С 1 января 2022 года вступает в силу приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"».

Однако, организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока, отразив данное решение в учетной политике.

При рассмотрении данного документа необходимо учитывать и мнение Минфина, выраженное в информационном сообщение от 10.06.2021 N ИС-учет-33 «Новая редакция правил о документах и документообороте в бухгалтерском учете».

Стандарт для российской практики новый. Но посмотрите, какое количество практических рекомендаций к нему мы имеем:

*️⃣ Рекомендация Р-127/2021-КпР «Дистанционная инвентаризация»;

*️⃣ Рекомендация Р-120/2020-КпР «Активы, выявленные в результате инвентаризации»;

*️⃣ Рекомендация Р-115/2020 - КпР «Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни»;

*️⃣ Рекомендация Р-114/2020 - КпР «Электронная отчетность»;

*️⃣ Рекомендация Р-113/2020 - КпР «Первичные учетные документы в условиях удаленной работы»;

*️⃣ Рекомендация Р-62/2015-КпР «Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам»;

*️⃣ Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля»;

*️⃣ Рекомендация Р-42/2013-КпР «Исправления в электронных документах»;

*️⃣ Рекомендация Р-41/2013-КпР «Исправления в первичных учетных документах»;

*️⃣ Рекомендация Р-38/2013-КпР «Регистры бухгалтерского учета»;

*️⃣ Рекомендация Р-33/2013-КпР «Подпись главного бухгалтера на документах»;

*️⃣ Рекомендация Р-25/2012-КпР «Применение унифицированных форм первичной учетной документации после 1 января 2013 года»;

*️⃣ Рекомендация Р-18/2011-КпР «Неотфактурованные поставки». 

И это далеко не все! Данный вопрос волнует специалистов давно. И вот час «икс» наступил. 

❓ Что нового нас ждет в связи с данным документом ❓  

✅ Новые определения 

ФСБУ 27/2021, п. 2, 8 Закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.11, ст. 9
Под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив). Определение отсутствовало
Датой составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события. Определение отсутствовало
В случае включения обязательных реквизитов в первичный учетный документ на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни, указывается информация, позволяющая идентифицировать соответствующий оправдательный документ. Определение отсутствовало

✅ Появилась возможность применения ряда особых процедур оформления фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами 

Например, одним первичным учетным документом могу быть оформлены: 

*️⃣ несколько связанных фактов хозяйственной жизни; 

*️⃣ ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами,

Отдельные факты хозяйственной жизни могут оформляться не при их совершении, а с определенной периодичностью (например, за сутки, неделю, месяц, квартал). 

Такими фактами хозяйственной жизни могут быть:

*️⃣ длящиеся факты хозяйственной жизни (начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств, т. п.); 

*️⃣ повторяющиеся факты хозяйственной жизни (поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, т. п.).

В этом случае периодичность составления первичных учетных документов определяется экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности; в любом случае первичный учетный документ должен быть составлен на отчетную дату (ранее - подобный порядок допускался при реализации товаров, продукции, работ, услуг с применением контрольно-кассовой техники). 

✅ Уделено большое внимание регистрам бухгалтерского учета 

Статья 10 «Регистры бухгалтерского учета» закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дополнена требованиями ФСБУ 27/2021.

Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:

*️⃣ полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);

*️⃣ отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее - хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее - систематическая запись);

*️⃣ ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее - синтетический учет) и аналитических счетах (далее - аналитический учет);

*️⃣ системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);

*️⃣ обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);

*️⃣ достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);

*️⃣ своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользователям);

*️⃣ юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни).

✅ Изменены правила исправления документов 

Бумажную первичку можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные (п. 21 ФСБУ 27/2021).

Для исправления электронного документа оформите новый (п. 20 ФСБУ 27/2021).

Для исправления ошибки в регистре можно сделать дополнительную запись - дополняющую сумму ошибочной записи до нужной величины. Для уменьшения суммы применяют способ сторно (п. 8 Информации Минфина от 10.06.2021 N ИС-учет-33).

✅ Установлены правила подписания документов 

Перечень лиц, имеющих право подписания документов бухгалтерского учета, устанавливается руководителем экономического субъекта.

Виды электронной подписи документов бухгалтерского учета, составляемых в виде электронного документа, устанавливаются экономическим субъектом из числа предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Если в документообороте участвует несколько разных экономических субъектов, то правила электронного взаимодействия определяются сторонами договоров.

Новый ФСБУ 27/2021 призван упорядочить и систематизировать информацию, необходимую для использования профессионалами в сфере бухгалтерского учета, а так же грамотно и квалифицировано организовать документооборот внутри каждой компании.

------------------------------

✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране. 

Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.