Однако, организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока, отразив данное решение в учетной политике.
При рассмотрении данного документа необходимо учитывать и мнение Минфина, выраженное в информационном сообщение от 10.06.2021 N ИС-учет-33 «Новая редакция правил о документах и документообороте в бухгалтерском учете».
Стандарт для российской практики новый. Но посмотрите, какое количество практических рекомендаций к нему мы имеем:
*️⃣ Рекомендация Р-127/2021-КпР «Дистанционная инвентаризация»;
*️⃣ Рекомендация Р-120/2020-КпР «Активы, выявленные в результате инвентаризации»;
*️⃣ Рекомендация Р-115/2020 - КпР «Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни»;
*️⃣ Рекомендация Р-114/2020 - КпР «Электронная отчетность»;
*️⃣ Рекомендация Р-113/2020 - КпР «Первичные учетные документы в условиях удаленной работы»;
*️⃣ Рекомендация Р-62/2015-КпР «Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам»;
*️⃣ Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля»;
*️⃣ Рекомендация Р-42/2013-КпР «Исправления в электронных документах»;
*️⃣ Рекомендация Р-41/2013-КпР «Исправления в первичных учетных документах»;
*️⃣ Рекомендация Р-38/2013-КпР «Регистры бухгалтерского учета»;
*️⃣ Рекомендация Р-33/2013-КпР «Подпись главного бухгалтера на документах»;
*️⃣ Рекомендация Р-25/2012-КпР «Применение унифицированных форм первичной учетной документации после 1 января 2013 года»;
*️⃣ Рекомендация Р-18/2011-КпР «Неотфактурованные поставки».
И это далеко не все! Данный вопрос волнует специалистов давно. И вот час «икс» наступил.
❓ Что нового нас ждет в связи с данным документом ❓
✅ Новые определения
ФСБУ 27/2021, п. 2, 8 | Закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.11, ст. 9 |
Под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета. | Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. |
Под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив). | Определение отсутствовало |
Датой составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события. | Определение отсутствовало |
В случае включения обязательных реквизитов в первичный учетный документ на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни, указывается информация, позволяющая идентифицировать соответствующий оправдательный документ. | Определение отсутствовало |
✅ Появилась возможность применения ряда особых процедур оформления фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами
Например, одним первичным учетным документом могу быть оформлены:
*️⃣ несколько связанных фактов хозяйственной жизни;
*️⃣ ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами,
Отдельные факты хозяйственной жизни могут оформляться не при их совершении, а с определенной периодичностью (например, за сутки, неделю, месяц, квартал).
Такими фактами хозяйственной жизни могут быть:
*️⃣ длящиеся факты хозяйственной жизни (начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств, т. п.);
*️⃣ повторяющиеся факты хозяйственной жизни (поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, т. п.).
В этом случае периодичность составления первичных учетных документов определяется экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности; в любом случае первичный учетный документ должен быть составлен на отчетную дату (ранее - подобный порядок допускался при реализации товаров, продукции, работ, услуг с применением контрольно-кассовой техники).
✅ Уделено большое внимание регистрам бухгалтерского учета
Статья 10 «Регистры бухгалтерского учета» закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дополнена требованиями ФСБУ 27/2021.
Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:
*️⃣ полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);
*️⃣ отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее - хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее - систематическая запись);
*️⃣ ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее - синтетический учет) и аналитических счетах (далее - аналитический учет);
*️⃣ системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);
*️⃣ обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);
*️⃣ достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);
*️⃣ своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользователям);
*️⃣ юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни).
✅ Изменены правила исправления документов
Бумажную первичку можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные (п. 21 ФСБУ 27/2021).
Для исправления электронного документа оформите новый (п. 20 ФСБУ 27/2021).
Для исправления ошибки в регистре можно сделать дополнительную запись - дополняющую сумму ошибочной записи до нужной величины. Для уменьшения суммы применяют способ сторно (п. 8 Информации Минфина от 10.06.2021 N ИС-учет-33).
✅ Установлены правила подписания документов
Перечень лиц, имеющих право подписания документов бухгалтерского учета, устанавливается руководителем экономического субъекта.
Виды электронной подписи документов бухгалтерского учета, составляемых в виде электронного документа, устанавливаются экономическим субъектом из числа предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи», если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Если в документообороте участвует несколько разных экономических субъектов, то правила электронного взаимодействия определяются сторонами договоров.
Новый ФСБУ 27/2021 призван упорядочить и систематизировать информацию, необходимую для использования профессионалами в сфере бухгалтерского учета, а так же грамотно и квалифицировано организовать документооборот внутри каждой компании.
------------------------------
✅ Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.