В 2021 г. в России полностью завершился переход на прямые выплаты пособий. Cмена правил выплаты социальных пособий привела к изменениям в сфере контроля. Акценты сместились на проверку полноты и достоверности представляемых страхователем сведений.

В 2021 г. в России полностью завершился переход на прямые выплаты пособий. Зачетный механизм больше не работает. Работодатели теперь самостоятельно выплачивают только пособие за первые три дня нетрудоспособности сотрудника, но эта сумма ФСС не финансируется. Кроме того, работодатель продолжает оплачивать застрахованному лицу дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами, пособие на погребение, а также несет затраты на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. За возмещением соответствующих расходов работодатель затем обращается в территориальный орган Фонда.

Окончательная смена правил выплаты социальных пособий привела к тому, что взаимоотношения страхователей с ФСС изменились как в сфере обеспечения пособиями, так и в сфере контроля. Акценты сместились на проверку полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий Фондом страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведений и документов, необходимых для возмещения вышеназванных расходов страхователя. Если по результатам проверок выявляются нарушения, приведшие к переплате пособий, избыточному возмещению затрат работодателя, ФСС будет требовать возместить понесенные им излишние расходы. Помимо этого, ФСС остается контролером в сфере уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСиПЗ).

Новая реальность и новые доминанты контроля потребовали изменений в законодательстве. В новой редакции с 01.01.2022 изложены Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ). Причем большинство новаций сопряжены именно с обновленным порядком проведения проверок.

Права и обязанности ФСС, как страховщика, в этих законах сведены в ст. 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ и ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ.

  • Фонд проводит проверки:
  • полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
  • обоснованности возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и социальных пособий на погребение;
  • правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное страхование от НСиПЗ, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от НСиПЗ, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС);
  • правильности подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности;
  • полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. 

Законодатель определил, что ФСС имеет право на проведение камеральных и выездных проверок. В прошлые годы были популярны совместные выездные проверки налоговых органов и ФСС, поскольку прежний – зачетный – механизм выплаты пособий объединял сферы интересов двух контролирующих органов. Сейчас оснований для проведения совместных проверок не осталось, однако ФСС активно взаимодействует с ФНС России, делясь информацией. В этой связи интересно ознакомиться с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. ФНС России № ММВ-23-11/27@, ФСС РФ № 02-11-13/06-5262П 30.11.2016) (ред. от 16.01.2019) (вместе с «Информацией, передаваемой ФНС России в ФСС РФ», «Информацией, передаваемой ФСС РФ в ФНС России»).

Порядок проведения Фондом проверок определен обновленной ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ, а также ст. 26.14 – 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ. Если камеральный контроль проводится без специального решения на основании поступающих Фонду от страхователей документов, отчетности, то по выездным проверкам ФСС составляет ежегодный план, причем прийти к страхователю с такой проверкой могут не чаще одного раза в три года (п. 3 ст. 26.14, п. 8 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Интересно было бы узнать, как отбираются кандидаты на выездные проверки… Недавно Фонд обнародовал Примерные критерии самостоятельной оценки рисков для страхователей, используемых Государственными учреждениями - региональными отделениями ФСС, при планировании выездных проверок по обязательному социальному страхованию от НСиПЗ. Документ можно найти в информационно-правовых базах или на сайтах региональных отделений Фонда. Документ, впрочем, не носящий нормативного характера, содержит весьма примечательную информацию. Даже если вы не знаете за собой «греха», Фонду все может видеться иначе. В Письме ФСС РФ от 22.07.2021 № 02-08-01/06-06-12864л советует: «используя Примерные критерии, страхователь может самостоятельно выявлять и исправлять ошибки, допущенные им при исчислении страховых взносов (прим. – на обязательное страхование от НСиПЗ), а также оценить соответствующие риски, что позволит ему своевременно уточнять свои обязательства и не нарушать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Заветных признаков сомнительного поведения страхователя набралось восемь: 

  1. Средняя заботная плата у работников ниже ее среднего уровня по хозяйствующирам субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. В ходе камеральных проверок страхователь не представляет необходимые пояснения и/или документы, отвечает не на все требования.
  3. Страхователь неоднократно представлял уточненные расчеты по форме 4-ФСС, в которых уменьшалась величина облагаемой базы от ранее заявленной более чем на 10%.
  4. Страхователь «мигрирует» между региональными отделениями Фонда (т.е. неоднократно снимается с учета и встает на учет в другом отделении в связи с изменением места нахождения).
  5. Страховой тариф на обязательное социальное страхование от НСиПЗ изменен без изменения основного вида экономической деятельности.
  6. Фонд оплаты труда, сформированный страхователем для обложения взносами на обязательное социальное страхование от НСиПЗ, меньше фонда оплаты труда, сформированного страхователем для обложения взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  7. Производится начисление взносов с сумм выплат и вознаграждений работающих инвалидов в размере 60 % от установленного страхового тарифа по НСиПЗ.
  8. Расходы по обязательному социальному страхованию от НСиПЗ составляют 50 и более процентов от начисленных страховых взносов.

Не забывайте также о праве Фонда проводить внеплановые и повторные выездные проверки.

Назначение первых стало возможно с 01.01.2022 г. (новый п. 20.1 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ) на основании жалобы застрахованного лица о нарушении его прав на получение пособий, а также в случае неподтверждения государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, с которыми взаимодействует ФСС, сведений, представленных страхователем.

Повторные же выездные проверки – не новинка (п. п. 24 – 27 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ). Их проводит вышестоящий орган страховщика, чтобы проверить качество работы вашего отделения Фонда при проведении прежней выездной проверки или страховщик, ранее проводивший проверку, в случае представления страхователем уточненного расчета по форме 4-ФСС, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. 

Если контроль выявил нарушения, в возмещении расходов страхователю будет отказано, кроме того, на основании принятого по результатам проверки решения ему может быть направлено требование о возмещении излишне выплаченных по его вине Фондом сумм (п. п. 4, 7 - 12 ст. 4.7, ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 26.15, 26.16, п. 14.1 – 14.13 ст. 26.20 Федерального закона № 125-ФЗ). Что сделает страховщик, если требование не будет погашено добровольно и в срок? В отличие от налоговых органов ФСС не имеет права на безакцептное внесудебное списание средств со счетов страхователя. Ему придется обратиться в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату обеспечения по страхованию (п. 14.6 ст. 26.20 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 12 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Нерадивого страхователя ждут штрафные санкции

См. новую ст. 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 26.22 – 26.30 и обновленную ст. 26.31 Федерального закона № 125-ФЗ:

1. За отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов, необходимых для осуществления контроля за полнотой и достоверностью сведений и документов, представляемых для назначения и выплаты всех видов страхового обеспечения, а также для контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное страхование от НСиПЗ – штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ.

2. За представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты любого из видов страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.

3. За нарушение страхователем срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения предусмотрен штраф в размере 5 000 руб.

Срок представления в ФСС РФ документов (сведений), начиная с 01.01.2022, составляет три рабочих дня со дня получения необходимых сведений (п. п. 8, 11, 12, 15 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ). До 31.12.2021 он составлял пять календарных дней со дня предоставления данных работником страхователю (п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты пособий по страхованию от НСиПЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).

4. За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов штраф составит 20 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний – 40 %.

5. За непредставление формы 4-ФСС в установленный срок оштрафуют на 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более чем на 30 % указанной суммы и не менее 1000 руб.

6. За несоблюдение страхователем порядка представления 4-ФСС в электронной форме – штраф 200 руб.

При этом срок давности привлечения к ответственности по-прежнему составляет 3 года со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого оно было совершено (п. 1 ст. 26.27 Федерального закона № 125-ФЗ, п. 4 ст. 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ).

Для виновных в нарушении установленных законодательством порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС должностных лиц страхователя предусмотрена административная ответственность по ст. 15.33 КоАП РФ, а для тех, кто на поприще уклонения от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от НСиПЗ совершил преступления уготованы ст. 199.3 и 199.4 УК РФ.

 

------------------------------

✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране. 

Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.