О соответствии проекта Дисциплинарного кодекса саморегулируемой организации аудиторов последним изменениям законодательства.

Живы еще в памяти воспоминания о пылких дебатах по поводу проекта Дисциплинарного кодекса аудиторов и вот, на эмоционально обедненную почву представлена вторая, обновленная редакция этого документа.

Вместе с тем, в незначительный период времени между подготовкой первой и второй редакций проектов Кодекса произошли судьбоносные изменения законодательства в области аудита.  Именно с этих позиций и предлагается рассмотреть вторую редакцию проекта Дисциплинарного кодекса (далее – Кодекс).

Как следует из статьи 1 предложенного проекта Кодекса, сей документ определяет меры дисциплинарного воздействия, порядок и основания их применения к членам СРО ААС за нарушение ими требований, установленных законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности, стандартами аудиторской деятельности, Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексом профессиональной этики аудиторов, уставом СРО ААС, локальными нормативными актами СРО ААС.

Основные положения Кодекса определяются статьей 20 Закона Об аудиторской деятельности, которая устанавливает меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций и нарушения, за которые применяются такие меры.

В соответствии с этой статьей, саморегулируемая организация аудиторов вправе устанавливать меры дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации, допустившего нарушение «обязательных требований», а не «требований, установленных законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности», как указано в проекте Кодекса.

Одновременно проверка соблюдения обязательных требований являются предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций. Так, что же включают в себя обязательные требования?

В действующей редакции Закона Об аудиторской деятельности к обязательным требованиям относятся требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 3 ст. 10 закона Об аудиторской деятельности)

С 1 января 2022 года вступают в действие изменения, согласно которым под обязательными требованиями понимаются нарушение требований Федерального закона Об аудиторской деятельности, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 3 ст. 5.2 закона Об аудиторской деятельности в новой редакции)

В новой редакции закона, из перечня обязательных требований исключается упоминание о стандартах аудиторской деятельности. Как мы знаем, к такими стандартам относятся стандарты, принятые Международной федерацией бухгалтеров (МСА).

Одновременно внесены изменения в статью 7 закона, из которой исключили нормативное предписание соблюдать международные стандарты аудита. В перечне нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и указанных в ст. 2 закона, международные стандарты аудита так же отсутствуют, поскольку они не относятся к нормативным актам. В законе лишь говорится, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности.

Таким образом, начиная с 1 января 2022 года международные стандарты аудита не относятся к обязательным требованиям, за исключением их отдельных положений, соблюдение которых обязательно, согласно закона об аудите.

К таким требованиям МСА относится принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ст. 10), так же, требования к форме, содержанию и порядку представления аудиторского заключения (ст. 6).

Соответственно из проекта Кодекса следует исключить нарушение стандартов аудиторской деятельности, как основание для применения мер дисциплинарной ответственности и привести  статью 1 и другие положения Кодекса в соответствие со статьей 20 в редакции закона от 01.01.2022 года.

Мы выяснили, что понятие «обязательные требования» не включают в себя международные стандарты аудита, которые не являются нормативными правовыми актами и не поименованы законом в составе обязательных требований регулирующих аудиторскую деятельность.

Кроме того, не все положения закона или нормативного акта иного уровня относятся к обязательным требованиям.

В 2020 году был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", который вступил в действие с 1 ноября 2020 года, а его отдельные положения с 1 марта 2021 года.

Закон "Об обязательных требованиях в РФ" распространяется на аудиторскую деятельность и несколько изменяет взгляд на обязательные требования, указанные в ст. 5.2 закона Об аудиторской деятельности.

Закон Об обязательных требованиях, определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Согласно принятого закона, обязательные требования устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, международными договорами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Законом предусмотрено, что органами осуществляющими государственный контроль формируются перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а сами требования подлежат внесению соответствующими федеральными органами исполнительной власти в ФГИС "Реестр обязательных требований" в 15-дневный срок со дня утверждения или актуализации перечней. Порядок формирования реестра определен постановлением Правительства, которое вступила в действие с 1 марта 2021 года.

С введением в действие закона "Об обязательных требованиях в РФ", для определения таких требований уже недостаточно иметь безымянное указание на законодательство РФ. К обязательным требованиям относятся нормы закона, имеющие определенную законом структуру и подлежащие государственному контролю. В любом случае, СРО уже не вправе самостоятельно определять нормы закона содержащие обязательные требования.

Федеральным казначейством утвержден «Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральным казначейством в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", привлечения к административной ответственности». Перечень основан на действующей редакции закона Об аудиторской деятельности и его следует привести в соответствие с вводимой в 2022 году редакцией закона Об аудиторской деятельности.  

В настоящее время, обязательные требования, регулирующие аудиторскую деятельность, в федеральном реестре отсутствуют. К тому же Федеральное Казначейство формирует перечень нормативных актов и вносит сведения в реестр в рамках государственного контроля организаций, осуществляющих аудит общественно значимых организаций, указанных в части 3 статьи 5  Федерального закона.

Следует признать, что Кодекс, содержащий обязательные требования нормативных правовых актов не может приниматься и действовать без перечня таких требований, внесенных в федеральный реестр.

Остается вопрос: кем будет формироваться перечень и вноситься в реестр сведения для осуществления СРО внешнего контроля и применения мер дисциплинарного воздействия, в отношении аудиторских организаций для которых не предусмотрен государственный контроль? В настоящее время такой орган власти или уполномоченная организация не определены.

Начиная с 2022 года статья 20 закона Об аудиторской деятельности дополнена новым основанием для применения мер дисциплинарного воздействия: «… требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, в том числе требований к членству в саморегулируемой организации аудиторов … ».

Какими же могут быть эти требования? Ясно, что они не могут быть произвольными и должны делегироваться СРО федеральным законом.

Согласно п. 5 ст. 17 Закона «Об аудиторской деятельности», саморегулируемая организация аудиторов обязана разработать и утвердить: 1) правила внешнего контроля деятельности своих членов; 2) правила независимости; 3) кодекс профессиональной этики; 4) требования к членству; 5) размер взносов и их уплаты; 6) меры дисциплинарного воздействия и порядок их применения; так же имеет право устанавливать дополнительные требования к международным стандартам аудита.

Требования содержащиеся в уставе СРО и в указанных документах очевидно и есть те требования, в отношении которых применяются меры дисциплинарного воздействия. МСА не являются требованиями, установленные СРО.

Следует напомнить, что нарушения, в отношении которых применяются меры дисциплинарного воздействия, одновременно являются и предметом внешнего контроля деятельности аудиторов. Так, в соответствии со статьей 10.1 закона Об аудиторской (в редакции с 01.01.2022) деятельности предметом внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, является соблюдение аудиторской организацией, аудитором обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов.

Как мы видим, все изложенное относится в полной мере и к осуществлению СРО ААС внешнего контроля деятельности аудиторов. Поэтому, представляется рациональным до начала обсуждения Дисциплинарного кодекса привести в соответствие с законодательством Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов  (одобрен Советом по аудиторской деятельности, от 15 декабря 2016 г.).

Приведение Классификатора в соответствие с измененным законодательством является более важным актом, чем принятие Кодекса, поскольку с 1 января при проведении ВККР применять классификатор возможно только в части не противоречащей закону.

Непосредственно от классификатора нарушений зависит содержание и применение общей части Дисциплинарного кодекса. Соответственно такой классификатор должен приниматься в том же порядке, что сам Дисциплинарный кодекс или описание события каждого нарушения должно содержаться в общей части Кодекса.

Обсуждение и утверждение классификатора нарушений аудиторским сообществом станет предтечей для принятия Дисциплинарного  кодекса и поможет снять с повестки обсуждения многие острые вопросы по его содержанию.

Продолжение >>

Авдеев Ю.Б.,
аудитор, юрист
управляющий ПКАТ "Авдеев и К"