Представьте, что в конце отчетного периода у вас полная касса денег, а бизнес убыточный. Как такое может быть? Очень просто! Рассмотрим два простых примера.

Александр летом решил заработать на постройке беседок. Заказов было море. Александр закупал стройматериалы, нанял несколько строительных бригад, размещал рекламу. Лето закончилось, а вместе с ним и заказы. Александр заплатил налоги, аренду за склад и офис, поставщикам стройматериалов, а вот заплатить зарплату всем сотрудникам уже не смог, деньги закончились. Вышло так, что бизнес Александра был убыточным. Нужно было поднять цены на беседки, чего он не сделал, ведь в кассе и сейфе всегда была куча денег.

Наталья продает дизайнерскую мебель. Заказов много, клиенты довольны, радуют ее положительными отзывами. А вот денег нет, приходится занимать на производство мебели. Однако бизнес прибыльный. Просто вся прибыль находится в форме запасов на складе и дебиторской задолженности – отсрочек покупателям, среди которых крупные кафе и рестораны.

Следовательно, у прибыльного бизнеса может быть пустая касса, а у убыточного – полная денег. Нужно ориентироваться не на полноту кубышки, а вести финансовый учет. Что делают далеко не все предприниматели. Часто начинающие бизнесмены используют табличку, либо тетрадь, куда вбивают доходы и расходы. В итоге – информации не хватает и бизнес со временем становится убыточным.

Еще одна распространенная ошибка компаний – подсчет прибыли по деньгам в кассе или на счетах. Руководитель попросту вычитает из доходов расходы и получает определенную сумму. Это не правильно. Прибыль нельзя выразить цифрой на расчетном счете или потрогать. Это виртуальный показатель. Количество денег никак не связано с эффективностью компании и показателем прибыли.

Помните, что финансы – это не просто сбор цифр в таблички и тетрадки, а информация, которая помогает планировать действия и принимать верные решения. Держать деньги бизнеса под постоянным контролем помогает финансовый учет.

Он состоит из трех отчетов: о движении денег, о прибылях и убытках и баланса. В совокупности такие отчеты помогают увидеть: растёт ли компания, почему прибыль есть, а денег нет, как увеличить прибыль, почему возникают кассовые разрывы, эффективно ли работает менеджмент.

Увидеть хватит ли вашему бизнесу денег на выполнение обязательств: выплату зарплаты, закупку товара, оплату аренды поможет отчет о движении денег (ДДС). Его следует вести параллельно с платежным календарем, по которому вы сможете определить количество денег на начало месяца, спланировать поступления и траты, предвидеть кассовые разрывы и заранее принимать меры.

С чего начать?

Сперва научитесь группировать поступления и траты на категории и регулярно вести отчетность. На первых порах будет достаточно обычной таблички в Excel.

Дать полное представление о современных методиках управления денежными средствами и возможность получения навыков практического решения задач, направленных на повышение эффективности денежного оборота компании нацелены новые программы: «Управление денежными средствами (ДДС). Планирование, анализ, контроль денежных потоков, практика применения программных продуктов». Количество мест ограничено, успейте записаться. Курсы пройдут со 2 по 5 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге и с 10 по 13 марта 2020 года в Москве.