Сравнение программ для автоматизации бухгалтерского учета НФО на платформе 1С

В 2015 году на рынке финансовых организаций появился новый регулятор - ЦБ РФ. Он заменил Министерства финансов РФ. ЦБ РФ изменил процедуры учёта и отчетности для некредитных финансовых организаций России. Для компаний отрасли это означает изменение плана счетов, изменение порядка учета хозяйственных операций и отчетных форм уже с 1 января 2017 года. В перечень некредитных финансовых предприятий (далее – НФО) включены участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, регистраторы), управляющие инвестиционными фондами, специализированные депозитарии, акционерные и негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и пр.

Микрофинансовым организациям и потребительским кооперативам дана отсрочка до начала 2018 г. А «день Х» для ломбардов и сельскохозяйственных кредитных кооперативов наступит только в 2019 году.

Проект изменений представлен в Положениях №486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета и порядке его применения в некредитных финансовых организациях» и №487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» и предусматривает обязанность вести учет по Единому плану счетов (ЕПС), разработанному на принципах МСФО и близкому к применяемым в банках.

Требования затрагивают специфические процедуры и задачи:

Подробнее изменения в учете и отчетности некредитных финансовых организаций можно посмотреть, например, здесь.

Невыполнение требований ЦБ РФ может привести к потере лицензии на основную деятельность.

С чего начать и как реализовать требования ЦБ РФ?

Наверное, можно (а в некоторых случаях, нужно) привлечь в штат компании соответствующих профессионалов - бухгалтеров МСФО или финансовых консультантов экспертного уровня. Но сейчас в стране уже практически никто не ведёт бухгалтерию «на коленке», все давно используют средства автоматизации: бухгалтерские, финансовые компьютерные программы. Понятно, что новые требования затрагивают, прежде всего, бухгалтерские программные системы предприятия, как основные, а в небольших компаниях, и единственные средства для ведения учёта и формирования отчётности. Это они, в первую очередь, должны соответствовать новым правилам и требованиям. Их нужно дорабатывать, менять. А справятся ли привлечённые специалисты и консультанты, плюс хорошие программисты за срок меньше чем полгода – вопрос.

С целью помочь некредитным финансовым организациям модернизировать свои бухгалтерские системы в короткие сроки и качественно, несколько IT-компаний разработали и выпустили на рынок специальные программные продукты. Большая часть этих решений создано на платформе 1С 8. И это не удивительно. Ведь по данным IDC 83% автоматизированных мест в России используют программные продукты 1С.

Для автоматизации учета НФО на платформе 1С существуют следующие решения:

1С-Рарус: Некредитная финансовая организация

1С:Бухгалтерия некредитной финансовой организации КОРП

Ортикон: ЕПС. Основная поставка ред.1

Хомнет:НФО

В рамках данной статьи я предлагаю небольшой критический обзор представленных программ. Безусловно, на рынке есть и другие предложения от различных вендоров и компаний. Но, по моему скромному мнению, составить конкуренцию программам из тех, что представлены ниже, им будет сложно.

В настоящее время все программные решения в определённой степени «сырые». Причиной тому не лень или низкая квалификация разработчиков, а отсутствие четких детальных требований финансового регулятора, которые (требования) ещё продолжают формироваться и уточнятся. Но это не означает, что нужно откладывать внедрение программ на более поздний срок. Нужно просто внимательно выбирать системы, у которых есть перспектива качественного сопровождения и дальнейшего обновления, как и у любой бухгалтерской программы.

Компании, рассчитывающие на значительные объёмы продаж по доступным ценам предлагают свои программы и документацию к ним в хорошо известной «жёлтой коробке» с логотипом 1С. Но это не коробочный продукт, в маркетинговом смысле этого слова. Который поставил и уже можно использовать. Программа от 1С-Рарус, например, предусматривает опцию переноса данных из 1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ ред.3, но ПРОФ стоит не у всех. С другими версиями бухгалтерских программ уже придется несколько повозиться, чтобы найти оптимальный способ переноса. В этом случае понадобится опытный IT специалист. Еще сложнее выполняется перенос данных по учету ценных бумаг – здесь однозначно нужен специалист с соответствующим опытом.

Наибольшие трудности при внедрении будут возникать в методологии работы с продуктом. К сожалению, реалии таковы, что не каждый бухгалтер, даже имеющий опыт работы в банке или с МСФО, способен оперативно разобраться в новом программном функционале. В этом случае ему также придется воспользоваться помощью опытного консультанта.

В работе каждой компании есть особенности, которые будут требовать доработок в типовом продукте. С чем-то можно смириться, от некоторых можно отказаться не в ущерб бизнес-процессам. Но некоторые могут иметь принципиальное значение для эффективной работы и взаимодействия внутри и вне финансового блока компании. В таких случаях приглашение опытного IT консультанта и программиста также будет наилучшим выбором.
Ниже я предлагаю характеристику, по моему мнению, вышеназванных продуктов.

1С-Рарус: Некредитная финансовая организация, редакция 1

Разработчик, как понятно из названия, «1С-Рарус» – один из ведущих франчайзи 1С, хорошо известный множеством отраслевых решений и качеством продуктов. Универсальное решение для некредитных финансовых компаний имеет очень важное расширение, которого не заметно у конкурентов – это наличие дополнительного модуля «Учет ценных бумаг».

1С:Бухгалтерия некредитной финансовой организации КОРП (1С:БНФО).

Разработчик, компания «АйТи Капитал» - партнёр 1С по продуктам для финансового сектора, поставщик решений на платформе 1С для банков. Накопленный в этой сфере опыт позволил компании сделать сильный, солидный продукт, который получил поддержку 1С. 1С:БНФО имеет статус "1С:Совместно" - права на неё переданы фирме "1С" для дополнительных гарантий на развитие и поддержку. Гарантия качества от крупнейшего российского вендора. Очевидный минус – в базовом БНФО есть только общехозяйственный учет, отсутствует учёт специализированных задач, например, учёт ценных бумаг.

Ортикон: ЕПС. Основная поставка ред.1

Разработчик, компания «Ортикон», специализируется на автоматизации страховых, инвестиционных компаний и фондов, а также других организаций финансового рынка. Но презентация решения на сайте оставляет в некотором недоумении. Есть грамотное описание функций продукта, чёткий прайс-лист. Но почему-то на их сайте указано, что «цены действительны до 31 июня 2015 года». Такая маркетинговая политика вызывает определенные вопросы. Можно предположить, что Ортикон разработал продукт, но продажи «не пошли» и о продукте забыли.

Хомнет: НФО

Разработчик, «Хомнет Консалтинг» - 16 лет занимается автоматизацией международных компаний. И предлагает, судя по описанию, очень достойный продукт. НО, по совершенно неконкурентоспособной цене - 1 500 000 руб.

Сводный анализ систем представлен в таблице.

 

1С-Рарус: НФО

1С:БНФО

Ортикон: ЕПС

Хомнет: НФО

Позиционирование

Любые НФО.
Для страховых компаний и НПФ требуется доработка.

Крупные и средние НФО.
В программе не отражена специфика некоторых видов деятельности НФО (рынок ЦБ, страховые компании и др.). Требуются специальные решения.

Все виды НФО

Все виды НФО

Бесплатная
демо-версия

по заявке на сайте

нет

по заявке на сайте (но ответа не было)

нет

Цена базового решения (1 пользователь), руб.

80 000 

98 000

178 000
(цены действительны до 31 июня 2015 года)

1 500 000 (Корпоративная поставка  с методологическим кейсом «Финансовая (бухгалтерская) отчетность для некредитной финансовой организации»

Цена модуля Учет ценных бумаг (1 пользователь), руб.

150 000

-

-

Установка

Требует 1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ, приобретается дополнительно (если нет).

1С:Бухгалтерия 8 КОРП входит в состав поставки

Разработка является дополнением к отраслевым решениям компании "Ортикон Групп" для финансового рынка, а также может использоваться с «1С:Бухгалтерия 8».

Программный продукт может быть использован в виде отдельной информационной базы или интегрироваться в действующую систему предприятия: «1С:Бухгалтерия предприятия 8» ред. 1.5, 1.6, 2.0, 3.0

Интеграция

Для интеграции с иными информационными системами используются типовые механизмы платформы «1С:Предприятие 8.3» и доработки по индивидуальным проектам.

Для интеграции с иными информационными системами используются типовые механизмы платформы «1С:Предприятие 8.3»

Техподдержка

Сопровождение пользователей базовой версии осуществляется с помощью пакетов технологической поддержки: КОРП, ПРОФ и Базовый (135 000, 67 000 и 45 000 руб). Сопровождение пользователей, которые приобрели дополнение «Учет ценных бумаг» к основной поставке, осуществляется с помощью пакетов технологической поддержки: КОРП, ПРОФ и Базовый (202 000, 100 000 и 67 000 руб).

Сопровождение и поддержка пользователей осуществляется по договору 1С:ИТС с активированным сервисом 1С:ИТС Отраслевой 3-й Категории - 48 000 руб. в год, дополнительно к одному из основных договоров 1С:ИТС (ИТС ПРОФ – 35 592 руб, ИТС Техно – 15 036 руб. в год)

Отраслевое ИТС ТЕХНО Ортикон:  108 000 руб. в год (цены действительны до 31 июня 2015 года).

Стоимость поддержки рассчитывается индивидуально по результатам анализа учетной системы Заказчика.

Оптимизировано для большей производительности и быстродействия

Есть

Декларируется, но реально - ?

Нет данных

Нет данных

Масштабируемость

Расширение количества автоматизированных рабочих мест осуществляется приобретением клиентских лицензий как на платформу "1С:Предприятие 8" так и клиентских лицензий на конфигурацию " Бухгалтерия некредитной финансовой организации КОРП".

Для работы в варианте клиент-сервер необходимо приобрести лицензию на использование сервера "1С:Предприятие 8".

Минусы, недостатки, замечания 

Для страховых компаний и НПФ требуется доработка программы.

В программе не отражена специфика различных видов деятельности НФО (рынок ЦБ, страховые компании и др.). Требуются специальные решения по более высоким ценам.

Почему «цены действительны до 31 июня 2015 года»?

цена - 1 500 000 руб.

О ценах – отдельная речь. Минимальная цена программы для некредитных финансовых организаций – 80 000 руб. (для 1 пользователя, без ценных бумаг). Желающие сразу посмотреть, оценить, спросить и купить – смотрите здесь. Нельзя сказать, что цена бюджетная. Для небольших компаний и стартапов – высокая. Но и не запредельная, хороший софт от известных разработчиков, стоит больше. Но здесь случай особый: некредитные финансовые организации, которых в России, по моим подсчётам около 3000, поставлены перед жёстким выбором: внедрить купленную программу или закрыться. Возможен вариант, когда компании могут пригласить программистов и написать программу самим. Но хорошие программисты стоят дорого, а результаты внедрения могут оказаться достаточно сомнительными.

Выводы:

Первое. В достаточно сжатые сроки реализовать задачу полноценного внедрения «коробочных» продуктов для некредитных финансовых организаций собственными силами, без помощи внешнего консультанта, довольно сложно. Компании - разработчики просто не справятся в короткие сроки с таким потоком задач. Как поступать в этом случае? Не обязательно вставать в длинную очередь к создателям рассмотренных программ, а можно найти компанию с опытом внедрения и адаптации похожих решений для финансовых компаний. Желательно, чтобы у компании был опыт разработки методологии учета МСФО и консалтинга в бухгалтерско-финансовой сфере.

Второе и Главное: Принципиальной разницы между программными продуктами для перехода на новый план счетов для некредитных финансовых организаций нет. И быть не может, в силу однозначности исходных требований и одной и той же платформы 1С, на которой они разработаны. Но во внедрении и дальнейшем развитии даже одного и того же продукта возможна существенная разница, которая обусловлена «особенностями компании». И дело тут не только в тонкой отраслевой специфике: например, различием в бизнесе инвестиционного фонда и страховщика. Различные исходные варианты 1С (платформы, конфигурации), уровни квалификации персонала, различные размеры бизнеса, совершенно различные модели управления (от «семейного» бизнеса и стартапа до корпорации), возможно, региональные различия, и, наконец, разные финансовые возможности могут определить весьма различные подходы к внедрению и адаптации решения. Мой совет – важно не ЧТО внедрять и развивать, а КАК. Ищите консультанта с хорошим реальным опытом гибкого индивидуального подхода к клиенту. У которой на первом месте не деньги, а результат, который их приносит. Чтоб затраты на такую «принудительную» автоматизацию принесли вам доход, в конечном счёте.

Есть вопросы – пишите, звоните.

Исаев Вадим Владимирович, «Солитон Консалтинг Групп», +7 (905) 520-64-96, +7 (495) 984-30-64, v.isaev@solitonkg.ru