О переаккредитации УЦ и о том, что руководители и ИП с января будут получать электронные подписи в ФНС знают уже все. Но по новым правилам получения и применения ЭП всё ещё остаётся много вопросов. Мы решили обратиться к первоисточнику и посмотреть, что говорит о новых правилах законодательство.

Удостоверяющие центры и сроки действия электронной подписи. Изменения после 1 июля 2021 года

Удостоверяющие центры, аккредитованные до 1 июля 2020 г. вправе выдавать электронные подписи только до 1 июля 2021 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Электронные подписи, выданные этими УЦ, в любом случае, не будут действительны после 31 декабря 2021 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Перечень аккредитованных удостоверяющих центров, с указанием даты аккредитации размещён на сайте Минцифры России в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров». Советуем свериться с ним и запросить у УЦ копии соответствующих документов перед приобретением электронной подписи.

Итак, вы приобрели электронную подпись в крупном УЦ, прошедшем аккредитацию, например, в удостоверяющем центре Такском. Как долго она будет действовать? Смотрим на п. 3, 4 ст. 3, пп. 1 п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 17.2, ст. 17.3, Федерального закона № 63-ФЗ в редакции, действующей с 2022 г.

  • Если УЦ прошёл аккредитацию по новым правилам, он имеет право выдавать сертификаты электронной подписи для юридических и физических лиц и после 01.07.2021. Но для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов – только до 31 декабря 2021 включительно.
  • Сертификат электронной подписи физического лица, выданный таким УЦ, действует до окончания срока сертификата и будет действовать в 2022 году.
  • Электронная подпись для юрлица и ИП, выданные аккредитованным УЦ, действует до окончания срока, но не более чем до 01.01.2022.
  • Сертификат нотариуса, выданный таким УЦ, действует до окончания срока – без ограничения по 01.01.2022. Пп. 3 п. 1 ст. 17.2 не содержит указания на то, что после 01.01.2022 нотариусу необходимо применять только подпись, выданную ФНС – в отличие от формулировки в отношении ЮЛ и ИП. Сказано лишь, что с этой даты электронная выдаётся ФНС. Но, возможно, разъяснения и поправки по этому пункту ещё будут.

Где получать электронную подпись с 1 января 2022 года

Юридическим лицам – в ФНС. С 1 января 2022 г. квалифицированный сертификат электронной подписи юридического лица выдаётся только удостоверяющим центром ФНС. И только на физическое лицо, действующего от имени юридического лица без доверенности (пп. 1 п. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Письма ФНС России от 16.03.2021 № ПА-19-24/151@, от 15.02.2021 № ПА-2-24/264@), то есть на имя директора.

Кредитным организациям – в ЦБ. Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платёжных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности, можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации (п. 2 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ).

Бюджетным организациям – в Федеральном Казначействе. Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства (п. 3 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ).

Индивидуальным предпринимателям – в ФНС. Квалифицированная электронная подпись индивидуального предпринимателя выдаётся с 1 января 2022 г. только удостоверяющим центром ФНС с указанием также физического лица, являющегося ИП, в качестве владельца данного сертификата (п. 1 ст. 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ).

Если подпись нужна не только директору

Если в организации электронные документы подписывает не только директор, то новые правила предусматривают возможность подписывать документы другим сотрудникам с помощью личной электронной подписи физического лица. Для этого сотруднику оформляется доверенность в электронной форме, подписанная подписью руководителя организации, и он становится уполномоченным представителем (пп. 2 п. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ). Аналогичные правила действуют и для физических лиц, представляющих ИП (п. 2 ст. 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ). При этом закон никак не ограничивает количество уполномоченных лиц среди организаций и ИП. Электронную подпись физических лиц, в т.ч. физических лиц, действующих от имени юридического лица или ИП по доверенности, можно получать в удостоверяющем центре Такском – первом удостоверяющем центре, прошедшем аккредитацию по новым правилам.