за 399$. Турция. Египет. Эмираты»;
  • строительной фирмы с намеком на бранные слова: «Ох, уютные квартиры. От 23 до 70 кв. м.».

Каналы распространения: требования

Периодические печатные СМИ (кроме рекламных)

Здесь следует соблюдать следующие правила:

  • общая площадь рекламы не должна превышать 45% от общего объема издания;
  • рекламные тексты необходимо сопровождать пометками «реклама» («на правах рекламы»).

ТВ- и радиореклама

Перечислим основные требования:

  • на ТВ общая продолжительность рекламы не может быть более 216 мин. в сутки и не может занимать больше 20% от часа. На радио — не более 20% от общего времени вещания;
  • радиопередачи можно прерывать рекламой каждые 15 мин., продолжительность рекламы не может превышать 30 сек. Дополнительная спонсорская реклама вставляется в эфир только в начале и в конце радиопередачи;
  • запрещено прерывать рекламой агитационные материалы, религиозные передачи и программы, длящиеся менее 15 мин. (кроме рекламы спонсора, если она длится не дольше 30 сек.);
  • заметили, что громкость рекламы выше среднего уровня громкости прерываемой передачи? Это тоже запрещено законом;
  • бегущая строка с рекламой на телевидении не может занимать более 7% экрана и накладываться сверху на субтитры;
  • о начале рекламы в теле- и радиопередаче следует объявлять предупреждение (если это не спонсорская реклама);
  • нельзя рекламировать товары и услуги, указанные в гл. 3 закона о рекламе, в детских передачах;
  • трансляции спортивных соревнований можно прерывать рекламой исключительно в перерывах;
  • запрещено распространять рекламу в дни общероссийского траура.

Наружные конструкции

Законом запрещена установка:

  • рекламы на дорожных знаках и приспособлениях для регулирования дорожного движения;
  • звукового сопровождения наружной рекламы;
  • наружной рекламы без разрешения властей.

Вы вправе устанавливать и эксплуатировать рекламную конструкцию лишь после заключения договора с собственником (или арендатором) участка, здания или любого другого объекта недвижимости. Если же это объект государственной или муниципальной собственности, то договор можно заключить только после проведения аукциона и получения от органа местного самоуправления разрешения на установку и эксплуатацию.

Конструкция и территориальное размещение обязаны соответствовать требованиям технического регламента. Также, согласно ФЗ №73 от 25 июня 2002 г., необходимо соблюдать ограничения по установке рекламы на объектах культурного наследия.

Транспортные средства

Что касается ТС, то нельзя:

  • использовать ТС только в рекламных целях;
  • размещать рекламу до подписания договора с собственником транспорта;
  • создавать рекламой помехи и угрозу безопасности дорожного движения;
  • устанавливать рекламу на спецтранспорте, а также на транспорте для перевозки опасных грузов;
  • сопровождать рекламу звуковыми сигналами. 

Прокат фильмов

В прокате фильмов тоже свои правила для рекламы. Так, при кинопрокате нельзя:

  • прерывать рекламным материалом трансляцию фильма;
  • применять бегущую строку;
  • ·накладывать рекламный материал на кадры фильма.

Каналы электросвязи

В случае распространения рекламы через каналы электросвязи:

  • не рекламируйте товары или услуги без получения предварительного согласия абонента;
  • не используйте средства автонабора и автодозвона;
  • при справочном обслуживании давайте рекламу только после сообщения запрашиваемой информации.

Кроме того, нельзя засчитывать время рекламы в стоимость повременных услуг телефонной связи.

Когда заказываете рекламу, проверьте, чтобы подготовленное рекламное сообщение не противоречило законодательству. Если вы заказали рекламу в крупной рекламной компании, вероятнее всего, закон о рекламе будет соблюден сотрудниками. Если же заказ выполнял фрилансер, лучше убедиться в том, что нарушений нет, чтобы не попасть на большие штрафы.

С уважением к людям и законам, ваш Юрист24