Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

Аудит отчётности акционерных обществ

До 01.01.2023 годовая бухгалтерская отчетность всех акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) подлежала обязательному аудиту только лишь на основании соответствующей организационно-правовой формы компании.

С наступлением нового года безусловно обязательным аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности остается только для ПАО, в то время как для непубличных АО он теперь обязателен только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ в ред. Федерального закона от 16.04.2022 № 99-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ подлежит обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность непубличных акционерных обществ:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • доход которых по данным налогового учета за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

На основании иных законов аудит обязателен для банков, страховщиков, микрофинансовых организаций, операторов лотерей, застройщиков и др., в т. ч. имеющих организационно-правовую форму непубличного АО.

Новация для непубличных акционерных обществ дает им возможность в ряде случаев освободиться от бремени расходов на проведение обязательного аудита.

В ситуациях, когда закон не обязывает НАО проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, руководство общества или акционеры, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет не менее 10 %, могут принять решение о проведении инициативного аудита (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Информационное сообщение Минфина России от 18.04.2022 № ИС-аудит-53).

В рамках подготовки к проведению общего собрания акционеров НАО, для которого аудит не обязателен, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять решение о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и, если принято такое решение, обязан в силу п. 3 ст. 54 Федерального закона № 208-ФЗ включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

Если аудит проводится по инициативе общества, то аудиторское заключение не требуется представлять в ГИР БО (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), сведения о нем не нужно размещать на Федресурсе (https://fedresurs.ru) (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обратите внимание: по новым правилам для проведения обязательного аудита как публичное, так и непубличное АО обязаны привлекать аудиторскую организацию, а для инициативного аудита НАО обратиться в аудиторскую организацию или к индивидуальному аудитору; ПАО – только в аудиторскую организацию (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, п. 3 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ).

Согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ и с учетом положений ст. 252 НК РФ (см. также Письмо Минфина РФ от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282) налогоплательщик вправе признать в налоговом учете расходы на аудиторские услуги – независимо от обязательности проведения аудита, - при условии их экономической обоснованности.

Аудит отчётности ООО

Условия для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО не поменялись, а вот правила инициативного аудита подверглись редактуре.

Такой аудит может проводиться как по решению собрания участников, так и по требованию любого из участников общества; решение о проведении инициативного аудита может быть отнесено уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, пп. 5 п. 2.1 ст. 32, пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Для проведения аудита по требованию одного из участников решения общего собрания участников общества о назначении аудита не требуется. Общее собрание в этом случае решает вопросы о назначении аудитора (если не избран ранее) и о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки. Новая формулировка п. 3 ст. 48 Федерального закона № 14-ФЗ: «аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества проводится аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) общества по требованию любого участника общества» призвана исключить противодействие руководства общества или других участников проведению аудита по инициативе одного из них. Примеров злоупотреблений в этой области достаточно. Утверждая, что назначение аудита по желанию участника - это право, а не обязанность ООО, недобросовестные учредители, директора всячески препятствуют проведению такого аудита. Споры продолжались несмотря на четко выраженную высшими судами точку зрения по данному вопросу (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07 по делу № А32-5962/2007-62/129, Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2017 № 310-ЭС17-17370 по делу № А83-4168/2016, Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2022 № 302-ЭС22-20048 по делу № А33-17372/2021 и др.). Теперь позиция судов учтена законодателем. При этом аудит будет проводить аудитор общества, которого должны определить учредители (при создании ООО), общее собрание участников или совет директоров (наблюдательный совет) (п. 2 ст. 11, пп. 5 п. 2.1 ст. 32, пп. 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 14-ФЗ), он должен быть независим, но не может быть определен единолично по своему желанию участником-инициатором аудита. Изменения вступили в силу с 01.01.2023, но закон не содержит ограничений относительно периода, за который заинтересованное лицо может инициировать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества – это может быть и отчетность за прошлые годы.

Проводить инициативный аудит отчетности ООО может как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (ст. 48 Федерального закона № 14-ФЗ, п. 3 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ).

Если аудит проводится по требованию участника общества, то оплата услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за его счет. В силу п. 3 ст. 48 Федерального закона № 14-ФЗ общее собрание участников ООО может своим решением возместить расходы этого участника за счет средств общества. Можно ли будет такую компенсацию отразить в налоговом учете общества? Это зависит от целей проведения такого инициативного аудита. Если они сопряжены с интересами бизнеса, например, под сомнением эффективность или чистоплотность руководства организации, то расходы обоснованы и могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Когда реальные задачи инициатора аудита носят исключительно личный характер, возмещаемую ему сумму нельзя будет учесть в целях налогообложения.

Особенности проверки аудиторами БФО за 2022 год

Минфин опубликовал рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год (приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 № 07-04-09/126779).

В них подчеркивается существенное влияние на деятельность аудируемых лиц в 2022 году нового комплекса факторов экономического и геополитического характера. Минфин отмечает, что возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые. Это должно быть принято во внимание на всех этапах организации и проведения аудита бухгалтерской отчетности.

В связи с вступлением в силу для обязательного применения начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в Рекомендациях уделено повышенное внимание раскрытию в отчетности сопряженных с ними вопросов, в частности:

  • применимость рекомендаций негосударственных регуляторов в области бухгалтерского учета;
  • выбор способа и период отражения последствий изменения учетной политики. Например, ФСБУ 6/2020 предусмотрено отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения этого стандарта перспективно, ретроспективно, а также без пересчета связанных с основными средствами сравнительных показателей за периоды, предшествующие отчетному, и с единовременной корректировкой балансовой стоимости основных средств на 01.01.2022 (31.12.2021). Выбранный способ должен быть описан в пояснениях к отчетности с комментариями для пользователей относительно сопоставимости приводимых в формах отчетности данных на разные отчетные даты. Аудиторам предстоит ответить на вопрос дает ли бухгалтерская отчетность с учетом выбранного аудируемым лицом способа отражения последствий изменения учетной политики достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений;
  • условия признания затрат на проведение ремонта основных средств самостоятельными инвентарными объектами;
  • отражение последствий пересмотра элементов амортизации (срока полезного использования, ликвидационной стоимости, способа начисления амортизации). Эти параметры подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. 2022 год заставил многие компании пересмотреть свои представления о сроках, в течение которых им придется использовать имеющиеся оборудование, транспортные средства, компьютерную технику, а также об их потенциальной ликвидационной стоимости, причем существенное влияние внешних факторов ощущалось в течение почти всего года и это могло стать поводом для неоднократного оперативного пересмотра соответствующих оценочных значений, что не характерно для ординарных условий хозяйствования;
  • определение ликвидационной стоимости объектов основных средств;
  • определение способа и цели использования предмета аренды арендатором. Имеется в виду проверка соответствия объектов бухгалтерского учета условиям, определенным в п. 5 ФСБУ 25/2018, необходимым для их классификации как объектов учета аренды, в частности, имеет ли право арендатор определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды. Рекомендовано при оценке соблюдения указанного условия руководствоваться МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
  • отражение арендных платежей в Отчете о движении денежных средств арендатором с учетом МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда». В частности, согласно МСФО (IAS) 7 денежные выплаты, осуществленные арендатором в счет уменьшения непогашенной суммы обязательств по аренде, являются примером денежных потоков от финансовой деятельности.

Веяниям времени отвечают разделы Рекомендаций «Учет цифровых финансовых активов» и «Учет цифровой валюты».

Традиционно уделено внимание вопросам составления консолидированной финансовой отчетности, составления годовой бухгалтерской отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями, бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами.

Перед составление отчетности обязательно проработайте этот документ, не выпуская из виду и аналогичные Рекомендации прошлых лет: они публикуются Минфином ежегодно и по-прежнему остаются во многом актуальными. Так, например, Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год были доведены Письмом Минфина России от 18.01.2022 № 07-04-09/2185.

Отчётность в ПФР, ФСС и другие госорганы удобно подготовить, отредактировать и отправить через сервис электронной отчётности компании Такском «Онлайн-Спринтер».

Преимущества «Онлайн-Спринтера»

1. Веб-решение

Минимальные требования к рабочему месту – мощный компьютер необязателен.

2. Всегда актуальные версии форм отчётности

Вовремя обновляются вслед за изменениями законодательства.

3. Сверка с бюджетом и с контрагентами
Сверяйтесь с ФНС и ПФР – бесплатно во всех тарифах, причём с ФНС – в автоматическом режиме. Сверяйте книги покупок и продаж – бесплатно во всех тарифах.

4. Удобная работа с несколькими компаниями
Сдавайте отчётность за несколько организаций в одном интерфейсе.

5. Поддержка клиентов 24/7
Телефон и e-mail – круглосуточно.
Чат – на сайте, в интерфейсе программы, в личном кабинете – с 9:30 до 18:00 (мск), по будням.

✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране. 

Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.