В условиях рыночной экономики целесообразно разрабатывать гибкие инструменты анализа финансовой устойчивости предприятия, учесть не только внутренние, но и внешние факторы риска и построить стратегию развития с учётом всех слабых сторон.
В каких случаях компания рискует:
- Внезапные незапланированные расходы;
- Падение покупательского спроса;
- Имущественные риски (утраты, имущественные ущербы);
- Рост цен на приобретаемые материалы;
- Задержки оплаты дебиторами;
- Риск девальвации капиталовложений;
- Риски судебных взысканий;
- Риски, связанные с изменениями в законодательстве, внутренней и внешней политике государства.
Список могут дополнить и другие риски, индивидуальные для каждой отдельно взятой организации. Но подход к минимизации рисков для большинства компаний будет общим.
Стресс-тестирование основывается на построении исключительных моделей возможных ситуаций, в которых теоретически может оказаться организация. Такой подход часто называют «what – if» (что если). Он позволяет оценить различные сценарии развития финансовой деятельности, выявить слабые стороны и определить степень готовности к кризисной ситуации.
Попробуйте протестировать каждый из рисков, примерив их на свою компанию. Так вы поймёте, насколько компания обеспечена ресурсами, необходимыми для оперативного исправления последствий риска. Нашли уязвимость? Это сигнал к тому, чтобы продумать защиту от риска и внести её в финансовый план и общую стратегию развития предприятия.
Пройдите шесть этапов стресс-тестирования:
1. Выделите зоны риска, присущие вашей организации (падение покупательского спроса, нехватка квалифицированных сотрудников, рост цен на закупки и т.п.);
2. Соотнесите с каждой выделенной зоной риска стресс-факторы, которые ей соответствуют;
У каждого серьёзного негативного события есть свой ключевой параметр (стресс-фактор). А одно негативное событие в компании может вызвать «цепную реакцию» других падений.
Например, сокращение спроса ведёт к сокращению выручки; а нехватка квалифицированных кадров может привести к увеличению количества дней на выполнение работы или услуги и, как следствие, увеличению ожидания поступления оплаты от покупателей.
3. Определитесь с негативным сценарием и основой для оцифровки стресс-факторов;
Важно понять, насколько должен измениться фактор, чтобы превратится из штатного момента в шоковый элемент.
Например, инфляция. Само по себе ежегодное снижение покупательной способности денег шоком назвать нельзя. Но если стоимость национальной валюты упадёт резко, то это отразится и на зарплатах, и на пенсиях, и на покупательской способности, и, как следствие – спросе на ваш продукт и стоимости ваших внутренних издержек. Такие последствия уже являются шоковыми.
Свой негативный сценарий должен быть и у вашей компании. Убедитесь, что он соответствует ряду требований:
- всеохватность. Все типы рисков, присущих вашей организации, учтены;
- непротиворечивость. Значения стресс-факторов не противоречат друг другу по величине и смыслу;
- шоковый характер. Изменения факторов в своём характере должно быть экстремальным, а не просто отрицательным.
4. Выберите методику для проведения стресс-тестирования;
Можно взять за основу существующие методики и комбинировать их на своё усмотрение.
Классификация методов стресс-тестирования:
Подход к классификации |
Элемент классификации |
Суть метода |
Плюсы |
Минусы |
Количество факторов в основе сценария |
Однофакторные |
Принимаются во внимание изменения одного фактора |
Простота расчётов |
Оторванность от реальности |
Многофакторные |
Расматриваются изменения нескольких факторов |
Комплексный прогноз, приближенный к действительности |
Сложность расчётов и высокая вероятность ошибки |
|
Направление расчётов |
Прямое |
1.Устанавливаются шоковые значения стресс-факторов.2. Значения вводятся в расчетную модель. 3.Получение итоговых финансовых показателей, которые получит организация, если негативный сценарий реализуется на практике |
Понятная техника расчётов |
Отсутствует вариативность |
Обратное |
1.Определяются значения итоговых финансовых показателей, которые окажутся фатальными для предприятия,2. В расчетную модель вводятся параметры стресс-факторов, способные привести к такой ситуации |
Возможность получить несколько вариантов причин возникновения неблагоприятных последствий |
Сложность расчётов. Помимо стресс-факторов придётся учитывать несколько вариаций для исходных параметров |
|
Агрегирование данных (для организаций, входящих в группу компаний) |
Снизу-вверх (bottom-up) |
Каждая организация, входящая в группу проводит стресс-тестирование отдельно. За основу берётся сценарий, который дала материнская организация, а также собственные показатели и расчеты |
Детализированная информация и максимальный учёт специфики конкретной организации |
Необходимо чётко прописывать методологию проведения стресс-тестирования со стороны материнской компании |
Сверху-вниз (top-down) |
Стресс-тестирование проводит материнская организация. За основу берётся сценарий и обобщенные данные по дочерним структурам |
Строгое соблюдение методологии расчётов, исключение несопоставимых данных |
Не исключено поверхностное внимание к специфике бизнеса дочерних структур и, как следствие, искажение итоговых результатов |
5. Пересчитайте плановые показатели бюджета с учётом стресс-факторов
Размер возможного ущерба, который вы сможете увидеть на данном этапе, позволит сделать вывод относительно «живучести» компании.
Для предотвращения неблагоприятных последствий, на основании полученных данных потребуется скорректировать финансовый план. Это не составит особого труда, если бюджет вашей компании автоматизирован.
6. Дайте оценку результатам стресс-тестирования
Стресс-тест покажет величину разрыва между доходами и расходами в кризисные времена. Если значения дают повод поволноваться, следует спланировать комплекс мер, которые на практике такие последствия минимизируют.
Подойдите к стресс-тесту ответственно. Начните с написания регламента, укажите этапы, назначьте
Когда страховая защита финансового плана разработана, можно увидеть, какая сумма потребуется на покрытие каждого риска. Узнайте, как определить запас финансовой устойчивости и сделать прогноз по снижению выручки на подробных примерах. Ещё больше о стресс-тестах читайте здесь.