Текст: Елена Карсетская – юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.

           С начала 2023 года обновился состав и формы отчетности, представляемой работодателями в службу занятости. Об актуальных обязанностях компаний в отношении представления данной отчетности читайте в статье.

О чём дополнительно надо информировать службу занятости с 2023 года

           Приказ Минтруда России от 16.12.2022 № 786 внес изменения в Приказ Минтруда России от 26.01.2022 № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения», увеличив количество форм, которые работодатели должны при возникновении соответствующих обстоятельств представить в территориальное отделение службы занятости. Новые правила, действующие с 1 января 2023 года, предусматривают 8 форм. Работодатель должен информировать центр занятости:

  1. О принятии решения о ликвидации или о сокращении численности или штата работников.
  2. О введении режима неполного рабочего времени.
  3. О введении режима простоя.
  4. Об организации дистанционной работы.
  5. Об отпусках без сохранения заработной платы.
  6. О применении в отношении работодателя процедуры банкротства.
  7. О квотировании рабочих мест для работников-инвалидов.
  8. О необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

           Ранее отчетов было 5, теперь перечень информации пополнился дополнительными отчетами (о дистанционной работе, о введении режима простоя и об отпусках без сохранения заработной платы). Следует отметить, что перечень информации, о которой работодатель должен информировать службу занятости, приведен в ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». И при это Закон № 1032-1 не обязывает работодателей информировать центры занятости о дистанционных работниках и отпусках без сохранения заработной платы.

           С помощью информации, содержащихся в данных формах, государство мониторит и анализирует состояние рынка труда. И предполагается, что наличие актуальной информации даст возможность службам занятости эффективнее среагировать на необходимость обеспечения граждан работой.

Актуализация данных

           Часть сведений работодатели должны размещать на портале «Работа в России». Если размещенная информация изменилась, актуализировать данные рекомендовано в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о соответствующих изменениях.

           Форму с информацией о квотировании рабочих мест для инвалидов рекомендовано представлять до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Напомним, что данную форму работодатели должны представлять ежемесячно (п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1).

Порядок заполнения отчётов

           Поскольку все формы отчетов обновились, актуализированы также и рекомендации по заполнению данных форм.

           В приложениях № 10–17 к Приказу Минтруда России от 26.01.2022 № 24 содержатся подробные указания о порядке заполнения форм отчетов, представляемых в службу занятости.

           Отдельно остановимся на порядке заполнения формы с информацией о квотировании рабочих мест для инвалидов.

           В отчете, в частности, указывается место представления информации – по месту фактического нахождения работодателя. Если у компании есть филиалы или представительства, отчеты представляются по месту нахождения филиала (представительства).

           С марта 2022 года Закон № 1032-1 дополнен статьей 13.2, устанавливающей правила квотирования для приема на работу инвалидов. Указано, что в том случае, если компания имеет филиалы, для них устанавливаются квоты исходя из среднесписочной численности работников филиала, в соответствии с процентом, действующим на территории конкретного субъекта РФ.

           Также с 1 сентября 2022 года действуют Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 366, далее – Правила). Квота на прием на работу инвалидов считается выполненной в случае:

  • заключения организацией-работодателем трудового договора с работником-инвалидом;
  • заключения организацией работодателем соглашения с организацией–общественным объединением инвалидов (организацией, образованной таким объединением) и при принятии на работу в такую организацию инвалидов работника-инвалида (п. 5 Правил).

           Таким образом, в целях исполнения обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов, компании недостаточно просто выделить рабочие места, необходимо принять на эти рабочие места работников-инвалидов или заключить соглашения с организацией-обществом инвалидов.

           Соответственно, в отчете, представляемом в службу занятости, организация должна отразить:

  • размер квоты для приема на работу инвалидов в процентах и указать конкретное количество человек;
  • количество трудоустроенных в компанию инвалидов за отчетный период;
  • численность инвалидов, работающих в другой организации в рамках заключенного соглашения о трудоустройстве инвалидов.

           Также указываются данные трудоустроенных инвалидов, в том числе – группа инвалидности. Эта информация заполняется на каждого трудоустроенного инвалида.

           Кроме того, в отчете необходимо указать данные о локальных нормативных актах организации, в котором отражена информация о квотируемых рабочих местах (наименование, дата принятия, номер ЛНА).

           Для заверения отчётов, представляемых через портал «Работа в России», потребуется электронная подпись.

 

Гендиректорам и ИП необязательно ехать в ФНС за новой ЭП!
Получите ЭП первого лица компании или ИП через «Такском»

Оформите электронную подпись для физлиц (сотрудников) в удостоверяющем центре «Такском».

✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране. 

Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.