Национальная система прослеживаемости импортных товаров заработала с 8 июля 2021 г. С тех прошло немало времени, но многим до сих пор кажется, что обязанности участников оборота таких товаров выполнять можно спустя рукава, ведь штрафные санкции за нарушения пока не вводились. Аргументация типа «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» сама по себе порочна, но, кроме того, ее приверженцы наивно заблуждаются: ФНС России многое делает для развития национальной системы прослеживаемости, международного сотрудничества в этой сфере в рамках ЕАЭС, аккумулирует большие массивы данных об обороте импортных товаров и активно использует результаты их анализа при налоговом контроле; скоро введут и соответствующие штрафы. Появление новых статей КоАП РФ контролеры встретят во всеоружии. Давайте разберемся, как на самом деле развивается национальный сегмент системы прослеживаемости импортных товаров.
Сбор данных через операторов ЭДО, анализ данных системы прослеживаемости в АИС налоговых органов
Участники оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости, в основном знают главные правила: выставлять и получать счета-фактуры и УПД с реквизитами прослеживаемости они обязаны в электронном виде через оператора ЭДО (п. 1.1, 1.2 ст. 169 НК РФ), необходимо представлять в налоговые органы уведомления о ввозе, вывозе и остатках прослеживаемых товаров и отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, нужно отражать реквизиты прослеживаемости в налоговых декларациях по НДС (п. 13 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108). Даже в условиях, когда многие участники оборота этими обязанностями пренебрегают либо исполняют их небрежно, налоговые органы получают поток информации не только от самих налогоплательщиков, но и от операторов ЭДО.
С 1 января 2023 г. эти лица обязаны представлять в ФНС России электронные счета-фактуры и УПД, содержащие реквизиты прослеживаемости, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения таких документов от участников электронного взаимодействия (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108). Таким образом, все счета-фактуры (в том числе корректировочные), УПД, УКД с реквизитами прослеживаемости, выставленные в установленном порядке, попадают в распоряжение налоговых органов без необходимости запроса их у налогоплательщиков.
Далее поступившие данные автоматически анализируются в системе ФНС России и обеспечивают проверяющих не только сведениями для контроля движения импортных товаров, подлежащих прослеживаемости, но и для налогового контроля, выявления налоговых схем. ФНС России в свое время направила территориальным налоговым органам Рекомендации по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара (Письмо ФНС России от 03.12.2021 № ЕА-4-15/16911@). Советуем ознакомиться: очень увлекательно. Речь в письме идет, в том числе, о классификации ошибок, расхождений и противоречий, выявляемых в реквизитах прослеживаемости при контроле налоговых деклараций по НДС, отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, деклараций на товары, полученных ФНС России от таможенных органов, уведомлений об остатках, уведомлений о ввозе товаров, уведомлений о перемещении товаров в другое государство ЕАЭС. Позже дополнительная информация об обработке данных, поступающих в национальную систему прослеживаемости, и оргвыводах в отношении налогоплательщиков на основе ее анализа, появилась в Письме ФНС России от 08.04.2022 № 08-05/0369@. С 1 января 2023 г. арсенал анализируемых документов пополнили счета-фактуры и УПД, получаемые налоговыми органами через операторов ЭДО (см. Письмо ФНС России от 10.07.2023 № 08-05/0690@). В частности, в ходе анализа выделяются риски, имеющие налоговую составляющую:
- отрицательный остаток (у налогоплательщика количество приобретенного/полученного товара меньше количества реализованного товара), разрыв цепочки (у налогоплательщика нет операции поступления реализованного товара) - срабатывает у налогоплательщика, у которого в разделе 9 декларации по НДС количество прослеживаемого товара отражено меньше, чем у покупателя в разделе 8 декларации по НДС либо Отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
- завышенная/заниженная стоимость реализации - срабатывает у налогоплательщика, у которого средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров больше (меньше) порогового значения, установленного в информационной системе налоговых органов (прим. авт. – величина этого коэффициента налоговыми органами не афишируется).
Информация о рисках, имеющих налоговую составляющую, передается в информационно – аналитическую систему контрольного блока АИС «Налог-3» ФНС России для проведения таких мероприятий налогового контроля, как:
1) истребование у налогоплательщика счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (на основании п. 8.9 ст. 88 НК РФ);
2) вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений в связи с выявленными рисками, расхождениями, противоречиями (на основании ст. 31 НК РФ);
3) запрос у банка выписки об операциях на счетах налогоплательщика на предмет выявления, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплата электроэнергии, арендная плата, оплата складских помещений и другие «бытовые» расходы), уплата таможенных пошлин, налогов при импорте прослеживаемого товара, поступление, перечисление денежных средств за товар, подлежащий прослеживаемости (на основании ст. 86 НК РФ);
4) проведение осмотра территорий, помещений налогоплательщика на предмет возможности их использования для хранения товаров, подлежащих прослеживаемости, в заявленных им объемах, а также для определения соответствия фактических данных о товарах документальным данным, представленным проверяемым лицом (на основании ст. 92 НК РФ);
5) допросы осведомленных лиц с целью установления обстоятельств заключения и осуществления сделки по поставке прослеживаемого товара, его транспортировки и т.п. (на основании ст. 90 НК РФ);
6) истребование у контрагента проверяемого налогоплательщика документов и информации для проверки и подтверждения сведений о конкретной сделке, связанной с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости (на основании ст. 93.1 НК РФ).
Прослеживаемость товаров при их передаче (получении) в составе выполненных работ
Какие именно операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, контролируются в рамках системы? Есть ли такая часть оборота этих товаров, которая может оставаться «за кадром»? Логика подсказывает, что пока товар находится в коммерческом обороте и не выбыл из него, перейдя в сферу использования для личных нужд граждан, его движение должно прослеживаться. В противном случае в цепочках возникали бы разрывы, которые обесценили бы саму идею системы прослеживаемости.
Перечень операций, входящих в понятие «операции с товарами, подлежащими прослеживаемости», приводится в п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости, утв. Постановлением Правительства от 01.07.2021 № 1108. Он весьма обширен и включает как возмездную, так и безвозмездную передачу (получение) права собственности на товар; его хранение на момент введения прослеживаемости; передачу посреднику для реализации; передачу товара в порядке правопреемства; выбытие товара в результате гибели, выявления недостачи; ввоз в РФ товара, приобретенного на территории другого государства – члена ЕАЭС; вывоз за пределы РФ и др. И все же перечень этот закрытый и в нем до сих пор прямо не поименованы операции по передаче права собственности на товар в составе выполненных работ. На наш взгляд, такое прямое указание не требуется, поскольку термин «реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации», присутствующий в списке, включает и такую операцию. Однако эта неоднозначность стала причиной повального уклонения подрядчиков (исполнителей) от указания в счетах-фактурах (УПД) реквизитов прослеживаемости товаров, передаваемых в рамках выполненных работ.
ФНС России не раз рекомендовала подрядчикам (исполнителям) во избежание расхождений и разрывов цепочек оборота товаров приводить реквизиты прослеживаемости в своих счетах-фактурах или УПД, если в ходе выполнения работ соответствующий товар не перерабатывается (т.е. не теряет своих первоначальных характеристик). При этом в акте выполненных работ, которым, в числе прочего, передается прослеживаемый товар, нет нужды указывать его РНПТ и иные реквизиты прослеживаемости (см. Письма ФНС России от 22.12.2021 № СД-4-15/17982@, от 21.02.2023 № ЗГ-3-15/2580@).
Видимо, уговоры не помогли.
Сейчас вопрос решен на уровне НК РФ – с 01.10.2023 соответствующие указания включены в ст. 169 НК РФ (п. п. 1.1, 1.2), готовятся изменения в Положение о национальной системе прослеживаемости импортных товаров (см. проект Постановления Правительства РФ на https://regulation.gov.ru; ID проекта - 02/07/09-22/00131376).
Новые требования к счетам-фактурам в реквизитами прослеживаемости
Накопленный опыт работы Национальной системы прослеживаемости импортных товаров позволил ФНС России сформулировать новые требования к отражению реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах (УПД). Законодатель реализовал их в новой редакции ст. 169 НК РФ (п. п. 1.1, 1.2, 5, 5.2), которая вступает в силу с 1 октября 2023 г.
Новшеств три:
- предписано выставлять (обеспечить прием) электронные счета-фактуры, включая корректировочные, УПД, УКД при передаче товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ, с указанием в них реквизитов прослеживаемости;
- счет-фактура дополняется новым показателем «Стоимость товара, подлежащего прослеживаемости»;
- реквизиты прослеживаемости (РНПТ, количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, количество товара в этих единицах, стоимость товара, подлежащего прослеживаемости) требуется указывать при реализации товаров, в том числе в составе комплектов (наборов).
Бланк счета-фактуры будет дополнен новой графой 14-й «Стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без налога». Дорабатывают и форматы электронного счета-фактуры, электронного УПД (см. проект Постановления Правительства РФ на https://regulation.gov.ru; ID проекта – 01/02/08-23/00141173). В новой графе нужно будет указывать стоимость за все количество поставляемых (отгруженных) товаров, относящихся к конкретному РНПТ, в том числе в случае передачи товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ или реализации из в комплекте (наборе). Таким образом, в системе появятся данные о стоимости прослеживаемого товара на каждом шаге оборота даже если такой товар станет частью набора, предлагаемого к реализации за единую цену – продавцу придется выделить стоимость именно прослеживаемого товара из общей стоимости комплекта и указать в соответствующей подстроке счета-фактуры в новой гр. 14 (аналогично – при составлении УПД).
Вводят штрафы?
С 1 января 2024 г. планируется внести в КоАП РФ ст. 15.49 - 15.53, предусматривающие наказание за нарушение правил прослеживаемости. Законопроект на момент написания статьи в Госдуму не внесен, но его текстом можно ознакомиться на портале проектов НПА https://regulation.gov.ru (ID проекта – 02/04/07-23/00140083). Вот какие штрафы он предусматривает для участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости:
Нарушение |
Размер штрафа |
Будущая ст. КоАП РФ |
Невыполнение обязанности по представлению отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости |
для ИП – от 1 000 до 30 000 руб.; для организаций - от 1 000 до 100 000 руб. |
15.49 |
Неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, УПД, УКД |
для ИП – от 1 000 до 30 000 руб.; для организаций – от 1 000 до 100 000 руб. |
15.50 |
Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при корректном отражении реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах и (или) в УПД, УКД, на основании которых были отражены реквизиты прослеживаемости в отчете |
для ИП и для организаций – 1 000 руб. |
15.51 |
Нарушение установленного способа выставления счетов-фактур, в том числе корректировочных, УПД, УКД, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме |
для ИП – от 200 до 30 000 руб.; для организации – от 200 до 100 000 руб. |
15.52 |
Честно говоря, не верится, что именно в таком виде этот проект дойдет до финиша – уж очень большой диапазон штрафных санкций по каждому составу правонарушения он предполагает даже без разграничения по тяжести деяния в самих будущих статьях КоАП РФ. Думается, что в итоге санкции будут намного скромнее предложенного «потолка». Ожидаемый срок давности по всем этим новым статьям – 1 год. Контролерами выступят налоговики.
Развитие наднационального компонента системы прослеживаемости импортных товаров
Система изначально задумывалась не как внутрироссийская, а как охватывающая все страны ЕАЭС. Внедрение прослеживаемости у наших партнеров идет с разной скоростью.
Имеется действующее Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано всеми участниками и действует с 03.02.2021). Есть Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.02.2022 № 29 «Об утверждении Правил реализации общего процесса «Обеспечение обмена между уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза сведениями о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с оборотом таких товаров операциях».
Чтобы НПА нашего национального сегмента системы соответствовали вышеуказанному Соглашению, идет доработка положений Постановления Правительства от 01.07.2021 № 1108 (см. на https://regulation.gov.ru, ID проекта – 02/07/08-23/00141025), а также обновляются формы и форматы Отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и Уведомлений о ввозе, вывозе и остатках товаров (там же, ID проекта – 02/08/06-23/00139625).
Напомним также, что в рамках взаимодействия с Беларусью в сфере прослеживаемости, было решено с 06.03.2023 исключить из прослеживаемости в РФ бытовые холодильники и морозильники, произведенные на территории Республики Беларусь (по кодами ТН ВЭД ЕАЭС: 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0, 8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1, 8418 40 800 1) (см. Постановление Правительства РФ от 04.03.2023 № 345, Письмо ФНС России от 31.03.2023 № ЕА-4-15/3876@).
Всё для работы с импортным прослеживаемым товаром
«Такском» подберёт для вас решения для электронного документооборота и отчётности, благодаря которым вы без проблем сможете выставлять счета-фактуры, а также обмениваться другими электронными документами с контрагентами и сдавать отчётность в госорганы через интернет.
✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.
Реклама taxcom.ru