Получение и применения электронной подписи в нашей стране регламентируется Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В декабре 2019 года в него были внесены поправки, которые кардинально меняют привычные правила выдачи сертификатов.

Это обусловлено тем, что скомпрометированная электронная подпись может иметь серьёзные последствия, особенно сейчас, когда цифровизация достигла уровня, когда онлайн можно заключить любую сделку, выиграть торги и подписать важные документы.

Этапы реформы

Реформа не началась внезапно, у бизнеса было время подготовиться к изменениям. И они вступают в силу поэтапно. Первой ключевой датой стало 1 июля 2020 года. Вот уже год, как электронную подпись можно получить, только посетив удостоверяющий центр лично. Раньше это можно было сделать по доверенности и именно здесь таилась опасность, что подпись, выданная на имя одного человека, будет использоваться другим.

Вторая серьёзная веха в реформе 63-ФЗ наступит совсем скоро – 1 июля 2021 года. С 1 июля сократится число удостоверяющих центров (УЦ) – специальных организаций, которые имеют право выдавать электронные подписи. По новым требованиям УЦ должен пройти аккредитацию и получить положительное заключение Правительственной комиссии, только тогда он сможет продолжить выдавать электронные подписи после 1 июля. Требования к УЦ стали намного серьёзнее. Это касается и уставного капитала, и подтверждённой деловой репутации. А также вводится уголовная ответственность для сотрудников центров, если они умышленно совершили противоправные действия при выдаче электронной подписи.

Всё это приведёт к тому, что большинство небольших удостоверяющих центров потеряют лицензии. Уже сейчас список аккредитованных УЦ сократился вдвое по сравнению с началом года. Кстати, первым удостоверяющим центром, прошедшим полную аккредитацию по новым правилам, стала компания Такском.

Следующим этапом реформы 63-ФЗ станет изменения правил получение электронных подписей для первого лица и других уполномоченных сотрудников. Руководитель и сотрудники будут пользоваться разными видами подписей. Глава компании или индивидуальный предприниматель будет, как прежде, подписывать документы подписью от имени организации или ИП. А уполномоченные сотрудники, например, бухгалтер при сдаче электронной отчётности, будут использовать свою электронную подпись физического лица и цифровую (машиночитаемую) доверенность, подтверждающую право подписи. И получать электронную подпись сотрудники и директор будут в разных местах.

Вы директор

Если вы руководитель организации или индивидуальный предприниматель, то получить электронную подпись с 1 января 2022 года вы сможете только в ФНС России или у её доверенных партнёров. Руководитель бюджетных учреждений будут получать подпись в Федеральном казначействе, финансовых организаций – в Банке России.

Получить подпись в ФНС можно уже с 1 июля этого года. Посетить отделение инспекции придётся лично по предварительной записи. Устройство (токен), на которое запишут сертификат, тоже нужно принести с собой, как и комплект необходимых документов.  На одно юрлицо полагается только одна подпись и передавать её другим лицам незаконно.

Вы бухгалтер, заместитель директора или другое уполномоченное лицо

Подпись, которой вы будете подписывать рабочие документы будет лично вашей. Вы сможете использовать её для собственных нужд, например, для работы с порталом Госуслугами, подачи документов в суд или регистрации сделок с недвижимостью.

Использовать персональную подпись для работы можно только вместе с цифровой доверенностью, подтверждающей, что руководитель компании официально делегировал вам право подписи. Пока формат электронной (машиночитаемой) доверенности не обнародован, но должен появиться в ближайшее время.

Получить электронную подпись физического лица можно в любом аккредитованном УЦ. Важно удостовериться, что ваш УЦ аккредитован по новым правилам или дождаться 1 июля, когда аккредитация УЦ, не соответствующих новым требованиям, прекратится.

Что делать сейчас

До 1 января работать по-прежнему. Пока нет утверждённого формата машиночитаемой доверенности, пользуйтесь теми электронными подписями, к которым привыкли.

Убедитесь, что УЦ, в котором оформлен ваш сертификат электронной подписи, прошёл аккредитацию. Если нет, приобретите подпись в аккредитованном УЦ. Она точно будет действовать до конца года.

Если вы руководитель, можете попробовать получить электронную подпись в ФНС до 1 января 2022 года без очередей и ажиотажа, которые ожидаемо будут.

Что касается компании Такском, то подписи выданные УЦ Такском ранее будут действительными и после 1 июля. С 1 января 2022 года компания Такском будет выдавать электронные подписи всем сотрудникам компаний, кроме первых лиц.

Первые лица компаний, согласно закону, с 1 января 2022 года обязаны использовать подпись, полученную в УЦ ФНС.  Это не значит, что компания оставит своих клиентов-первых лиц без поддержки. Они будут полностью сопровождаться в процессе выдачи электронной подписи и в обеспечении получения сертификата в ФНС.