Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

2023 год выдался невероятно урожайным на изменения требований в области эксплуатации транспорта организациями и ИП. Помимо новых требований к оформлению (формированию) путевых листов, корректировки правил оказания услуг такси, цифровизации договоров перевозки грузов, ряда других новаций, нужно освоить еще и новые требования к медосмотрам водителей транспортных средств, предъявляемые к работодателям с 1 сентября 2023 г. новой редакцией Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) и несколькими новыми подзаконными актами.

Виды медосмотров водителей

Разнообразные виды медосмотров водителей являются частью системы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.

Так, ТК РФ (ст. 328) позволяет работодателю (как организации, так и ИП) принять на работу сотрудника, чья трудовая функция будет непосредственно связана с движением транспортных средств только после обязательного предварительного медицинского осмотра. Его цель – определение соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

Затем – не реже одного раза в два года – лица, работающие в качестве водителей транспортных средств, должны подвергаться так называемым периодическим медосмотрам (п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ) в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

На постоянной основе работодатели обязаны обеспечивать проведение предрейсовых медосмотров. Они осуществляются в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Их должны проходить все водители за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. С 1 сентября 2023 г. соответствующая норма п. 3 ст. 23 Федерального закона №196-ФЗ уточняется и от прохождения предрейсовых медосмотров освобождаются наряду с вышеназванной категорией также водители транспортных средств воинских частей и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба или федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью, за которыми закреплены оперативно-служебные транспортные средства для выполнения служебных обязанностей.

Задача предрейсового медосмотра – выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Минтранс разъяснил, что обязательный предрейсовый медицинский осмотр работнику следует пройти перед рейсом, если его длительность более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

С 1 сентября текущего года появляется еще один вид медосмотров водителей – обязательные медицинское осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены) (п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2022 № 629-ФЗ)). Несмотря на слово «обязательный» в наименовании нового медосмотра, проводятся они в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя. Цель – выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Таким образом, обязательной процедура будет для работника, если соответствующее решение примет работодатель, который, в свою очередь, может разработать свои правила и принципы, отталкиваясь как от обстоятельств, складывающихся в течение рабочего дня, дальности или сложности рейсов, от визуальной оценки состояния работника, так и от других значимых для работодателя и для безопасности дорожного движения факторов. Медосмотры работников в течение рабочего дня как таковые – это вообще новое слово в охране здоровья граждан. Такой вид узаконен с 1 сентября этого года новой редакцией ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пп. 4.1 п. 2).

Отдельные категории водителей подлежат медосмотру и по окончании рейса. Так называемые послерейсовые медицинские осмотры обязательны в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. При этом не значимо, осуществляется перевозка груза по заказу или для нужд организации. Но пассажирами в данном контексте следует считать только лиц, перевозимых на основании договора перевозки или договора фрахтования (это вытекает из п. 2 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ). Например, водитель директора организации не должен проходить послерейсовый медосмотр, поскольку он не перевозит пассажира, а «осуществляет перемещение лиц, кроме водителя».

Обратите внимание: в п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ относительно всех видов периодических и ежедневных медосмотров рефреном звучит, что им подвержены «лица в течение всего времени работы в качестве водителей транспортных средств». То есть, обязательны они для тех сотрудников, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя либо в должности с иным наименованием, но включающей водительские обязанности (т. е., тех, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией) (см., например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства), Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019 и др.). К этому правилу не стоит относиться формально, пытаясь увидеть в нем возможность избежать мороки с медосмотрами, оформив водителей ландшафтными дизайнерами или не вступая с ними трудовые отношения: естественно значимы фактические обстоятельства, а не та видимость, которую пытался создать нерадивый наниматель.

Все обязательные медосмотры водителей проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ).

Ускорьте медосмотр водителей! Воспользуйтесь сервисом телемедицины «Медикум» и сервисом электронного документооборота «Такском-Файлер»

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обязательные предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры, медосмотры в течение рабочего дня (смены) в отношении водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, либо имеющими аналогичную квалификацию штатными медработниками работодателя и строго при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым) (п. 7 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 6 Приложения к Приказу Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н (в период начиная с 01.09.2023), п. 8 Приложения к Приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (в период до 01.09.2023)).

П. 4 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ распространяет требование о прохождении обязательных медицинских осмотров на ИП в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.

Обновленная нормативная база

Давайте обобщим, какими подзаконными актами установлены правила организации и проведения перечисленных нами выше медосмотров водителей с учетом грядущих осенью перемен:

Вид медосмотра

Нормативный документ

до 01.09.2023

начиная с 01.09.2023

предварительные

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

периодические

предрейсовые

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Приказ Минздрава России от 30.05.2023 № 266н «Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»

послерейсовые

в течение рабочего дня (смены)

-

Эти документы определяют требования к организации, проведению каждого из видов обязательных медосмотров, необходимые процедуры, входящие в их состав, правила оформления результатов и передачи их работодателю.

Кроме того, в части, не противоречащей новым НПА, применяется Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Новые методы проведения ежедневных медосмотров водителей

С 1 сентября 2023 г. допускается проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров и медосмотров, проводимых в течение рабочего дня (смены) с использованием, как гласит новый абз. 6 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, «медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья». Другими словами, в эту сферу внедряются телемедицинские технологии: медосмотр может проводиться дистанционно без личного взаимодействия водителя с медработником.

Правовую основу для такого широкого шага вперед создал Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Он также вступает в силу с 01.09.2023.

Уже утверждено Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья», которое также заработает с началом осени.

Новые правила налагают серьезные требования как на медицинские организации, так и на работодателей в части идентификации личности работника, защиты его персональных данных, полноты и достоверности передаваемых дистанционно данных и т. д.

Технические решения для такой организации медосмотров имеются: в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано не менее 15 медицинских изделий только отечественного производства, которые способны обеспечить автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников. К таким медицинским изделиям, например, относятся Комплекс аппаратно-программный для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека по ТУ 26.60.12-001- 26540932-2019; Комплекс программно-аппаратный медицинского осмотра «Страж» по ТУ 26.60.12-002-75538036-2019; Автоматизированная система предсменных / предрейсовых (послесменных / послерейсовых) осмотров «АСПО» по ТУ 26.60.12-001-12425058-2018 и др.

Если применение телемедицинских технологий для ежедневных медосмотров водителей вас заинтересовало, не забывайте, что как минимум дважды в год в этом случае в отношении работника в очной форме должны проводиться химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 11 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред., действующей с 01.09.2023), абз. 8 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ (в ред., действующей с 01.09.2023), п. 11 Приложения к приказу Минздрава РФ от 30.05.2023 № 266н).

В то же время отметим, что возможность применения дистанционных медицинских технологий не отменяет традиционных предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров. И только работодателю решать, использовать ли право обращения к телемедицине или дальше действовать по старинке.

Более того, телемедицина неприменима, если речь идет о медосмотрах лиц, занятых на работах, связанных с организованной перевозкой групп детей или перевозкой опасных грузов, а также лиц, занятых на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 километров и более (абз. 6 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ в новой редакции).

Что еще нас ждет?

В скором времени произойдет замена нормативного акта, регулирующего порядок проведения предварительных и периодических медосмотров работников, включая водителей.

Ожидается, что с 1 марта 2024 г. эти вопросы начнет регулировать новый приказ Минздрава РФ, текст которого в настоящее время вынесен на общественное обсуждение на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (https://regulation.gov.ru, ID проекта - 02/08/07-23/00139809).

В целом, подходы к этим видам медосмотров будущий документ не поменяет, в том числе, например, лица, управляющие наземными транспортными средствами, по-прежнему должны будут проходить периодические медосмотры 1 раз в 2 года, посещая офтальмолога и оториноларинголога. В настоящее время эти правила определяет п. 18 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утв. Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н.

«Такском» предлагает организациям-перевозчикам выбрать оптимальные решения для электронного документооборота и готов оказать экспертную поддержку на пути перехода к обмену электронными документами с контрагентами.

✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране. 


Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.

Реклама taxcom.ru