В начале деятельности у любого индивидуального предпринимателя много задач — от прохождения процедуры госрегистрации и выбора системы налогообложения до построения всевозможных бизнес-процессов.

Токен erid: LDTCKEZB4

Кажется, что в этом ворохе задач принятие решения о подключении электронного документооборота (ЭДО) не является особенно важным. Но это не так: ЭДО сейчас рассматривают не только как удобный вид документооборота — в некоторых случаях он обязателен. 

Продукты для цифровизации ключевых бизнес-процессов: 

Для чего ИП ЭДО?

Документы, подписанные электронной подписью, имеют такую же юридическую значимость, как и бумажные с подписью от руки. ЭДО — это удобство: обмен электронными документами возможен в любое время и из любой точки мира, где есть интернет. ЭДО — это скорость: отправка и получение документов происходят в считанные минуты. Наконец, ЭДО — это экономия: меньше расходов на бумагу, логистику документов, можно обойтись без архива. А можно ли обойтись без ЭДО? Не всегда. 

Если начать с простого, то ИП электронный документооборот понадобится как минимум для двух задач:

Взаимодействие с контролирующими госорганами. 

Налоговая служба стремится к полному переводу взаимодействия с налогоплательщиками в электронный формат. Уже сейчас сдача отчётности на бумаге доступна только микропредприятиям с численностью сотрудников не более 10. Если в штате работников больше, то 6-НДФЛ и РСВ можно сдавать только в электронном виде. 

То же самое касается и отчётности в Социальный фонд России: больше 10 сотрудников — принимается только электронная форма ЕФС-1. Кроме того, исключительно в электронном виде сдают декларацию по НДС и статистическую отчётность в Росстат. 

Если есть работники, то ЭДО может потребоваться и для оформления больничных листов. Сейчас их редко оформляют на бумаге, и сведения по работнику передают в СФР в электронном виде. 

Таким образом, взаимодействовать с госорганами в электронном формате в некоторых случаях необходимо. 

Взаимодействие с контрагентами. 

В системе электронного документооборота можно обмениваться с контрагентами договорами, актами, накладными, счетами-фактурами и прочими документами. Оформление, отправка, согласование и подписание документов происходят быстрее, чем при бумажном документообороте. Кроме того, всё больше компаний рассматривают взаимодействие с контрагентами и партнёрами только при условии электронного обмена документами, потому что это удобно, быстро, экономно и безопасно. 

Получается, что уже на старте бизнеса ИП может понадобиться в работе электронный документооборот. 

Когда ЭДО обязателен?

В ряде случаев вести деятельность без ЭДО просто невозможно. Например, электронный документооборот нужен:

Для работы с маркированными товарами. 

Обязательной маркировке уже подлежат многие массовые товары — текстиль, обувь, одежда, молочная продукция, питьевая вода. А для передачи сведений в систему Честный ЗНАК об обороте маркированных товаров с 1 января 2022 года обязателен ЭДО. 

Для работы в системе «Меркурий». 

Обязанность по использованию электронных ветеринарных сопроводительных документов лежит на всех, кто реализует товары животного происхождения (мясо, птицу, рыбу). 

Для работы с прослеживаемыми товарами. 

Система прослеживаемости только развивается, товаров, которые подлежат контролю, не так много, но список точно будет расширяться. Отчитываться в электронном виде нужно об импортных товарах, подлежащих прослеживаемости. Среди них — мониторы и проекторы, холодильники и стиральные машины, детские коляски и автокресла, различные виды спецтехники и оборудования. 

Для участия в госзакупках. 

Цифровизация в сфере госзакупок продвинулась далеко вперёд. Большинство госзакупок проводится в электронном виде, поставщики и заказчики давно обмениваются электронными документами. В ЭДО принимают закрывающие бухгалтерские документы от операторов ЭТП, формируют и отправляют документы о приёмке, так как с 2021 года действует электронное актирование. 

Для ИП и малых предприятий в сфере госзакупок созданы удобные условия и действуют программы господдержки. Участие в закупках позволяет найти крупных заказчиков. А пока нет ЭДО, есть риск упустить прибыльный тендер. 

Что в итоге?

В одних случаях ИП сразу надо подключить ЭДО, например, если он планирует работать с маркированными товарами. В других случаях электронный документооборот может стать просто удобным решением для оптимизации бизнес-процессов, экономии денег и времени. 

Подключить электронный документооборот несложно: есть большой выбор операторов, разные тарифы и способы работы в системе ЭДО (веб-версия, интеграция с учётными системами). В зависимости от потребностей бизнеса легко подобрать выгодный вариант. 

Реклама esphere.ru