В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в частности введена с 01 января 2020 года новая статья 18 «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Государственный информационный ресурс формируется и ведется ФНС.

В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по своему месту нахождения.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней утверждаются ФНС.

В соответствии с Законопроектом «О внесении изменений в КОАП в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс (вступает в силу с 1.01.2021 г.), подготовленным Правительством РФ, планируется главу 15 КОАП дополнить статьей 15.111.

Виды нарушения

- Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, а равно представление указанной отчетности в неполном составе

На должностных лиц в размере от 50 000,0 до 70 000,0 рублей, на юридических лиц – от 100 000,0 до 200 000,0 рублей

- Несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, а равно представление указанной отчетности в неполном составе

На должностных лиц в размере от 80 000,0 до 100 000,0 рублей, на юридических лиц – от 300 000,0 до 500 000,0 рублей

- Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно

На должностных лиц в размере от 80 000,0 до 100 000,0 рублей, на юридических лиц – от 200 000,0 до 300 000,0 рублей

- Непредставление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней, до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность

На должностных лиц в размере от 100 000,0 до 200 000,0 рублей, на юридических лиц – от 500 000,0 до 700 000,0 рублей

Примечание:

Под несвоевременным представлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, понимается представление указанной отчетности, аудиторского заключения с нарушением сроков, установленных частью 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В процессе общественного обсуждения законопроекта, некоторые эксперты и ведомства, например, Минэкономразвития РФ, высказались за более четкое и аргументированное обоснование Правительством РФ планируемых мер ответственности.

В настоящее время, предусмотрена ответственность по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности (с 10 апреля 2016 г.), в соответствии с которой должностному лицу грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Кроме того, существует ответственность за повторное нарушение. Таковым является нарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за однородное административное правонарушение (п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ). Речь идет о периоде, когда прежде вынесенное постановление о назначении административного наказания вступило в силу, но со дня окончания исполнения данного постановления не истек год (ст.4.6 КоАП РФ).

За повторное грубое нарушение правил бухучета установлен штраф в двойном размере – от 10 000 до 20 000 рублей. При этом, в качестве альтернативы штрафу предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет.

Напомним, дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Такой вид наказания назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Таким образом, дисквалификация применима только к руководителю организации, как лицу, осуществляющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (ч.3 ст.3.11 КоАП РФ). Иными словами, за повторное грубое нарушение правил бухучета руководитель организации, сам того не ожидая, может лишиться должности.

Расширенный состав грубых нарушений правил бухучета

Перечень деяний, которые образуют состав правонарушения по статье 15.11 КоАП РФ, с 10.04.2016 г. значительно расширен.

Грубыми нарушениями требований к бухучету считаются:

– занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;

– искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.

– регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

– ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

– составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

– отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о ней (в случае, если аудит обязателен) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Отсутствие аудиторского заключения

Обращаем особое внимание на то, что наказание предусмотрено в том числе и за отсутствие у организации аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности (в случае, если аудит является обязательным) в течение установленного срока его хранения. Такой срок согласно статье 29 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляет не менее 5 лет после отчетного года.

Напомним, перечень случаев проведения обязательного аудита установлен в статье 5 Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит бухгалтерской отчетности должен быть проведен:

– в организациях, чья выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов на конец предшествующего года составляет более 60 млн рублей;

– во всех акционерных обществах, в том числе непубличных (ранее именовавшихся ЗАО), независимо от финансовых показателей;

– в иных установленных случаях (случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2018 год приведен на сайте Минфина РФ).

Таким образом, если в течение предусмотренных 5 лет хранения аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) выяснится, что оно отсутствует, возможна ответственность по статье 15.11 КоАП РФ – вплоть до дисквалификации руководителя.

Протоколы за нарушения, предусмотренные данной нормой, уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (ст.28.3 КоАП РФ). То есть, выявить отсутствие аудиторского заключения (как и любое другое грубое нарушение требований бухучета) могут налоговики во время выездной налоговой проверки или по требованию. А какое за это последует наказание, решит суд.

Таким образом, в связи с усилением ответственности в сфере бухучета, , мало у кого из руководителей организаций, планирующих и далее активно заниматься деятельностью в должности руководителя, возникнет желание сэкономить на проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Отсутствие права на упрощение бухгалтерского учета

В связи с ужесточением наказания за грубые нарушения требований бухучета следует напомнить и об изменениях в части возможности применения упрощенных способов его ведения, в том числе составления отчетности в упрощенном порядке.

Так, вести бухучет упрощенным способом (в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность) вправе организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

– субъекты малого предпринимательства (СМП);

– некоммерческие организации;

– организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

При этом, с 16 ноября 2014 года указанная норма действует в редакции Закона от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ. Согласно внесенным изменениям упрощать бухучет и отчетность данные организации вправе, если они не перечислены в пункте 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. А именно, если они не подлежат обязательному аудиту, не являются жилищными или жилищно-строительными кооперативами, микрофинансовыми организациями и т.д.

Таким образом, если организация относится к СМП*, но, к примеру, подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права на упрощения она не имеет.

* К субъектам малого предпринимательства относятся организации, которые соответствуют критериям, установленным статьей 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Напомним, с 1 августа 2016 года поменялись 2 таких критерия: вместо средней численности используется показатель среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, вместо выручки от реализации используется показатель дохода, полученного за предшествующий календарный год. При этом предельные значения показателей для малых предприятий остались прежними: по численности – 100 человек, по доходам – 800 млн рублей. Кроме того, с 1 августа 2016 года на сайте ФНС введен в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС формирует его самостоятельно на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других госорганов и уполномоченных организаций.

Напомним, упрощение способов ведения бухучета и составления отчетности заключается, в том числе в неприменении положений ряда ПБУ. Например, малые предприятия могут:

– не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, выплату годовых вознаграждений, гарантийный ремонт и т.д.) (п.3 ПБУ 8/2010);

– не отражать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью, постоянные (отложенные) налоговые активы и обязательства (п.2 ПБУ 18/02);

– не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п.3.1 ПБУ 16/02);

– использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п.12 ПБУ 9/99, п.18 ПБУ 10/99);

– проценты по любым займам учитывать, как прочие расходы (п.7 ПБУ 15/2008);

– не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения (п.19 ПБУ 19/02);

– любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные без ретроспективного пересчета (п.9 ПБУ 22/2010) и т.д.

В ПБУ, которые предусматривали способы упрощения учета для малых предприятий, также были внесены поправки. Приказом Минфина от 6 апреля 2015 года N 57н их положения привели в соответствие с нормами Закона № 402-ФЗ.

Аудиторская проверка как способ минимизации рисков привлечения к ответственности

Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о сотрудничестве с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов. Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае, это поможет своевременному выявлению и устранению ошибок в бухгалтерском (налоговом) учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также для осуществления превентивных мероприятий по минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового учета.

Виктор Тимохин
директор по аудиту компании «Аудэкс»
Департамент аудита