Если вы работаете в интернет-торговле, то наверняка уже знаете про дополнительный канал продаж - маркетплейсы. Запустить продажи на маркетплейсах могут организации, ИП и даже самозанятые (с оговоркой, что последние продают товары собственного производства). Чтобы эффективно организовать продажи на маркетплейсах нужно знать подводные камни площадок и нюансы организации учета.
1. Плюсы и минусы маркетплейсов
Плюсов у маркетплейсов немало, их объем зависит от конкретной площадки. Основное, что привлекает бизнес это:
- возможность получить трафик маркетплейса
- экономия на рекламе, все продвигает непосредственно маркетплейс
- переход в онлайн из офлайна без собственного интернет-магазина
- сокращение издержек на хранении, тк маркетплейсы предоставляют свои склады
- возможность протестировать новый продукт: насколько он «зайдет» целевой аудитории
Но есть и обратная сторона маркетплейсов. Минусы такие:
- обязательные комиссии
- акции, в которых обязан участвовать поставщик (зачастую невыгодные для него)
- большое количество конкурентов
- сложность с продажами штучного или эксклюзивного товара
- упущенные возможности: вся информация о клиентах маркетплейса конфиденциальна, продавец не может сформировать базу постоянных клиентов через маркетплейс
- штрафы
- алгоритмы выдачи товаров на маркетплейсе: нужно как можно качественнее и информативнее заполнять карточки товаров, а также своевременно их обновлять
2. Что нужно для продаж на маркетплейсах
Чтобы начать продавать на маркетплейсах, надо подготовить документы, которые может запросить площадка. Базовый пакет для организаций обычно включает:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица
- выписка из ЕГРЮЛ
- устав
- копия паспорта генерального директора
- решение и приказ о назначении руководителя
- приказ о назначении главного бухгалтера
Но разные маркетплейсы помогут дополнительно запрашивать какие-либо документы.
Для ИП и самозанятых необходим минимум документов - свидетельство о постановке на налоговый учет и копия паспорта.
Итак, вы подготовили всё, что может запросить маркетплейс. Что делать дальше?
А дальше нужно начинать сотрудничество.
3. Алгоритм старта на маркетплейсах выглядит так:
1 шаг - вы заводите личный кабинет
Что понадобится на этом этапе? Нужны электронная почта и телефон.
2 шаг - принимаете оферту.
Какой будет договор? Для продажи на маркетплейсах нужно подписать агентский договор. По нему агент совершает сделки от имени продавца или от своего имени.
3 шаг - загружаете товар.
Как это происходит? Если товаров немного, то можно справиться вручную и используя excel. Если в номенклатуру входит более 40 единиц, то стоит подключить сервисы 1С, интегрированные с маркетплейсами. Они помогут автоматизировать многие процессы: обновление цен, карточек товаров, контроль остатков.
4 шаг - дожидаетесь модерации.
Как долго это происходит? На всех маркетплейсах по-разному. Например, на OZON обычно уходит сутки, а на Wilberries несколько дней.
5 шаг - выбираете вариант сотрудничества.
Какие форматы могут быть? Зависит от того, кто и каким способом хранит и доставляет товары. Возможны такие способы: доставка осуществляется продавцом, доставка осуществляется маркетплейсом, фулфилмент.
6 шаг - начинаете продавать.
4. Какое налогообложение должно быть, чтобы работать с маркетплейсами
Можно работать и при ОСН, и при УСН (доходы и доходы минус расходы). При варианте с патентом у ИП не получится продавать на маркетплейсах, так как интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН.
С каким товаром можно выходить на маркетплейсы
Продавать можно почти все: от еды до ювелирной продукции. Список того, с чем нельзя выходить на маркетплейсы довольно короткий:
- животные и растения
- алкоголь и табак
- пиротехника
- антиквариат
- запрещенная продукция (наркотики и тд)
В большинстве случаев нужны сертификаты на продукцию или подтверждение, что они не требуются.
5. Бухгалтерский учет на маркетплейсах
Проводки для продаж через агента (комиссионера) будут такие:
Дт 45.01 Кт 41.01 — передан товар маркетплейсу для реализации
После продажи товаров на маркетплейсе делаются проводки:
Дт 90.02.1 Кт 45.01 – списана себестоимость реализованных товаров;
Дт 60.01 Кт 76.09 – отражается удержанное комиссионное вознаграждение;
Дт 76.09 Кт 90.01.1 – отражается стоимость проданных товаров с НДС;
Дт 44.01 Кт 60.01 – посреднические услуги без НДС;
Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС по реализации;
Дт 19.04 Кт 60.01 — отражается НДС по вознаграждению комиссионера.
После перечисления суммы за проданные товара и вычета вознаграждения будет такая проводка:
Дт 51 Кт 76.09 — перечислена сумма за товары от маркетплейса минус вознаграждение
6. Как организован документооборот с маркетплейсами
Маркетплейсы работают с электронным документооборотом. OZON действует через сторонних операторов ЭДО, а Wildberries организовал свой портал для поставщиков.
Отчитываясь о продажах маркетплейсы направляют отчет комиссионера (агента). Можно настроить автоматическое получение такого отчета от всех маркетплейсов. Это значительно упростит работу бухгалтера.
Совет из практики
Используйте сервисы 1С для работы с маркетплейсами. В их возможности входит:
- Автоматическая загрузка отчёта сразу от всех маркетплейсов.
- Вы сможете настроить время обновления отчёта и получать его по расписанию.
- Быстрая обработка отчёта комиссионера от маркетплейсов. Несколько минут - и ваш отчёт уже в 1С.
- Полностью автоматический ввод документов от маркетплейсов. У вас больше не будет необходимости в ручном заполнении.
«Зайти» на маркетплейс - это только начало работы. Самый простой этап. Подводные камни появляются при организации процесса продаж. Основная сложность в том, что при большой номенклатуре постоянное обновление карточек товаров, цен и другой информации требует больших временных ресурсов. В большинстве случаев для этого нанимают отдельного специалиста по работе с маркетплейсами. Чтобы не нарваться на штраф и не теряться в алгоритмах выдачи маркетплейсов, необходимо оперативно контролировать многие параметры на площадках:
- обновлять остатки
- отслеживать новые заказы
- заниматься операционной работой без ущерба стратегическим и аналитическим задачам
- минимизировать переносы заказов
- контролировать сроки отгрузки и доставки товаров
7. Как максимально эффективно вести учет продаж на маркетплейсах
Самое главное - это контроль каждого этапа продаж, исключение ошибок и своевременная актуализация информации на маркетплейсах. Эти задачи важны бухгалтеру, менеджеру, самому владельцу бизнеса и фулфилиент-компаниям, которые работают с маркетплейсами.
Вся работа с маркетплейсами ведется через отдельные личные кабинеты каждой площадки. Когда позиций товаров штук 40, то этот способ вполне удобен. Но если вы продаете больше 50 позиций, то вести учет в 1С, а потом заходить в каждый маркетплейс и обновлять информацию вручную становится проблемно. Это увеличивает количество ошибок и приводит к снижению рейтинга. Вероятность ошибок кратна количеству маркетплейсов, с которыми работает продавец. Можете представить аврал проблем, когда бизнес продает на нескольких маркетплейсах одновременно?
Совет из практики
Чтобы упростить сложную систему взаимодействия с несколькими маркетплейсами одновременно, разработаны сервисы интеграции маркетплейсов с облачной 1С. Сервисы продуманы так, чтобы закрыть все потребности менеджеров и бухгалтеров при управлении и учете продаж на маркетплейсах. Продавец сможет управлять заказами, товарами и остатками в одном интерфейсе 1С в облаке 42Clouds.
Как это реализовано
Онлайн-сервисы интеграции c 1С и маркетплейсов - это рабочее место внутри системы 1С на базе облака 42Clouds. Вы управляете товарами, ценами и заказами в 1С, а сервис автоматически переносит всю информацию в маркетплейс. При подключении сервисов к облачной 1С в системах учета появляется возможность работать с маркетплейсами в едином окне. Вместо нескольких личных кабинетов - привычный интерфейс 1С.
8. С какими маркетплейсами можно интегрировать облачную 1С от 42clouds?
OZON
Wilberries
Сбермегамаркет
Aliexpress
Lamoda
Яндекс Маркет
Чем помогут сервисы в вашей работе
С онлайн-сервисами вы сможете управлять продажами на маркетплейсах прямо из своей 1С:
- автоматически создавать заказы
- обновлять и контролировать остатки
- автоматически создавать дополнительные реквизиты в карточке товаров
- контролировать заказы на маркетплейсах через 1С
- выгружать заказы по расписанию
Что дадут сервисы бизнесу
- Свободное время.
После настройки вы сможете автоматизировать перенос информации на маркетплейс. Освободившееся время вы сможете провести с клиентами или заняться стратегическим развитием.
- Плюс в рейтинге на маркетплейсе Ваши данные будут чаще обновляться, и для этого не нужно дополнительно что-то делать на маркетплейсе.
- Актуальную информацию для покупателей на Ozon. Изменения цены, наличие на складе - всё отобразится на маркетплейсе автоматически.
- Быструю обработку заказов. Заказы будут сформированы в 1С автоматически
Маркетплейсы - это площадка, которая способна масштабировать продажи. Важно объективно оценить этот ресурс для бизнеса и грамотно настроить учет и управление продажами.
Комментарии читателей
Очень подробно! Благодарю!
Хотела написать, что лекарства нельзя продавать на маркетплейсах. Но оказывается, что уже можно.