Маркетплейс - это площадка, которая способна масштабировать продажи. Но в процессе работы появляется много вопросов по учету и управлению продажами на маркетплейсах. Рассказываем, что надо знать бухгалтеру и предпринимателю, чтобы настроить эффективные продажи и вести грамотный учет.

Если вы работаете в интернет-торговле, то наверняка уже знаете про дополнительный канал продаж -  маркетплейсы. Запустить продажи на маркетплейсах могут организации, ИП и даже самозанятые (с оговоркой, что последние продают товары собственного производства). Чтобы эффективно организовать продажи на маркетплейсах нужно знать подводные камни площадок и нюансы организации учета. 

 

1. Плюсы и минусы маркетплейсов

Плюсов у маркетплейсов немало, их объем зависит от конкретной площадки. Основное, что привлекает бизнес это:

- возможность получить трафик маркетплейса

- экономия на рекламе, все продвигает непосредственно маркетплейс

- переход в онлайн из офлайна без собственного интернет-магазина

- сокращение издержек на хранении, тк маркетплейсы предоставляют свои склады

- возможность протестировать новый продукт: насколько он «зайдет» целевой аудитории

Но есть и обратная сторона маркетплейсов. Минусы такие:

- обязательные комиссии 

- акции, в которых обязан участвовать поставщик (зачастую невыгодные для него)

- большое количество конкурентов 

- сложность с продажами штучного или эксклюзивного товара

- упущенные возможности: вся информация о клиентах маркетплейса конфиденциальна, продавец не может сформировать базу постоянных клиентов через маркетплейс

- штрафы 

- алгоритмы выдачи товаров на маркетплейсе: нужно как можно качественнее и информативнее заполнять карточки товаров, а также своевременно их обновлять

 

2. Что нужно для продаж на маркетплейсах

 

Чтобы начать продавать на маркетплейсах, надо подготовить документы, которые может запросить площадка. Базовый пакет для организаций обычно включает:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица 

- выписка из ЕГРЮЛ

- устав

- копия паспорта генерального директора

- решение и приказ о назначении руководителя

- приказ о назначении главного бухгалтера

Но разные маркетплейсы помогут дополнительно запрашивать какие-либо документы.

Для ИП и самозанятых необходим минимум документов - свидетельство о постановке на налоговый учет и копия паспорта.

Итак, вы подготовили всё, что может запросить маркетплейс. Что делать дальше?

А дальше нужно начинать сотрудничество.

 

3. Алгоритм старта на маркетплейсах выглядит так:

1 шаг - вы заводите личный кабинет

Что понадобится на этом этапе? Нужны электронная почта и телефон.

2 шаг - принимаете оферту.

Какой будет договор? Для продажи на маркетплейсах нужно подписать агентский договор. По нему агент совершает сделки от имени продавца или от своего имени.

3 шаг - загружаете товар.

Как это происходит? Если товаров немного, то можно справиться вручную и используя excel. Если в номенклатуру входит более 40 единиц, то стоит подключить сервисы 1С, интегрированные с маркетплейсами. Они помогут автоматизировать многие процессы: обновление цен, карточек товаров, контроль остатков.

4 шаг - дожидаетесь модерации.

Как долго это происходит? На всех маркетплейсах по-разному. Например, на OZON обычно уходит сутки, а на Wilberries несколько дней.

5 шаг - выбираете вариант сотрудничества.

Какие форматы могут быть? Зависит от того, кто и каким способом хранит и доставляет товары. Возможны такие способы: доставка осуществляется продавцом, доставка осуществляется маркетплейсом, фулфилмент.

6 шаг - начинаете продавать.

 

4. Какое налогообложение должно быть, чтобы работать с маркетплейсами

Можно работать и при ОСН, и при УСН (доходы и доходы минус расходы). При варианте с патентом у ИП не получится продавать на маркетплейсах, так как интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН.

С каким товаром можно выходить на маркетплейсы

Продавать можно почти все: от еды до ювелирной продукции. Список того, с чем нельзя выходить на маркетплейсы довольно короткий:

- животные и растения

- алкоголь и табак

- пиротехника

- антиквариат

- запрещенная продукция (наркотики и тд)

В большинстве случаев нужны сертификаты на продукцию или подтверждение, что они не требуются.

 

5. Бухгалтерский учет на маркетплейсах


Проводки для продаж через агента (комиссионера) будут такие:

Дт 45.01 Кт 41.01 — передан товар маркетплейсу для реализации

После продажи товаров на маркетплейсе делаются проводки:

Дт 90.02.1 Кт 45.01 – списана себестоимость реализованных товаров;

Дт 60.01 Кт 76.09 – отражается удержанное комиссионное вознаграждение;

Дт 76.09 Кт 90.01.1 – отражается стоимость проданных товаров с НДС;

Дт 44.01 Кт 60.01 – посреднические услуги без НДС;

Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС по реализации;

Дт 19.04 Кт 60.01 — отражается НДС по вознаграждению комиссионера.

После перечисления суммы за проданные товара и вычета вознаграждения будет такая проводка: 

Дт 51 Кт 76.09 — перечислена сумма за товары от маркетплейса минус вознаграждение

 

6. Как организован документооборот с маркетплейсами

Маркетплейсы работают с электронным документооборотом. OZON действует через сторонних операторов ЭДО, а Wildberries организовал свой портал для поставщиков.

Отчитываясь о продажах маркетплейсы направляют отчет комиссионера (агента). Можно настроить автоматическое получение такого отчета от всех маркетплейсов. Это значительно упростит работу бухгалтера.

 

Совет из практики

Используйте сервисы 1С для работы с маркетплейсами. В их возможности входит:

- Автоматическая загрузка отчёта сразу от всех маркетплейсов.
- Вы сможете настроить время обновления отчёта и получать его по расписанию.

- Быстрая обработка отчёта комиссионера от маркетплейсов. Несколько минут - и ваш отчёт уже в 1С.

- Полностью автоматический ввод документов от маркетплейсов. У вас больше не будет необходимости в ручном заполнении.

«Зайти» на маркетплейс  - это только начало работы. Самый простой этап. Подводные камни появляются при организации процесса продаж. Основная сложность в том, что при большой номенклатуре постоянное обновление карточек товаров, цен и другой информации требует больших временных ресурсов. В большинстве случаев для этого нанимают отдельного специалиста по работе с маркетплейсами. Чтобы не нарваться на штраф и не теряться в алгоритмах выдачи маркетплейсов, необходимо оперативно контролировать многие параметры на площадках:

- обновлять остатки 

- отслеживать новые заказы

- заниматься операционной работой без ущерба стратегическим и аналитическим задачам

- минимизировать переносы заказов

- контролировать сроки отгрузки и доставки товаров

 

7. Как максимально эффективно вести учет продаж на маркетплейсах

 

Самое главное - это контроль каждого этапа продаж, исключение ошибок и своевременная актуализация информации на маркетплейсах. Эти задачи важны бухгалтеру, менеджеру, самому владельцу бизнеса и фулфилиент-компаниям, которые работают с маркетплейсами. 

Вся работа с маркетплейсами ведется через отдельные личные кабинеты каждой площадки. Когда позиций товаров штук 40, то этот способ вполне удобен. Но если вы продаете больше 50 позиций, то вести учет в 1С, а потом заходить в каждый маркетплейс и обновлять информацию вручную становится проблемно. Это увеличивает количество ошибок и приводит к снижению рейтинга. Вероятность ошибок кратна количеству маркетплейсов, с которыми работает продавец. Можете представить аврал проблем, когда бизнес продает на нескольких маркетплейсах одновременно?

 

Совет из практики

Чтобы упростить сложную систему взаимодействия с несколькими маркетплейсами одновременно, разработаны сервисы интеграции маркетплейсов с облачной 1С. Сервисы продуманы так, чтобы закрыть все потребности менеджеров и бухгалтеров при управлении и учете продаж на маркетплейсах. Продавец сможет управлять заказами, товарами и остатками в одном интерфейсе 1С в облаке 42Clouds.

 

Как это реализовано

Онлайн-сервисы интеграции c 1С и маркетплейсов - это рабочее место внутри системы 1С на базе облака 42Clouds. Вы управляете товарами, ценами и заказами в 1С, а сервис автоматически переносит всю информацию в маркетплейс. При подключении сервисов к облачной 1С в системах учета появляется возможность работать с маркетплейсами в едином окне. Вместо нескольких личных кабинетов - привычный интерфейс 1С.

 

8. С какими маркетплейсами можно интегрировать облачную 1С от 42clouds?

OZON

Wilberries

Сбермегамаркет

Aliexpress 

Lamoda

Яндекс Маркет

 

Чем помогут сервисы в вашей работе

С онлайн-сервисами вы сможете управлять продажами на маркетплейсах прямо из своей 1С: 

- автоматически создавать заказы

- обновлять и контролировать остатки

- автоматически создавать дополнительные реквизиты в карточке товаров

- контролировать заказы на маркетплейсах через 1С

- выгружать заказы по расписанию


Что дадут сервисы бизнесу

- Свободное время.
После настройки вы сможете автоматизировать перенос информации на маркетплейс. Освободившееся время вы сможете провести с клиентами или заняться стратегическим развитием.

- Плюс в рейтинге на маркетплейсе Ваши данные будут чаще обновляться, и для этого не нужно дополнительно что-то делать на маркетплейсе.

- Актуальную информацию для покупателей на Ozon. Изменения цены, наличие на складе - всё отобразится на маркетплейсе автоматически.

- Быструю обработку заказов. Заказы будут сформированы в 1С автоматически

Маркетплейсы - это площадка, которая способна масштабировать продажи. Важно объективно оценить этот ресурс для бизнеса и грамотно настроить учет и управление продажами.