Отражение госзакупок в «1С»

Программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред 1.0, поможет в отражении операций по учету закупок. При этом надо учитывать, что документы, отражающие обязательства, создаются примерно по одному образцу. А вот создание документа завершения конкурентной процедуры будет различаться в зависимости от ее результатов.

Создание документов обязательств

В ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложен перечень конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Это могу быть конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. Контракты, заключенные государственными учреждениями, подлежат включению в Реестр контрактов, который ведет Федеральное казначейство (ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ).

В момент размещения учреждением в единой информационной системе Извещения о проведении конкурентной процедуры (далее Извещение), у учреждения возникают принимаемые обязательства. Напомним, принимаемым обязательством признается обязанность учреждения предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков средства в соответствующем финансовом году. Возникшее обязательство учитывается в сумме начальной (максимальной) цены контракта.

В программе следует зарегистрировать Извещение. На основании Извещения необходимо создать новый элемент справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств» (далее справочник «Договоры»), который доступен из пункта меню «Расчеты». Поскольку поставщик еще не известен, так как конкурентные процедуры не завершены, сведения о нем не указываются.

Далее следует внести «План-график финансирования обязательства» (закладка «План финансирования/Сроки, суммы»).

В шапке документа «План-график финансирования обязательства» указывается:

В табличной части документа вводятся сведения о планируемом периоде авансового платежа с указанием КПС, источника финансового обеспечения и предмета обязательства. Если учреждением предусматривается перечисление авансовых платежей при расчетах, то сведения о планируемых периодах расчетов вносятся отдельными строками по суммам авансов и окончательных расчетов.

После этого по кнопке «Ввести на основании» создается документ «Принятое обязательство» с видом операции «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)».

В соответствии с пп. 308, 319 Инструкции № 157н обязательства государственного (муниципального) учреждения, принимаемые при определении поставщиков с использованием конкурентных способов, отражаются в бухгалтерском учете на счете 502 07 «Принимаемые обязательства». Результатом проведения документа в бюджетном учреждении будут следующие корреспонденции: Дебет 0.506.10 – Кредит 0.502.17.

Для того чтобы создать денежное обязательство на аванс в элементе справочника «Договоры», необходимо также воспользоваться кнопкой «Ввести на основании» и создать документ «Принятое денежное обязательство» – программа автоматически установить сумму аванса в табличной части документа.

Завершение конкурентной процедуры

По результатам завершения конкурентных процедур учреждением определяется поставщик, с которым будет заключен Государственный контракт. В момент заключения контракта о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у учреждения возникает обязательство – обязанность предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, денежные средства (п. 308 Инструкции № 157н).

В учете возникшее обязательство подлежит отражению на счете 502 01 «Принятые обязательства» (пп. 318, 319 Инструкции № 157н). Для этого необходимо в ранее созданном при формировании Извещения элементе справочника «Договоры» заполнить сведения о контрагенте и о заключенном контракте.

Далее по кнопке «Ввести на основании» следует создать документ «Принятое обязательство» с операцией «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур». Документ сформирует корреспонденции: Дебет 0.502.17 – Кредит 0.502.11.

Завершение конкурентной процедуры может иметь определенные результаты:

  1. Конкурентные процедуры завершены с экономией.

Если достигнута экономия и цена контракта менее начальной максимальной цены контракта, то следует внести соответствующие изменения. В «План-график финансирования обязательства» датой подписания государственного контракта изменения вносятся по одноименной кнопке «Изменить план финансирования». В новом документе в графе «Изменения» вводится сумма экономии со знаком минус.

Далее для отражения суммы полученной экономии, на основании созданного по данной закупке элемента справочника «Договоры» по кнопке «Ввести на основании», создается еще один документ «Принятое обязательство»с видом операции «Экономия по результатам конкурсных процедур».

  1. Учреждением может быть принято решение о незаключении контракта по результатам конкурентной процедуры.

При завершении процедуры отказом от заключения контракта в карточке Договора по кнопке «Изменить план финансирования» вносятся изменения в «План-график финансирования обязательства».

В новом документе в графе «Изменения» вводится сумма контракта и количество со знаком минус так, чтобы план-график обнулился. После внесения изменений в План-график финансирования обязательства на основании Договора по кнопке «Ввести на основании» создается документ «Принятое обязательство» с операцией «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)». На закладке «Суммы обязательств» автоматически заполнится сумма контракта со знаком минус.

  1. После заключения контракта может произойти его расторжение, например, в связи с нарушением его условий.

В таком случае происходит аннулирование обязательств, принятых после завершения конкурентной процедуры.

Датой расторжения контракта в карточке Договора по кнопке «Изменить план финансирования» вносятся соответствующие изменения В новом документе в графе «Изменения» вводится сумма контракт со знаком минус так, чтобы план-график обнулился.

Далее следует отразить сторно принятых обязательств. На основании введенного по расторгаемому контракту документа «Принятое обязательство» с операцией «Принимаемое обязательство (конкурсные процедуры)», необходимо создать документ «Сторно».

На закладке «Регистр бухгалтерии» автоматически заполнится сумма, объявленная в документации о закупке, со знаком минус. Таким же образом необходимо отсторнировать документы «Принятое обязательство» с видом операции «Экономия по результатам конкурсных процедур», а также «Принятое обязательство» с операцией «Принятие обязательства по завершению конкурсных процедур».

В программе для обобщения сведений о контрактах, заключенных на конкурсной основе, реализован отчет «Реестр контрактов» (меню «Расчеты»).

Формируется «Реестр контрактов» по данным специализированного документа «Сведения о государственном (муниципальном) контракте». В указанном документе предусмотрен целый ряд реквизитов, характеризующих индивидуальные сведения о закупке. Некоторые из них являются обязательными, некоторые дополнительными. Так, в обязательном порядке «Сведения о государственном (муниципальном) контракте» должны содержать данные в реквизите «Номер реестровой записи, присвоенный уполномоченным органом». Создание этого документа доступно по кнопке «Ввести на основании» из сформированного элемента справочника «Договоры».

Закупка у единственного поставщика

В случаях, определенных ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, учреждение вправе закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без применения конкурентных способов размещения заказов. Отметим, что договоры, заключенные с единственным поставщиком, не подлежат включению в Реестр контрактов, который ведет Федеральное казначейство.

Данные о заключенном учреждении договоре с единственным поставщиком необходимо внести в программу. Следует создать новый элемент справочника «Договоры», указать в нем контрагента, реквизиты заключенного договора и другие сведения о нем. Также следует заполнить «План-график финансирования», как описано выше.

После записи «Плана-графика» через кнопку «Действия» – «Ввести на основании» – «Принятое обязательство» вводим документ регистрации обязательства. В созданном документе необходимо выбрать операцию «Принятие обязательства» и указать лицевой счет. Проведенный документ в бюджетном учреждении сформирует корреспонденции: Дебет 0.506.10 – Кредит –0.502.11.

Для обобщения информации о договорах, заключенных без применения конкурентных процедур, предназначен отчет «Реестр закупок» (меню «Расчеты»). Данные в отчете сформируются на основании заполненных Планов-графиков финансирования.