Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Сегодня электронный документооборот в приоритете. Отчеты в налоговую, ПФР, Минюст и другие структуры многие уже давно сдают через специальные сервисы на официальных ресурсах профильных ведомств или через операторов по ТКС. Входят в практику электронные договоры и другие документы. Все это актуализирует вопросы по применению ЭЦП.
Сертификат ЭЦП оформляется юридическим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Физлица могут пользоваться электронной подписью с 14 лет. Для получения сертификата нужно иметь удостоверение личности, ИНН, СНИЛС.
Применение сертификата электронной подписи от регионального фактора не зависит. ЭЦП, полученные в удостоверяющих центрах, действуют на всей территории РФ.
Согласно действующему законодательству, ЭЦП выдается максимум на 15 месяцев. В подавляющем большинстве случаев сертификат оформляют на 1 год. Это обусловлено, в первую очередь, техническими причинами и спецификой использования программных средств. По желанию заявителя ЭЦП оформляется на меньший срок.
Один владелец электронной подписи может иметь любое количество ключей. Здесь действующее законодательство ограничений не накладывает и лимитов не устанавливает.
Сертификаты физических лиц и индивидуальных предпринимателей отличаются только актуальными сведениями. Электронная подпись ИП содержит, помимо персональных данных, регистрационный номер (ОГРНИП). В число актуальных сведений об организации входят ОГРН, ИНН налогоплательщика, юридический адрес, название компании.
Соответствующие требования к сведениям в сертификатах прописаны в ФЗ №63 от 06.04.2011.
Никак. Передача ключей электронной цифровой подписи третьим лицам запрещено законом (ФЗ №63 ст. 10). Такое действие противоречит принципам обеспечения конфиденциальности в рамках ЭДО и мешает идентификации владельца сертификата.
На практике же не всегда владелец ЭЦП подписывает электронные документы собственноручно. Если ключ использует технический специалист, то делать это он должен только с согласия и под контролем владельца сертификата.
По доверенности получить квалифицированный сертификат нельзя. Главным условием его вручения физическому лицу является идентификация (установление личности заявителя удостоверяющим центром). На сегодняшний день для проведения идентификации требуется личное присутствие физлица в учреждении.
Смена обязательных реквизитов (названия организации, юридического адреса, ИНН, ОГРН) – основание для признания квалифицированного сертификата недействительным, поскольку информация, закодированная в нем, становится недостоверной. Чтобы продолжить использование ЭДО, рекомендуется обратиться в удостоверяющий центр для получения нового сертификата электронной подписи.
Сертификат электронной подписи может оформить иностранный гражданин и компания-нерезидент. Физлицу для этого нужно иметь ИНН и СНИЛС. От юрлица потребуется ИНН организации, персональные данные уполномоченного лица и доверенность на представление интересов компании. Применение электронной подписи нерезидентом может быть ограниченным. Это связано с требованиями информационных систем и отсутствием у владельца сертификата тех или иных идентификационных атрибутов.